г. Москва |
|
28 июня 2019 г. |
Дело N А41-92305/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Стрельникова А.И.
судей Малюшина А.А., Филиной Е.Ю.
при участии в заседании:
от истца - Роговенко О.А., дов. от 17.09.2016 г.;
от ответчика - никто не явился, извещен,
рассмотрев 25 июня 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
ООО "Теплоцентраль"
на постановление от 12 марта 2019 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Ивановой Л.Н., Юдиной Н.С., Миришовым Э.С.,
по иску ООО "Теплоцентраль"
к ООО "Капитал-Инвест МСК"
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Теплоцентраль" обратилось с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Капитал-Инвест МСК" о взыскании задолженности за оказанные по договору теплоснабжения и горячего водоснабжения N 680 от 01.07.2016 в сентябре 2018 года услуги в размере 1.295.409,65 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 декабря 2018 года исковые требования были удовлетворены в полном обьеме (л.д.63).
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2019 года указанное решение было отменено и в удовлетворении иска было отказано(л.д.121-125).
В кассационной жалобе ООО "Теплоцентраль" просит вышеназванное постановление отменить, а решение суда первой инстанции оставить без изменения, поскольку считает его незаконным и необоснованным. В жалобе указывается о том, что при принятии данного постановления судом, по мнению заявителя, были нарушены нормы материального и процессуального права, в том числе ст.ст.12,438,445,446,450-452,539-541 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.15,170,195,196 АПК Российской Федерации, п.12ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", п.п.26,38,40,46,54 Правил "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. за N 354 (Правила N 354), а также не в полном объеме были учтены конкретные обстоятельства по делу и характер возникших между сторонами правоотношений. В заседании судебной коллегии представитель заявителя настаивал на удовлетворении кассационной жалобы.
Ответчик, участвующий в деле, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направил, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя истца, участвующего в деле и явившегося в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к заключению, что постановление подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между ООО "Теплоцентраль" (теплоснабжающая организация) и ООО "Капитал-Инвест МСК" (абонент) был заключен договор теплоснабжения и горячего водоснабжения за N 680 от 01.07.2016, по условиям которого истец обязался отпускать ответчику тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения объектов последнего. Согласно пункту 8.2 договора, расчеты за отпущенную тепловую энергию производятся до 15-го числа месяца, следующего за расчетным. В силу пункта 5.1.1 договора, ответчик обязан своевременно оплачивать услуги, связанные с исполнением контракта. По результатам оказанных услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения истцом были направлены в адрес ответчика акты о количестве поданной - принятой тепловой энергии, счета, счета-фактуры за спорный период, содержащие информацию об объеме отпущенной тепловой энергии и размере платы. В соответствии с условиями договора, учет отпущенной тепловой энергии и горячей воды производится на основании показаний учета тепловой энергии и горячей воды. Однако, как указал истец, в нарушение норм действующего законодательства, а также условий договора, ответчик не исполнил надлежащим образом взятые на себя обязательства и не осуществил оплату потребленной тепловой энергии. Указанное обстоятельство привело к образованию задолженности по оплате за поставленную тепловую энергию за сентябрь 2018 года в размере 1.295.409,65 руб. Поскольку инициированный и реализованный истцом досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком не принес положительного результата, то при указанных обстоятельствах ООО "Теплоцентраль" и обратилось с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд.
При этом суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, фактически признал обоснованной позицию истца, согласно которой поскольку объекты теплоснабжения ответчика оборудованы индивидуальными тепловыми пунктами, а истец фактически не оказывает услугу по горячему водоснабжению, а осуществляет лишь поставку тепловой энергии, которая используется ответчиком на подогрев горячей воды, то при расчете количества поставленной энергии необходимо руководствоваться положениями п.п.40,54 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 за N 354. Однако апелляционный суд нашел указанные выводы необоснованными, а заявленные требования - не подлежащими удовлетворению ввиду того, что в данном случае необходимо руководствоваться положениями п.26 Правил N354 и формулами, относящимися к названному пункту в приложении N2 к указанным правилам, а также в силу ст.69 АПК РФ обстоятельствами, указанными в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.12.2018 г. по делу NА41-101010/17 по спору между те ми же лицами, в котором, по мнению апелляционной инстанции, был установлен порядок расчета между сторонами по договору теплоснабжения, а представители последних при рассмотрении данного дела не отрицали того обстоятельства, что в спорных домах существовали ИТП(индивидуальные тепловые пункты).
Однако судебная коллегия не может в настоящее время согласиться с указанным постановлением апелляционного суда по следующим основаниям.
Так, в соответствии со ст.539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. В силу ст.157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно п.13 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011за N 354, условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. По общему правилу, если иное не установлено законом, возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации, не допускается. Разделом 7 Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с п.26 названных Правил, размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение Qiодн) в формуле 24 того же Приложения. В п.40 Правил N 354 предусмотрено, что потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами; при этом потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с п.54 настоящих Правил. В п.54 данных Правил установлено, что в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс. В данном случае объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений п.42(1)настоящих Правил. При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к настоящим Правилам. Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды. В плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования. Расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание жилого помещения. Размер платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) при наличии в многоквартирном доме прибора учета тепловой энергии, установленного на оборудовании, входящем в состав общего имущества в многоквартирном доме, с использованием которого была предоставлена коммунальная услуга по отоплению, а также индивидуальных (квартирных) приборов учета во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома определяется за расчетный период пропорционально объему тепловой энергии, определяемому в соответствии с формулой 18(1)приложения N2 к настоящим Правилам, и в случае, если выбран способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, 1 раз в год корректируется в соответствии с формулой 18(3)приложения N2 к настоящим Правилам. Помимо этого, в соответствии со ст. 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решение и постановление должны быть законными, обоснованными и мотивированными. Из ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вытекает, что в мотивировочной части решения должны быть указаны фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом, а также доказательства, на которых были основаны выводы суда об обстоятельствах дела, и доводы в пользу принятого решения, в том числе мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле, включая законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, судебная коллегия находит, что названные выше нормы права при принятии обжалуемого постановления были соблюдены судом не в полном объеме. В подтверждение изложенного следует указать о том, что принимая решение о полном отказе в иске по мотивам его необоснованности и указывая в обоснование такого принятия на ст.69 АПК РФ(преюдициальное значение дела N А41-101010/2017, по которому имеется определение Верховного Суда Российской Федерации за N 305-ЭС18-20620 от 18.12.2018), а также на то, что в данном споре применяются положения, содержащиеся в п.26 Правил N 354, включая формулы, относящиеся к этому пункту в приложении N 2 к указанным правилам, суд апелляционной инстанции, по мнению коллегии, по неизвестным причинам оставил без должного исследования, тщательной проверки и надлежащей юридической оценки целый ряд вопросов, разрешение которых могут иметь в силу ряда обстоятельств определенное значение для правильного разрешения заявленного иска по существу. Так, суд апелляционной инстанции при принятии обжалуемого постановления не обратил своего внимания на тот факт, что дома, которые находятся в управлении ответчика, в силу своих конструктивных особенностей оборудованы индивидуальными тепловыми пунктами(ИТП), в которые истец поставляет только тепловую энергию, а поскольку отсутствует в таком случае централизованное горячее водоснабжение, то суд должен был дать ответ на вопрос о том, а должен ли был применяется в таком случае при расчетах между сторонами спора двухкомпонентный тариф. А о том, что данный вопрос подлежал тщательной проверке и оценке, свидетельствует то обстоятельство, что в материалах дела имеются акты готовности систем теплоснабжения жилых домов, находящихся в управлении ответчика, из которых вполне определенно вытекает тот факт, все они оборудованы индивидуальными тепловыми пунктами (л.д.93-99) со всеми вытекающими из данного обстоятельства правовыми последствиями, причем данным утверждениям истца на счет их наличия в спорных домах судом в обжалуемом постановлении юридическая оценка почему-то дана не была, хотя таковая, по мнению коллегии, должна была иметь свое место, поскольку при объективном подтверждении наличия ИТП в спорных домах необходимо было установить конкретно нормы права, которые должны применяться при расчетах за поставленную истцом ответчику тепловую энергию - п.26 Правил N 354 или п.п.40 и 54 Правил N 354, тем более что из утверждений заявителя жалобы вытекает, что при наличии в спорных домах ИТП он якобы фактически не оказывал услугу по горячему водоснабжению, а осуществлял лишь поставку тепловой энергии, которая используется ответчиком на подогрев горячей воды.
Таким образом, поскольку указанные вопросы не получили в принятом постановлении надлежащего исследования и правовой оценки, хотя таковая была в силу статей 15, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходима, то судебная коллегия не может в настоящее время признать его законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене. При новом рассмотрении апелляционному суду(ибо именно только ему истцом были представлены доказательства о наличии в домах индивидуальных тепловых пунктов, и этому факту он в обжалуемом акте почему-то не дал никакой юридической оценки)необходимо будет учесть изложенное выше и разрешить судьбу заявленных требований с учетом должной проверки и юридической оценки в ходе судебного разбирательства всех собранных по делу доказательств.
А поэтому, руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2019 года по делу N А41-92305/2018 - отменить и дело передать на новое рассмотрение в тот же арбитражный апелляционный суд.
Председательствующий судья |
А.И.Стрельников |
Судьи |
А.А.Малюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.