город Москва |
|
11 июня 2019 г. |
Дело N А41-78591/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя: Аксенова О.А., доверенность от 09.01.2019;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: от Мособлархитектуры: Семионичев А.С., доверенность от 10.01.2019; от Администрации Рузского городского округа Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области: представители не явились, извещены;
рассмотрев 04 июня 2019 года в судебном заседании кассационные жалобы
заинтересованного лица - Управления Росреестра по Московской области и третьего лица - Мособлархитектуры
на решение от 20 декабря 2018 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Гриневой А.В.,
на постановление от 26 февраля 2019 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Семушкиной В.Н., Коноваловым С.А., Немчиновой М.А.,
по делу N А41-78591/18
по заявлению ЗАО "Знаменское"
об оспаривании решения
к Управлению Росреестра по Московской области,
третье лицо: Администрация Рузского городского округа Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Мособлархитектура,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Знаменское" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области (далее - Управление) (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений) о/об:
- признании недействительным решения Управления от 06.11.2018 N МО-18/РКФ-513495 об отказе в учете изменений объекта;
- обязании Управления осуществить кадастровый учет изменений в сведениях о категории земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23724 с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Рузского городского округа Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области и Мособлархитектура.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 декабря 2018 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, на основании части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области на Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области (Мособлархитектура).
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росреестра по Московской области и Мособлархитектура обратились с кассационными жалобами, в которых просят решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявители жалоб считают судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо и третьи лица - Администрация Рузского городского округа Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационных жалоб, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель третьего лица - Мособлархитектуры поддержал доводы кассационных жалоб.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационных жалоб.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, на праве собственности обществу принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:23724, площадью 21.310+/-1.793 кв.м, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 25.09.2018 N 99/2018/187143450.
30.07.2018 общество обратилось в Управление с заявлением N 50-0-1-330/3001/2018-5736, в котором просило осуществить государственный учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 50:19:0000000:23724, в связи с изменением категории земель, к которой отнесен земельный участок, поскольку в соответствии с утвержденным генеральным планом сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области указанный земельный участок включен в границы населенного пункта - д. Константиново.
06.08.2018 заинтересованным лицом принято решение о приостановлении осуществления государственного учета, в связи с тем, что в реестре объектов недвижимости отсутствуют сведения о границе населенного пункта, в которую входит земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000: 23724.
06.11.2018 Управлением вынесено решение N МО-18/РКФ-513495 об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
Считая отказы незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя, общество обратилось в суд с соответствующими требованиями.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: - акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; - договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; - акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; - межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); - иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ, заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
1) в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление);
2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав (далее также - отправление в электронной форме).
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости в подразделение органа регистрации прав или многофункциональный центр согласно перечню подразделений органа регистрации прав и многофункциональных центров, который опубликован на официальном сайте (часть 2 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ).
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством почтового отправления направляются в подразделение органа регистрации прав согласно перечню подразделений органа регистрации прав, который опубликован на официальном сайте (часть 3 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частями 5, 7 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Федерального закона N 218-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, кадастровый учет не осуществлен по причине отсутствия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к определенной категории земель.
Непредставление такого документа в срок приостановления осуществления кадастрового учета послужило основанием для вынесения уведомления об отказе.
Однако, как установлено судами, материалами регистрационного дела подтверждается, что на государственную регистрацию представлены следующие документы:
- решение Совета депутатов сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области от 25.01.2013 N 55/290 (об утверждении генерального плана сельского поселения Старорузское) (далее - Решение N 55/290);
- решение Совета депутатов сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области от 15.08.2013 N 66/334 (о внесении изменений в решение Совета депутатов сельского поселения Старорузское от 25.01.2013 N 55/290 "Об утверждении Генерального плана сельского поселения Старорузское");
- решение Совета депутатов Рузского городского округа Московской области от 16.10.2017 N 131/12;
- публикация к газете "Красное знамя" от 05.10.2013 N 39/2.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что из указанных документов следует, что земельный участок заявителя с кадастровым номером 50:19:0000000:23724 включен в границы населенного пункта - д. Константиново Рузского муниципального района Московской области.
Следовательно, Управление необоснованно не приняло во внимание указанные документы.
Согласно статье 8 Федерального закона N 172-ФЗ, установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральный план поселения содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.
Как установлено судами, генеральный план утвержден и опубликован в установленном порядке.
Таким образом, генеральный план поселения является достаточным основанием для изменения категории земельного участка, если данный земельный участок включен в границы населенного пункта.
Судами установлено, что факт нахождения земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23724 в границах населенного пункта в соответствии с принятым Решением N 55/290 подтверждается материалами дела и письмом Администрации Рузского городского округа Московской области.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.08.2015 N 309-КГ15-8555 по делу N А60-22933/14.
В силу положений пункта 8 части 1 статьи 32 Федерального закона N 218-ФЗ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона N 218-ФЗ, орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Отсутствие межведомственного информационного взаимодействия между органами государственной власти, в данном случае заинтересованным лицом, и органами местного самоуправления по осуществлению своих полномочий не должно нарушать права и законные интересы физических и юридических лиц.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из заявленных обществом требований, суды обоснованно обязали Управление осуществить кадастровый учет изменении в сведениях о категории земельного участка.
Довод Мособлархитектуры о том, что в соответствии с генеральным планом сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области, утвержденным Решением N 55/290, земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:23724 пересекает границы населенного пункта деревни Константиново, расположен в двух функциональных зонах: индивидуальная жилая застройка (Ж-3) и земли предприятий и организаций занимающихся сельскохозяйственным производством (СХ-3), обоснованно отклонен судами как опровергающийся заключением кадастрового инженера N 58-Э/2018, согласно которому установлено следующее.
Земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:23724, общей площадью 21.310 кв.м:
- контур, площадью 8.098,32 кв. м
- контур, площадью 13.212,07 кв.м
полностью лежат в границах населенного пункта д. Константиново.
Таким образом, земельный участок для сельскохозяйственного производства, категория земель: земля сельскохозяйственного назначения, общей площадью 21.310 кв.м принадлежащий заявителю находится на землях сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:23724 однозначно входит в состав земель поселений Старорузское Рузского муниципального района Московской области.
Земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:23724 входит в состав земель поселений Старорузское Рузского муниципального района Московской области всей задекларированной площадью.
Суды также обоснованно отметили, что ходатайство о назначении землеустроительной экспертизы, либо доказательств, опровергающих выводы кадастрового инженера, Мособлархитектурой не заявлялось и не предоставлялось.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что при таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационных жалоб о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационных жалобах доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационные жалобы не содержат, а приведенные в жалобах доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационных жалоб сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 20 декабря 2018 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2019 года по делу N А41-78591/18 оставить без изменения, кассационные жалобы Управления Росреестра по Московской области и Мособлархитектуры - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.