город Москва |
|
20 июня 2019 г. |
Дело N А40-162454/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Каменской О.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя: Малиновская Е.Ю., доверенность от 03.07.2018;
от заинтересованного лица: Лобова Е.Н., доверенность от 25.07.2016;
от третьих лиц: от Федерального казначейства: Ухов К.А., доверенность от 06.05.2019; от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 13 июня 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области
на решение от 19 октября 2018 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Дранко Л.А.,
на постановление от 07 февраля 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Марковой Т.Т., Лепихиным Д.Е., Суминой О.С.,
по делу N А40-162454/18
по заявлению Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области
об оспаривании приказов
к Минфину России,
третьи лица: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральное казначейство,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19 октября 2018 года в удовлетворении заявленных Департаментом по социально-экономическому развитию села Томской области (далее - Департамент) требований о признании недействительными приказов Минфина России от 13.04.2018 N 237, от 13.04.2018 N 238, от 13.04.2018 N 239, от 13.04.2018 N 240 и об обязании Минфина России принять меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов Томской области в лице Департамента посредством осуществления необходимых действий по возврату взысканных из областного бюджета в федеральный бюджет денежных средств в размере 16.362.723,50 руб. отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 февраля 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третье лицо - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители заинтересованного лица и третьего лица - Федерального казначейства возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.
Объектами контроля являются финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета) субъекта Российской Федерации в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета) муниципальных образований в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, если межбюджетные трансферты (включая субвенции) были предоставлены из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации для перечисления в местные бюджеты.
При этом в случае предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций) для перечисления в местные бюджеты объектами контроля органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, являются финансовые органы (главные распорядители (распорядители) средств бюджета) муниципального образования в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации (в том числе, если межбюджетные трансферты (за исключением субвенций) были предоставлены из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации для перечисления в местные бюджеты).
Решения финансовых органов о применении бюджетных мер принуждения принимаются в отношении публично-правового образования, бюджету которого были предоставлены межбюджетные трансферты, впоследствии использованные с нарушением условий их предоставления. Понятие межбюджетных трансфертов дано в статье 6 БК РФ.
В соответствии со статьей 306.8 БК РФ, нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Согласно пункту 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о защите деловой репутации, дел об оспаривании предписаний уполномоченных органов, а также иных категорий дел, при рассмотрении которых может подниматься вопрос об обоснованности выводов уполномоченных органов о неэффективном использовании бюджетных средств, судам необходимо учитывать следующее.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 БК РФ, государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства (пункт 3 статьи 265 БК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 266.1 БК РФ, органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу пункта 1 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 "О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" (далее - Правила N 1902), Правила определяют порядок осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере во исполнение пункта 3 статьи 269.2 БК РФ.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях (пункт 2 статьи 269.2 БК РФ).
В соответствии с пунктом 43 Правила N 1902, по результатам камеральной проверки оформляется акт, который подписывается должностным лицом, проводящим проверку, не позднее последнего дня срока проведения камеральной проверки.
Согласно пункту 44 Правил N 1902, акт камеральной проверки в течение 3 рабочих дней со дня его подписания вручается (направляется) представителю объекта контроля в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 45 Правил N 1902, объект контроля вправе представить в Федеральное казначейство (его территориальный орган) возражения в письменной форме на акт камеральной проверки в течение 10 рабочих дней со дня получения акта, которые приобщаются к материалам проверки. Возражения направляются нарочным либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В соответствии с пунктом 46 Правил N 1902, материалы камеральной проверки подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) в течение 50 дней со дня подписания акта.
Уведомление о применении бюджетной меры принуждения, в том числе подготовленное территориальным органом Федерального казначейства, направляется в Минфин России руководителем (заместителем Федерального казначейства) в определенный Бюджетным кодексом Российской Федерации срок (статья 306.2 БК РФ).
Судами установлено, что Управлением Федерального казначейства по Томской области проведена камеральная проверка Департамента по соблюдению условий предоставления и использования бюджетных средств, выделенных в 2016 году из федерального бюджета: на возмещение части затрат на приобретение семян в районы Крайнего Севера и приравненные к ним подпрограммы "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 (далее - Государственная программа); (мероприятие 1); на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки инфраструктуры и логистического обеспечения животноводства в рамках подпрограммы "Развитие животноводства и реализации продукции животноводства" государственной программы (мероприятие 2); на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в рамках подпрограммы "Развитие молочного скотоводства" (мероприятие 3); на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами в рамках подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" (мероприятие 4).
По результатам проверки составлен акт камеральной проверки от 26.01.2018, согласно которому проверяющими выявлены нарушения бюджетного законодательства в виде несоблюдения условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджета Томской области, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в общей сумме 16.490.758,71 руб.
В соответствии с пунктом 45 Правил N 1902 заявителем направлены возражения на акт проверки.
В соответствии пунктом 47 Правил N 1902, по результатам рассмотрения акта и иных материалов камеральной проверки руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства направил органу контроля представление от 19.02.2018 N 65-21-15/621, которым установил срок для рассмотрения информации о выявленных нарушениях, а также для принятия мер по устранению причин и условий послуживших совершению бюджетных нарушений.
В соответствии с пунктом 47 Правил N 1902 по результатам рассмотрения акта и иных материалов камеральной проверки уполномоченным Федерального казначейства принято решение о направлении в Министерство финансов Российской Федерации уведомления о применении мер бюджетного принуждения от 15.03.2018 N 07-04-04/4143, согласно сопроводительному письму от 15.03.2018 N 07-04-04/09-4144.
Судами установлено, что уведомление поступило 16.03.2018 вх. N 2-36119, из которого следует, что внеплановая камеральная проверка проведена Департаментом на предмет соблюдения условий предоставления и использования средств, выделенных в 2015 году из федерального бюджета: на возмещение части затрат на приобретение семян с учетом доставки в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в рамках подпрограммы "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" (мероприятие 1); на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства в рамках подпрограммы "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" (мероприятие 2); на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в рамках подпрограммы "Развитие молочного скотоводства" (мероприятие 3); на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования в рамках подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" (мероприятие 4).
В ходе проверки выявлен факт несоблюдения условий предоставления субсидий: на возмещение части затрат на приобретение семян с учетом доставки в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в сумме 1.584.402,24 руб.; на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства в сумме 13.489.637,58 руб.; на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в сумме 275.596,49 руб. и на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования в сумме 1.013.087,19 руб., на общую сумму 16.362.723,50 руб.
Нарушение допущено в части соблюдения уровня софинансирования, предусмотренного соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключаемое между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации от 05.02.2016 N 56/17-с (с учетом изменений).
На финансовое обеспечение реализации мероприятия 1 предусмотрены бюджетные ассигнования в общей сумме 21.884.500 руб., в том числе: из федерального бюджета - 17.945.300 руб.; из бюджета Томской области - 3.939.200 руб.
Таким образом, в соглашении по мероприятию 1 установлен уровень софинансирования из федерального бюджета в размере 82%, а из бюджета субъекта Российской Федерации в размере 18%.
Фактические расходы за счет средств субсидии составили в общей сумме 19.952.303,22 руб., в том числе: за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета - 17.945.300 руб.; за счет средств бюджета Томской области - 2.007.003,22 руб.
Фактический уровень софинансирования из федерального бюджета составил 89,9%, а уровень софинансирования из бюджета субъекта Российской Федерации составил 10,1%. При этом изменения в соглашение в части снижения уровня софинансирования субъекта Российской Федерации в сторону его уменьшения в течение года предоставления соответствующей субсидии не вносились.
При общем объеме фактически использованных средств в размере 19.952.303,22 руб. субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 16.360.897,76 руб.
Перерасход средств федерального бюджета составил 1.584.402,24 руб.
На финансовое обеспечение реализации мероприятия 2 предусмотрены бюджетные ассигнования в общей сумме 145.314.800 руб., в том числе: из федерального бюджета - 102.914.800 руб.; из бюджета Томской области - 42.400.000 руб.
Таким образом, в соглашении по мероприятию 2 установлен уровень софинансирования из федерального бюджета в размере 70,8%, а из бюджета субъекта Российской Федерации в размере 29,2%.
Фактические расходы за счет средств субсидии составили в общей сумме 126.086.764,79 руб., в том числе: за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета - 102.786.764,79 руб.; за счет средств бюджета Томской области - 23.300.000 руб.
Фактический уровень софинансирования из федерального бюджета составил 81,5%, а уровень софинансирования из бюджета субъекта Российской Федерации составил 18,5%. При этом изменения в соглашение в части снижения уровня софинансирования субъекта Российской Федерации в сторону его уменьшения в течение года предоставления соответствующей субсидии не вносились.
При общем объеме фактически использованных средств в размере 126.086.764,79 руб. субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 89.297.127,21 руб. Перерасход средств федерального бюджета составил 13.489.637,58 руб.
На финансовое обеспечение реализации мероприятия 3 предусмотрены бюджетные ассигнования в общей сумме 43.009.500 руб., в том числе: из федерального бюджета - 33.009.500 руб.; из бюджета Томской области - 9.633.029 руб.
Таким образом, в соглашении по мероприятию 3 установлен уровень софинансирования из федерального бюджета в размере 76,7%, а из бюджета субъекта Российской Федерации в размере 23,3%.
Фактические расходы за счет средств субсидии составили в общей сумме 42.616.502,82 руб., в том числе: за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета - 32.983.473,82 руб.; за счет средств бюджета Томской области - 9.633.029 руб.
Фактический уровень софинансирования из федерального бюджета составил 77,4%, а уровень софинансирования из бюджета субъекта Российской Федерации составил 22,6%. При этом изменения в соглашение в части снижения уровня софинансирования субъекта Российской федерации в сторону его уменьшения в течение года предоставления соответствующей субсидии не вносились.
При общем объеме фактически использованных средств в размере 42.616.502,82 руб. субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 32.707.877,33 руб. Перерасход средств федерального бюджета составил 275.596,49 руб.
На финансовое обеспечение реализации мероприятия 4 предусмотрены бюджетные ассигнования в общей сумме 22.459.200 руб., в том числе: из федерального бюджета - 17.509.200 руб.; из бюджета Томской области - 4.950.000 руб.
Таким образом, в соглашении по мероприятию 4 установлен уровень софинансирования из федерального бюджета в размере 78%, а из бюджета субъекта Российской Федерации в размере 22%.
Фактические расходы за счет средств субсидии составили в общей сумме 11.486.004 руб., в том числе: за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета - 9.967.579,84 руб., за счет средств бюджета Томской области - 1.518.424,16 руб.
Фактический уровень софинансирования из федерального бюджета составил 86,8%, а уровень софинансирования из бюджета субъекта Российской Федерации составил 13,2%. При этом изменения в соглашение в части снижения уровня софинансирования субъекта Российской Федерации в сторону его уменьшения в течение года предоставления соответствующей субсидии не вносились.
При общем объеме фактически использованных средств в размере 11.486.004 руб. субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 8.954.492,65 руб. Перерасход средств федерального бюджета составил 1.013.087,19 руб.
В соответствии с пунктом 36 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1460 (далее - Правила N 1460), предусмотрено взыскание ассигнований в доход федерального бюджета в случае несоблюдения условий, установленных соглашением, аналогичные пункты предусмотрены в Правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 N 1370 (пункт 24) (далее - Правила N 1370) и Правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 N 1295 (пункт 39) (далее - Правила N 1295).
В соответствии со статьей 306.8 БК РФ, нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановлением (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Минфином России направлен в адрес Министерства сельского хозяйства Российской Федерации запрос о рассмотрении и представлении предложений по выполнению уведомления Федерального казначейства в отношении Томской области (письмо от 19.03.2018 N 19-09-05/16773).
Согласно позиции Департамента бюджетной политики и государственных закупок Министерства сельского хозяйства Российской Федерации представленной в Минфин России в рабочем порядке фактические расходы за счет средств субсидии: по мероприятию 1 составили в общей сумме 19.952.303,22 руб., в том числе: за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета - 17.945.300 руб.; за счет средств бюджета Томской области - 2.007.003,22 руб.; по мероприятию 2 фактические расходы за счет средств субсидии составили в общей сумме 126.086.764,79 руб., в том числе: за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета - 102.768.764,79 руб.; за счет средств бюджета Томской области - 23.300.000 руб.; по мероприятию 3 фактические расходы за счет средств субсидии составили в общей сумме 42.616.502,82 руб., в том числе: за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета - 32.983.473,82 руб.; за счет средств бюджета Томской области - 9.633.029 руб.; по мероприятию 4 фактические расходы за счет средств субсидии составили в общей сумме 11.486.004 руб., в том числе: за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета - 9.967.579,84 руб.; за счет средств бюджета Томской области - 1.518.424,16 руб.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что представленные Министерством сельского хозяйства Российской Федерации данные подтверждают информацию, изложенную Федеральным казначейством в уведомлении.
По мнению Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, уровень софинансирования за счет средств бюджета Томской области по всем мероприятиям соблюден. Министерством сельского хозяйства Российской Федерации предлагается не применять бюджетные меры принуждения в соответствии со статьей 306.8 БК РФ и также не представлены предложения по источнику сокращения межбюджетных трансфертов в целях выполнения уведомления.
Кроме того, субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства и на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования не предоставляются с 01.01.2017 в связи с включением их в состав субсидии на возмещение процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе (консолидированная субсидия), а также отсутствует возможность выделить объем средств, предоставляемых в 2018 году бюджету Томской области, на указанные субсидии.
Аналогичная ситуация складывается по субсидии на возмещение части затрат на приобретение семян с учетом доставки в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности вошедшие в состав "единой" субсидии.
При сокращении соответствующих межбюджетных трансфертов Томская область может не достигнуть соответствующие показатели результативности предоставления субсидий, что, в свою очередь, может повлечь за собой применение бюджетных мер принуждения за не достижение соответствующих показателей в 2018 году.
В связи с этим Минфином России принято решение о применении бюджетных мер принуждения в виде бесспорного взыскания средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Томской области.
За совершение данного нарушения предусматривается применение бюджетной меры принуждения в соответствии со статьей 306.8 БК РФ.
В силу пункта 1 статьи 306.1 БК РФ, совершенное в нарушение бюджетного законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетной меры принуждения, признается бюджетным нарушением.
В соответствии с пунктом 10.13 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 (далее - Положение N 329), Минфин России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кроме прочего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, валютной, банковской деятельности, издает приказы, имеющие как нормативный характер, так и ненормативный характер.
Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств), о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов Российской Федерации утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.08.2014 N 74н (далее - Порядок N 74н).
В соответствии с пунктом 6 статьи 166 БК РФ, Министр финансов имеет право в случае выявления бюджетных нарушений принять решение: о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, и (или) суммы платы за пользование указанными средствами и пеней за их несвоевременный возврат; о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.2 БК РФ, бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии с пунктом 5 статьи 306.2 БК РФ, под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.
В соответствии со статьями 306.2, 306.3 БК РФ, финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения, предусмотренных главой 30 Кодекса, на основании уведомлений о применении бюджетных мер принуждения органов государственного (муниципального) финансового контроля.
При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет финансовому органу не позднее 60 календарных дней после дня окончания проверки (ревизии) уведомление о применении бюджетных мер принуждения в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 БК РФ.
Бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 БК РФ подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения уведомления.
Пунктом 2 Порядка N 74н предусмотрено, что бюджетные меры принуждения подлежат применению Федеральным казначейством или Минфином России в соответствии с решением Минфина России о применении бюджетных мер принуждения, принятым на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения Счетной палаты Российской Федерации, направленного председателем Счетной палаты Российской Федерации, или уведомления о применении бюджетных мер принуждения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, направленного руководителем Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (далее - уведомление), в течение 30 календарных дней после получения Минфином России уведомления.
Судами установлено, что в Минфин России на исполнение поступило уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 15.03.2018 N 07-04-04/09-4143.
В соответствии с сопроводительным письмом Федерального казначейства в Минфин России уведомление поступило 16.03.18 за N 2-36119.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.3 БК РФ, финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения или решение об отказе в применении бюджетных мер принуждения по каждому нарушению, указанному в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения.
Минфин России согласно пункту 3 Порядка N 74н и во исполнение статьи 306.2 БК РФ принято решение о применении в отношении субъекта бюджетной меры принуждения о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за своевременный возврат средств федерального бюджета, изданы приказы от 13.04.2018 N 237, N 238, N 239, N 240.
Судами установлено, что из даты подписания приказов 13.04.2018 и даты поступления уведомления в Минфин России 16.03.2018 следует, что все приказы изданы в пределах 30 дневного срока, установленного пунктом 6 статьи 306.2 БК РФ. Приказы подписаны уполномоченным должностным лицом.
Таким образом, в процедурной части все приказы соответствует вышеуказанным положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с чем довод заявителя о том, что приказы изданы с нарушением срока суды правомерно признан судами необоснованным.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что выездная проверка и оформление акта проверки осуществлены Управлением Федерального казначейства по Томской области в пределах предоставленных статьей 269.2 БК РФ полномочий.
Основания отказа в применении бюджетных мер принуждения установлены пунктом 6 статьи 306.2 БК РФ, отсутствие в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения оснований для применения бюджетных мер принуждения или его формирование и направление в финансовый орган с нарушениями порядка, установленного в соответствии с пунктом 3 статьи 268.1 или пунктом 3 статьи 269.2 БК РФ, является основанием для принятия финансовым органом решения об отказе в применении бюджетных мер принуждения.
Таких оснований Минфином России не установлено.
Уведомление о применении мер бюджетного принуждения направлено в Минфин России с соблюдением 60 дневного срока направления установленного статьей 306.2 БК РФ (контрольные мероприятия закончены 26.01.2018, уведомление направлено 15.03.2018).
Таким образом, уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 15.03.2018 N 07-04-04/09-4143 направлено Управлением Федерального казначейства по Томской области в установленный статьей 306.2 БК РФ срок.
Доводы заявителя о том, что уведомление должно быть направлено в течение 30 дней со дня окончания проверки, правомерно отклонены судами ввиду следующего.
В соответствии со статьей 306.2 БК РФ, при выявлении в ходе контрольного мероприятия бюджетных нарушений орган внешнего государственного (муниципального) финансового контроля направляет не позднее 30 календарных дней со дня окончания контрольного мероприятия уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу.
Органом внешнего государственного контроля является Счетная палата Российской Федерации.
Тогда как органом внутреннего государственного контроля является Федеральное казначейство или его территориальный орган.
При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет финансовому органу не позднее 60 календарных дней после дня окончания проверки (ревизии) уведомление о применении бюджетных мер принуждения в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 БК РФ.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что довод заявителя о нарушении сроков направления уведомления не является обоснованным.
Суды первой и апелляционной инстанций также обоснованно отметили, что по настоящему делу Минфин России обладает полномочием на вынесение оспариваемых приказов, меры бюджетной ответственности применены им в соответствии с действующим законодательством.
В силу статьи 306.3 БК РФ, полномочия финансовых органов по применению бюджетных мер принуждения заключаются в принятии решения о применении конкретных мер принуждения, установленных главой 30 БК РФ. Исходя из положений главы 30 БК РФ во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 306.3 БК РФ, финансовый орган на основании уведомления принимает решение о применении одной или нескольких бюджетных мер принуждения. Проверка достоверности и законности оснований для выдачи уведомления не входит в полномочия финансового органа. Исключительный перечень оснований для принятия решения финансовым органом об отказе в применении бюджетных мер принуждения указан в пункте 6 статьи 306.2 БК РФ; и он (перечень) не предусматривает ревизию существа выявленных органом финансового контроля бюджетных нарушений. Финансовые органы не являются органами государственного (муниципального) финансового контроля, определение достаточности (достоверности) оснований для применения бюджетных мер принуждения, содержащихся в уведомлении органа государственного (муниципального) финансового контроля, не входит в полномочия финансового органа (письмо Минфина России от 13.02.2015 N 02-10-09/6518).
Таким образом, в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, финансовый орган принимает решение о применении одной или нескольких бюджетных мер принуждения, предусмотренных главой 30 Кодекса, рассматривая определенные им критерии финансовых возможностей местных бюджетов, возможные риски для исполнения принятых указанным в уведомлении объектом контроля (местным бюджетом) расходных обязательств и достижения заданных результатов использования бюджетных средств и т.п. Кроме того, Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с возложенными на него полномочиями, установленными Положением N 329 не обладает правом подвергать ревизии расчеты сумм, и перепроверять установленные Управлением Федерального казначейства бюджетные нарушения.
Указанное также подтверждается пунктом 7 Положения N 329, в котором указано, что Министерство финансов Российской Федерации в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.
Контролирующими функциями (полномочиями) обладает Федеральное казначейство, согласно абзацу 2 пункта 5 Правил N 1092.
Кроме того, как следует из оспариваемых приказов, механизм его реализации в форме взыскания за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Томской области, организован таким образом, что Российская Федерация в лице Министра финансов Российской Федерации не распоряжается средствами и расходными обязательствами (статья 85 БК РФ) бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденными законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год, а распоряжается средствами федерального бюджета, которые подлежали бы зачислению из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации в случае отсутствия бюджетного нарушения, поскольку переданные ранее средства субсидии к моменту взыскания уже израсходованы.
Как обоснованно отмечено судами, при указанных обстоятельствах не нарушается принцип самостоятельности бюджетов, установленный статьей 31 БК РФ.
Следовательно, суды правомерно заключили, что оспариваемые приказы не нарушают прав субъекта Российской Федерации на использование субъектом Российской Федерации собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, Российская Федерация указанным способом возвращает средства федерального бюджета в бюджет Российской Федерации за счет лимитов средств федерального бюджета, выделенных субъекту Российской Федерации, в пределах которых могли бы быть зачислены (кассовым перечислением) средства федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации на будущее время (финансовый год).
Российская Федерация вправе вернуть собственные средства федерального бюджета, пресекая тем самым нарушение ее прав на целевое использование средств федерального бюджета и уважение принципа партнерства (равенства) при несении расходов в условиях софинансирования совместных с субъектами Российской Федерации программ развития.
Таким образом, несоответствие оспариваемых приказов законодательству судами не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19 октября 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 февраля 2019 года по делу N А40-162454/18 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
О.В. Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.