город Москва |
|
13 июня 2019 г. |
Дело N А41-44453/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя: Смирнов В.П., доверенность от 20.03.2019;
от заинтересованного лица: Хиленко В.А., доверенность от 30.11.2018;
рассмотрев 05 июня 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Администрации городского округа Королев Московской области
на постановление от 13 марта 2019 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Панкратьевой Н.А., Диаковской Н.В., Иевлевым П.А.,
по делу N А41-44453/18
по заявлению ООО "Автотрэвэл"
об оспаривании отказа
к Администрации городского округа Королев Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Автотрэвэл" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Королев Московской области (далее - администрация) с требованиями о признании незаконным отказа администрации в выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок N 4 "ул. Силикатная - рынок на Яузе" и N 7 "ст. Болшево - Торфопредприятие" и новых карт маршрута N 4 "ул. Силикатная - рынок на Яузе" и N 7 "ст. Болшево - Торфопредприятие" сроком на 5 лет с 01.01.2018, изложенного в письме от 30.03.2018 N 116 исх-2082; о возложении на администрацию обязанности выдать обществу свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок N 4 "ул. Силикатная - рынок на Яузе" и N 7 "ст. Болшево - Торфопредприятие" и новые карты маршрута N 4 "ул. Силикатная - рынок на Яузе" и N 7 "ст. Болшево - Торфопредприятие" сроком на 5 лет с 01.01.2018.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 октября 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 марта 2019 года решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Администрация городского округа Королев Московской области обратилась с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить.
Заявитель жалобы считает судебный акт незаконным и необоснованным, как принятый с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, общество осуществляет регулярные перевозки пассажиров и багажа по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок N 4 "ул. Силикатная - рынок на Яузе" и N 7 "ст. Болшево - Торфопредприятие".
Между администрацией и обществом заключены соответствующие договоры на выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршруту регулярных перевозок автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам от 30.12.2007 сроком действия до 31.12.2017 (с учетом дополнительных соглашений).
10.08.2015 заявитель обратился в администрацию, представив сведения для включения муниципальных маршрутов, обслуживаемых обществом, в том числе маршрутов N 4 "ул. Силикатная - рынок на Яузе" и N 7 "ст. Болшево - Торфопредприятие", в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа Королев (далее - реестр).
Указанные маршруты и сведения о перевозчике ООО "Автотрэвэл" включены в реестр, утвержденный постановлением администрации от 22.07.2016 N 864-ПА, и администрация выдала заявителю карты маршрутов со сроком действия до окончания сроков действия вышеуказанных договоров.
17.11.2017 в адрес администрации общество направило заявление от 10.11.2017 исх. N 123 о выдаче свидетельства об осуществлении перевозок и карт маршрутов N 4 и N 7. Данное заявление получено администрацией 20.11.2017.
25.12.2017 администрация направила заявителю ответ на указанное обращение (исх. N 116/исх-11008), в котором сообщила, что администрацией планируется проведение конкурсных процедур на право получения свидетельств на обслуживание спорных маршрутов, в связи с чем просит подтвердить готовность обслуживания указанных маршрутов до момента проведения конкурсных процедур.
31.12.2017 истек срок действия карт маршрутов N 4 "ул. Силикатная - рынок на Яузе" и N 7 "ст. Болшево - Торфопредприятие", выданных обществу администрацией на срок действия договоров от 30.12.2007 N ОТ04-08 и от 30.12.2007 N ОТ-07-08.
19.02.2018 общество повторно направило в администрацию обращение от 14.02.2018 исх. N 18 с просьбой выдать свидетельства об осуществлении перевозок и карты маршрутов N 4 и N 7 в соответствии с требованиями части 5 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ) на срок 5 (пять) лет. Данное обращение получено администрацией 21.02.2018.
30.03.2018 администрация направила в адрес общества письмо N 116Исх-2082, в котором сообщила о том, что выдача новых свидетельств на осуществление перевозок по маршрутам и карт маршрутов будет произведена по результатам конкурса.
При этом на срок проведения конкурса обществу были выданы карты маршрутов сроком до 30.06.2018.
Не согласившись с отказом в выдаче свидетельств об осуществлении перевозок и карт маршрутов N 4 и N 7 на срок 5 (пять) лет, общество обратилось с соответствующим заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сослался на судебные акты по делу N А41-18180/18, имеющие, по мнению суда первой инстанции, преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.
Удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что выводы суда первой инстанции связаны с неправильным применением норм материального права, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежало отмене на основании следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Преюдициальными являются обстоятельства, имеющее значение для правильного рассмотрения дела, установленные судом и изложенные во вступившем в законную силу судебном акте по ранее рассмотренному делу между теми же сторонами.
Между тем, как установлено апелляционным судом, предметом рассмотрения дела N А41-18180/18 являлось бездействие Администрации городского округа Королев Московской области по рассмотрению заявления о выдаче свидетельства на спорные маршруты, в то время как по настоящему делу - отказ в выдаче свидетельства об осуществлении перевозок и новых карт маршрутов с 01.01.2018 сроком на 5 лет.
При таких обстоятельствах, с учетом состоявшихся судебных актов по делу N А41-18180/18, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что в рамках дела N А41-18180/18 не устанавливалось наличие или отсутствие оснований для выдачи свидетельства об осуществлении перевозок и новых карт маршрутов с 01.01.2018 сроком на 5 лет.
Федеральный закон N 220-ФЗ регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона N 220-ФЗ, отношения по организации регулярных перевозок в части, не урегулированной федеральным законодательством, регулируются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 3 Закона Московской области от 25.12.2015 N 241/2015-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области" и в Закон Московской области "Об административной ответственности за правонарушения на автомобильном и наземном электрическом транспорте в Московской области" (далее - Закон N 241/2015-ОЗ) предусмотрено, что уполномоченный орган Московской области (Министерство) проводит открытый конкурс на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам, включенным в реестр до дня официального опубликования Федерального закона N 220-ФЗ, сведения по которым направлены с нарушением порядка, установленного частью 1 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ, либо такие сведения не направлены, а также сведения о маршрутах регулярных перевозок, срок действия договоров на выполнение перевозок по которым истек либо такие договоры не были заключены до истечения 180-ти дней со дня официального опубликования Федерального закона N 220-ФЗ.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции отметил, что судом первой инстанции не учтено, что общество основываясь на переходных положениях статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ направило 10.08.2015, то есть в установленный законом срок, в администрацию сведения для включения муниципальных маршрутов, обслуживаемых ООО "Автотрэвэл", в том числе о маршрутах регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам N 4 "ул. Силикатная - рынок на Яузе" и N 7 "ст. Болшево - Торфонредприятие" в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа Королев, что администрацией не отрицалось (часть 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом на момент официального опубликования Федерального закона N 220-ФЗ имелись действующие договоры на выполнение заявителем перевозок по спорным маршрутам, равно как и на момент первого обращения заявителя (17.11.2017) с заявлением о выдаче свидетельства об осуществлении перевозок и карт маршрутов в связи с истечением срока действия ранее выданных карт.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии обстоятельств, предусмотренных приведенными нормами для проведения конкурса в рассматриваемой ситуации.
Как указано выше, на основании поступившего от общества обращения, администрация включила сведения о маршрутах и перевозчике в реестр, утвержденный постановлением Администрации городского округа Королев Московской области от 22.07.2016 N 864-ПА, а также выдало обществу карты маршрутов со сроком действия до окончания сроков действия договоров на выполнение ООО "Автотрэвэл" коммерческих пассажирских перевозок по маршрутам, включенным в реестр, в том числе и по спорным маршрутам.
В силу частей 1, 2 и 3 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ, в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок (далее - уполномоченный орган), сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 Федерального закона N 220-ФЗ.
По истечении тридцати дней со дня официального опубликования Федерального закона N 220-ФЗ и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования Федерального закона уполномоченные органы, организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры.
До истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона N 220-ФЗ уполномоченный орган в соответствии с установленной Федеральным законом компетенцией выдает юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов.
Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования Федерального закона N 220-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ, уполномоченный орган в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт, среди прочего, осуществляют следующие действия:
- выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута. Юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, которые совместно осуществляют регулярные перевозки по данному маршруту, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту и карты данного маршрута выдаются при условии заключения ими договора простого товарищества;
- устанавливают отдельный маршрут в отношении регулярных перевозок, осуществляемых каждым юридическим лицом, каждым индивидуальным предпринимателем, в случае, если указанные в пункте 1 настоящей части регулярные перевозки осуществляются совместно не более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества, а также выдают таким юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по соответствующим установленным маршрутам регулярных перевозок и новые карты соответствующих установленных маршрутов регулярных перевозок с учетом максимального количества транспортных средств, которые ранее использовались для совместных регулярных перевозок каждым из таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
- проводят открытый конкурс на право осуществления регулярных перевозок по смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или муниципальному маршруту регулярных перевозок в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в случае, если указанные в пункте 1 настоящей части регулярные перевозки осуществляются совместно более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по данным маршрутам и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества;
- устанавливают отдельный маршрут в отношении регулярных перевозок, не оплачиваемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов в случае, если такие перевозки осуществляются по одному маршруту совместно с регулярными перевозками, частично или полностью оплачиваемыми за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, а также выдают свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по соответствующим установленным маршрутам регулярных перевозок и новые карты установленного маршрута регулярных перевозок в порядке, предусмотренном пунктами 1 - 3 настоящей части.
Суд апелляционной инстанции установил, что вывод о наличии обстоятельств, предусмотренных приведенной нормой для проведения конкурса в рассматриваемой ситуации, из материалов дела не следует.
В силу части 4.1 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ, если договор, наличие которого явилось основанием для выдачи юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю указанных в части 3 настоящей статьи карт маршрута, будет расторгнут до окончания их срока действия либо это юридическое лицо или этот индивидуальный предприниматель откажется от осуществления регулярных перевозок по соответствующему маршруту, уполномоченный орган вправе:
- отменить соответствующий маршрут или провести открытый конкурс, предметом которого является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
- на период, необходимый для проведения открытого конкурса, предметом которого является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, но не более чем один раз на срок, который не может превышать сто восемьдесят дней, выдать иному юридическому лицу или иному индивидуальному предпринимателю без проведения такого открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту и карты соответствующего маршрута.
Вместе с тем, апелляционный суд не усмотрел из материалов дела оснований для вывода о том, что соответствующие договоры были расторгнуты до окончания срока их действия или, что заявитель отказался от осуществления перевозок по спорным маршрутам.
Указанные в части 4 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ, свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи. Выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на меньший срок допускается в случае, если по истечении этого срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена данного маршрута или изменение вида регулярных перевозок по данному маршруту. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены об отмене маршрута регулярных перевозок, изменении вида регулярных перевозок не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня вступления соответствующего решения в силу (часть 5 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ).
Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются отмененными со дня исключения сведений о данных маршрутах соответственно из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (часть 4 статьи 12 Федерального закона N 220-ФЗ).
Суд апелляционной инстанции установил, что вывод о наличии оснований для выдачи свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на меньший срок, в частности вывод о том, что по истечении указанного срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена данного маршрута или изменение вида регулярных перевозок по данному маршруту, из материалов дела не следует. Напротив, как указано выше, спорные маршруты включены в реестр и администрацией планировалось проведение конкурса на право осуществления перевозок по спорным маршрутам.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к правомерному выводу об отсутствии в рассматриваемом случае предусмотренных статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ оснований для проведения конкурса на право осуществления перевозок по спорным маршрутам, а также для выдачи свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на меньший срок.
Суд апелляционной инстанции отметил, что, возражая против доводов заявителя, администрация ссылалась на часть 6 статьи 29 и части 2, 6 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ, делая вывод о наличии необходимости и права проведения конкурса на право осуществления перевозок по спорным маршрутам и отсутствии оснований для выдачи свидетельств об осуществлении перевозок и карт маршрутов на срок, превышающий сто восемьдесят дней.
Апелляционный суд правомерно отклонил указанные ссылки, как приведенные без учета положений Федерального закона N 220-ФЗ, обеспечивающих его реализацию, в частности статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ. При этом, несмотря на неоднократное отложение рассмотрения дела, администрация затруднилась пояснить, что послужило основанием в рассматриваемом случае для неприменения статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ.
Как следует из совокупного буквального толкования частей 3, 4, 5 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ, при отсутствии оснований для проведения соответствующего конкурса или выдачи свидетельства и карт на меньший срок, уполномоченный орган в срок до окончания срока действия карт, выданных на срок действия соответствующих договоров, выдает свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок на срок не менее чем пять лет, которые начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок на срок действия заключенных договоров.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание своевременное представление заявителем в уполномоченный орган сведений о спорных маршрутах для внесения в реестр и наличие действующих договоров на выполнение перевозок по нерегулируемым тарифам вплоть до 31.12.2017, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что отказ администрации в выдаче обществу новых карт маршрутов и свидетельств об осуществлении регулярных перевозок на спорных маршрутах при отсутствии решения о закрытии маршрута или о прекращении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам с обязательным уведомлением ООО "Автотрэвэл" не позднее 180 дней до дня вступления указанного решения в силу, является незаконным.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что при таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения заявленных требований.
Таким образом, доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятого по настоящему делу постановления апелляционного суда.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 марта 2019 года по делу N А41-44453/18 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа Королев Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.