г. Москва |
|
13 июня 2019 г. |
Дело N А40-187925/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Правительства Карачаево-Черкесской Республики - извещено, представитель не явился;
от заинтересованного лица: Министерства финансов Российской Федерации - Мустаева В.Я., представитель по доверенности от 25 июля 2016 года ;
от третьих лиц:
от Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики - извещено, представитель не явился;
от Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики - извещено, представитель не явился;
от Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике - извещено, представитель не явился;
от Управления Федерального казначейства - Биджиев А.Б., представитель по доверенности от 13 декабря 2018 года;
рассмотрев в судебном заседании 11 июня 2019 года кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики
на решение от 20 ноября 2018 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Немовой О.Ю.,
на постановление от 05 марта 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Лепихиным Д.Е., Кочешковой М.В., Марковой Т.Т.,
по делу N А40-187925/18,
по заявлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики
к Министерству финансов Российской Федерации
третьи лица: Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики, Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике,
о признании незаконным приказа,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Карачаево-Черкесской Республики обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконным приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04 мая 2018 года N 430 и извещения от 14 мая 2018 года N 19-09-02/32134.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 ноября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2019 года, в удовлетворении требований о признании незаконным приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04 мая 2018 года N 430 отказано.
Не согласившись с выводами судов, Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель Министерства финансов Российской Федерации и Управления Федерального казначейства возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежаще.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражений относительно доводов жалобы, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04 мая 2018 года N 430 Федеральному казначейству предписано исполнить бюджетную меру принуждения в отношении Правительства Карачаево-Черкесской Республики путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Карачаево-Черкесской Республики, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Карачаево-Черкесской Республики, в сумме 5 418 465 рублей 93 копейки и перечислить взысканные средства в федеральный бюджет на счет главного распорядителя бюджетных средств - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Указанный приказ вынесен на основании уведомления Федерального казначейства от 03 апреля 2018 года N 07-04-04/09-5699 о применении бюджетных мер принуждения, направленного в Министерство финансов Российской Федерации по результатам проведенной УФК по Карачаево-Черкесской Республике камеральной проверки использования средств бюджета при исполнении расходных обязательств КЧР на реализацию мероприятий в отрасли сельского хозяйства, софинансируемых за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета, в частности, на мероприятие "Субсидии на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования" в рамках подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья, и продовольствия на 2013-2020 годы", которой выявлены бюджетные нарушения, совершенные органами исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, выразившиеся в нарушении условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета).
Полагая, что указанные уведомление и приказ нарушают права заявителя, Правительство КЧР обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суды, руководствуясь статьями 4, 198, 200 АПК РФ, статьями 31, 85, 132, 166, 219, 306.1, 306.2, 306.3, 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1460, постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717, пришли к выводу о наличии в действиях заявителей незаконной экономии средств областного бюджета при одновременном расходовании средств субсидии из федерального бюджета и неисполнении принятых расходных обязательств, в связи с чем признали приказ Министерства финансов Российской Федерации законным.
Выводы судов сделаны на основании правильного применения норм материального права.
В соответствии со статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Правительством Карачаево-Черкесской Республики (получатель) заключено соглашение от 25 января 2016 года N 3/17-с (далее - Соглашение N 3/17-с) о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Карачаево-Черкесской Республики на реализацию мероприятий в отрасли сельского хозяйства, софинансируемых за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета, в частности, на мероприятие "Субсидии на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования" в рамках подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья, и продовольствия на 2013-2020 годы".
Материалами дела установлено, что общий объем средств за счет субсидии из федерального бюджета и средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики (далее - за счет средств двух бюджетов) был предусмотрен в размере 46 161 880 рублей 00 копеек, из которых:
- за счет средств федерального бюджета - 39 891 800 рублей;
- за счет бюджета Карачаево-Черкесской Республики 6 270 080 рублей.
Фактический (кассовый) расход средств двух бюджетов на осуществление Мероприятия составил 39 891 799 рублей 41 копейка, из которых:
- за счет средств федерального бюджета - 39 891 799 рублей 41 копейка;
- за счет бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 0 рублей.
Указанное, как установили суды, не соответствует уровню софинансирования, предусмотренному Соглашением N 3/17-с.
Средства субсидии в нарушение условий софинансирования использованы субъектом РФ в избыточном размере на сумму 5 418 465 рублей 93 копейки, что свидетельствует о перерасходе средств федерального бюджета, что отражено в приказе N 430.
Таким образом, суды обоснованно указали на совершение Министерством туризма, сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики бюджетного нарушения, выразившегося в том, что в отсутствие экономических обоснований Министерство сократило свои расходные обязательства и необоснованно получила экономическую выгоду за счет перерасхода средств федерального бюджета (субсидии) тем самым нарушив условия софинансирования, установленные Соглашением о предоставлении субсидий.
В связи с наличием доказательств фактов совершения бюджетного нарушения в виде нарушения условий предоставления и расходования средств субсидии из федерального бюджета (статья 306.8 БК РФ), выразившегося в несоблюдении уровня софинансирования при расходовании средств субсидии, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований.
Доводы Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку сделанных судами выводов.
В соответствии со статьей 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, отличных от установленных судами первой и апелляционной инстанций, в связи с чем доводы кассационной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, в силу чего решение Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20 ноября 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2019 года по делу N А40-187925/18 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.