город Москва |
|
20 июня 2019 г. |
Дело N А41-58380/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Каменской О.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 13 июня 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Администрации Воскресенского муниципального района Московской области
на решение от 25 декабря 2018 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Семеновой А.Б.,
на постановление от 06 марта 2019 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Немчиновой М.А., Боровиковой С.В., Коноваловым С.А.,
по делу N А41-58380/18
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Анна" Калинникова Д.А.
об оспаривании отказа
к Администрации Воскресенского муниципального района Московской области,
третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, Управление Росреестра по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Анна" Калинников Д.А. (далее - глава КФХ "Анна" Калинников Д.А.) обратился в Арбитражный суд Московской области к Администрации Воскресенского муниципального района Московской области (далее - Администрация), в котором просил:
- признать отказ Администрации от 17.04.2018 N 909/080 незаконным;
- обязать Администрацию принять решение о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:29:0030211:24, площадью 49.544 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения главе КФХ "Анна" Калинников Д.А.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области и Управление Росреестра по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 декабря 2018 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 марта 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Администрация Воскресенского муниципального района Московской области обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Калинников Д.А. является главой крестьянского фермерского хозяйства "Анна" на основании протокола общего собрания КФХ "Анна" от 21.03.2012.
На основании постановления Администрации от 02.04.2010 N 591 "О предоставлении крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Анна" в аренду земельного участка по адресу: Московская область, Воскресенский район, рядом с д. Ивановка", заявителю предоставлен в аренду на 10 лет земельный участок, площадью 49.544 кв.м, с кадастровым номером 50:29:0030211:24 для сельскохозяйственного использования в границах городского поселения Белоозерский, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, находящийся по адресу: Московская область, Воскресенский район, рядом с д. Ивановка.
На основании данного постановления 27.05.2010 между Администрацией и гражданином Российской Федерации Калинниковым А.М. - главой крестьянского (фермерского) хозяйства "Анна" заключен договор аренды N 893/Б указанного земельного участка.
Данный договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по Московской области 23.11.2010 за регистрационным номером 50-50-29/073/2010-069.
В связи со сменой главы КФХ заключен договор переуступки права аренды земельного участка от 05.02.2018, согласно которому Калинников А.М. передает Калинникову Д.А. - главе ФХ "Анна" права и обязанности по земельному участку, предусмотренные по договору аренды от 27.05.2010 N 893/Б.
Калинников Д.А., как глава КФХ "Анна", 13.04.2018 обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:29:0030211:24, площадью 49.544 кв.м, для сельскохозяйственного использования, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения в собственность за плату.
Администрация решением от 17.04.2018 N 909/080 отказала в предоставлении в собственность за плату земельного участка, в связи с тем, что с момента передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка для ведения предпринимательской деятельности от 27.05.2010 N 893/Б срок составляет менее трех лет на дату подачи заявления.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с соответствующим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно статье 39.2 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
- органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
- органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района;
- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;
- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;
- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона;
- органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
В соответствии с Законом Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" установлено, что с 01.01.2015 Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских округов и поселений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В тоже время Законом Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" (далее - Закон N 107/2014-ОЗ) установлено, что органы местного самоуправления городских округов с 01.01.2015 наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа.
При этом, осуществление данных полномочий производится только при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области (далее - уполномоченные органы), предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области (часть 3 статьи 2 Закона Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области").
Законом Московской области от 10.11.2015 N 191/2015-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений" установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности на период с 01.01.2016 по 31.12.2016.
Подобные нормы закреплены в Законе Московской области от 29.11.2016 N 144/2016-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений", периодом действия с 01.01.2017 по 31.12.2017.
Следовательно, на территории Московской области полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципальных районов и городских округов, наделены соответственно органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 ЗК РФ, оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ).
В силу статьи 1 Федерального закона N 101-ФЗ, данный Закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Согласно пункту 4 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ, гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 ЗК РФ, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В рассматриваемом случае Администрация отказала заявителю в предоставлении земельного участка в собственность, сославшись на то, что с момента передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка для ведения предпринимательской деятельности от 27.05.2010 N 893/Б до момента подачи заявления прошел срок, который составляет менее трех лет.
Однако статьей 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон N 74-ФЗ) предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения могут предоставляться для осуществления фермерским хозяйством его деятельности; земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий - для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности.
Перечень имущества фермерского хозяйства перечислен в статье 6 Федерального закона N 74-ФЗ, согласно которой в состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона N 74-ФЗ, распоряжение имуществом фермерского хозяйства осуществляется в интересах фермерского хозяйства его главой.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона N 74-ФЗ, сделка, совершенная главой фермерского хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что эта сделка заключена главой фермерского хозяйства в его личных интересах.
Как следует из материалов дела и установлено судами, земельный участок с кадастровым номером 50:29:0030211:24 предоставлен в аренду КФХ "Анна" в 2010 году, плату за пользование земельным участком по настоящее время оплачивает фермерское хозяйство.
Суды установили, что доказательств обратного в материалы дела не представлено.
При этом судами также установлено, что договор о переуступке права аренды был заключен в связи с тем, что в ЕГРН внесена запись об арендаторе земельного участка Калинникове А.М. - физическом лице, в то время как участок предоставлялся в аренду КФХ "Анна", а не физическому лицу Калинникову А.М., что подтверждается постановлением Администрации Воскресенского муниципального района Московской области от 02.04.2010 N 591 "О предоставлении крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Анна" в аренду земельного участка по адресу: Московская область, Воскресенский район, рядом с д. Ивановка".
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что переуступкой права аренды фактически произведено только титульное переименование главы КФХ "Анна" с Калинникова А.М. на Калинникова Д.А., в связи с его избранием на должность главы крестьянского хозяйства на общем собрании КФХ "Анна" 21.03.2012.
Обращаясь с заявлением в Администрацию новый глава КФХ "Анна" Калинников Д.А. действовал в интересах крестьянского хозяйства.
Доказательства того, что земельный участок с кадастровым номером 50:29:0030211:24 использовался Калинниковым А.М. в личных целях, Администрацией также не представлено.
Информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка с кадастровым номером 50:29:0030211:24 в материалах дела отсутствует, заинтересованным лицом не представлена.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что суды пришли к правомерному выводу о том, что отказ Администрации от 17.04.2018 нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем является незаконным.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из заявленных требований, суды правомерно обязали Администрацию в тридцатидневный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:29:0030211:24 главе КФХ "Анна" Калинникову Д.А. и направить ему проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:29:0030211:24.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 25 декабря 2018 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 марта 2019 года по делу N А41-58380/18 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Воскресенского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
О.В. Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.