г. Москва |
|
3 июля 2019 г. |
Дело N А40-187992/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.06.2019.
Полный текст постановления изготовлен 03.07.2019.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И. Ю.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заинтересованного лица - Мустаева В.Я. по доверен. от 25.07.2016,
от третьих лиц:
от Федерального казначейства - Ухов К.А. по доверен. от 06.05.2019,
рассмотрев 26 июня 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
Минсельхоза Карачаево-Черкесской Республики
на решение от 03.12.2018
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Блинниковой И. А.,
на постановление от 20.02.2019
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Пронниковой Е. В., Захаровым С. Л., Москвиной Л. А.,
по заявлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики
к Министерству финансов Российской Федерации
третьи лица: Минсельхоз Карачаево-Черкесской Республики, Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики, УФК по Карачаево-Черкесской Республике, Федеральное казначейство
о признании недействительными приказа, извещения,
УСТАНОВИЛ: Правительство Карачаево-Черкесской Республики (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным приказа Министерства финансов Российской Федерации (далее заинтересованное лицо) от 04.05.2018 N 433 "О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета" и извещения о принятии решения о бесспорном взыскании от 14.05.2018 N 19-09-02/32130.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Минсельхоз Карачаево-Черкесской Республики, Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики, УФК по Карачаево-Черкесской Республике, Федеральное казначейство.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.12.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2019, в удовлетворении заявления о признании недействительным приказа Министерства финансов российской Федерации от 04.05.2018 N 433 отказано; в части требования о признании недействительным извещения Министерства финансов Российской Федерации о принятии решения о бесспорном взыскании от 14.05.2018 N 19-09-02/32130 производство по делу прекращено.
Минсельхозом Карачаево-Черкесской Республики подана кассационная жалоба, согласно которой третье лицо просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Минсельхоз Карачаево-Черкесской Республики, Правительство Карачаево-Черкесской Республики, Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики, УФК по Карачаево-Черкесской Республике в судебное заседание не явились, считаются извещенными в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства; дело в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса рассматривается в их отсутствие.
Представители Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства возражали против удовлетворения кассационной жалобы, считая решение Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда законными и обоснованными.
Министерством финансов Российской Федерации представлен письменный отзыв на жалобу.
Представленный Правительством Карачаево-Черкесской Республики в суд письменный отзыв на кассационную жалобу без приложения доказательств направления его копии в адреса сторон возвращается Правительству Карачаево-Черкесской Республики как представленный с нарушением частей 1, 2 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающих, что к отзыву, направляемому в арбитражный суд, прилагается также документ, подтверждающий направление отзыва другим лицам, участвующим в деле. Отзыв направляется заказным письмом с уведомлением о вручении в срок, обеспечивающий возможность ознакомления с отзывом до начала судебного заседания.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судами установлено, что по результатам проведенной внеплановой камеральной проверки соблюдения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за 2016 год выявлено нарушение условий заключенного между Минсельхозом России и Правительством КЧР соглашения от 25.01.2016 N 3/17-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета КЧР в 2016 году в части обеспечения уровня софинансирования расходного обязательства.
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 26.03.2018.
Уведомлением от 03.04.2018 Федеральное казначейство сообщило Министерству финансов Российской Федерации о выявленном нарушении и предложило применить меры бюджетного принуждения.
По результатам рассмотрения указанного уведомления Министерство вынесло приказ от 04.05.2018 N 433 о применении меры бюджетного принуждения в виде бесспорного взыскания суммы средств из бюджета КЧР в размере 900 545, 01 руб. в доход федерального бюджета на счет главного распорядителя бюджетных средств - Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, которое предоставляло субсидии бюджету субъекта Российской Федерации.
Извещением от 14.05.2018 N 19-09-02/32130 Министерство финансов Российской Федерации сообщило Федеральному казначейству о принятом решении.
Полагая, что указанные приказ и извещение являются незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В соответствии с пунктом 6 статьи 166 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министр финансов имеет право в случае выявления бюджетных нарушений принять решение:
- о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, и (или) суммы платы за пользование указанными средствами и пеней за их несвоевременный возврат;
- о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии со статьями 306.2, 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения, предусмотренных главой 30 Кодекса, на основании уведомлений о применении бюджетных мер принуждения органов государственного (муниципального) финансового контроля.
При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет финансовому органу не позднее 60 календарных дней после дня окончания проверки (ревизии) уведомление о применении бюджетных мер принуждения в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 настоящего Кодекса.
Бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 Бюджетного кодекса, подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения уведомления.
Согласно ст. 306.8 БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Судами установлено, что во исполнение государственной программы N 717, указанных Правил между Минсельхозом России и Правительством КЧР заключено Соглашение от 25.01.2016 N 3/17-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета КЧР в 2016 году (далее - Соглашение N 3/17-с).
Предметом Соглашения N 3/17-с (в том числе в ред. доп. соглашений, приложение N 1 к Соглашению) является предоставление из федерального бюджета субсидий, в том числе на мероприятие по возмещению части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логического обеспечения рынков продукции растениеводства в рамках подпрограммы "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" Программы N 717.
В соответствии с пунктом 1.3 Соглашения высший исполнительный орган использует субсидии, указанные в пункте 1.2 Соглашения (имеет ссылку на приложение N 1 к Соглашению, установлен перечень субсидий с указанием сумм бюджетных средств), в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации в пределах годовых объемов субсидий, утвержденных КЧР.
Пунктом 2.2.1 Соглашения N 3/17-с установлено обязательство высшего исполнительного органа о финансировании расходов по направлениям и в объемах, установленных в приложениях N 1 и N 2 Соглашений (в приложении N 1 указаны федеральные средства на субсидии, в приложении N 2 - бюджетные средства КЧР, т.е. расходные обязательства). Пунктом 3.4 Соглашения N 3/17-с предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Соглашению, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Соглашения.
Указанные выше условия Соглашения в их совокупности позволяют прийти к выводу, что в случае сокращения расходных обязательств КЧР, подлежащих исполнению в объемах, установленных Соглашением, предоставленные средства субсидий из федерального бюджета подлежат сокращению, а возникшие остатки субсидий по состоянию на 1 января текущего финансового года, подлежат возврату в федеральный бюджет. В случае невозврата остатков субсидий в федеральный бюджет, последние подлежат взысканию в доход федерального бюджета.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы и возражения сторон, суды, установили, что Минсельхоз КЧР в отсутствие экономических обоснований сократил расходные обязательства КЧР за счет средств бюджета КЧР, подлежащие исполнению за счет собственных средств бюджета КЧР и неосновательно получил экономию средств бюджета КЧР за счет перерасхода средств федерального бюджета (субсидии) на общую сумму 900 545 руб. 01 коп., предоставленных КЧР как публично-правовому образованию, на исполнение расходных обязательств Республики, тем самым нарушил условия софинансирования, установленные Правилами N 1460 и Соглашением о предоставлении субсидий. КЧР, сократив свои расходные обязательства, тем самым выявила снижение общей потребности в бюджетных средствах на указанные программные мероприятия, в том числе за счет предоставленной субсидии из федерального бюджета, которая при таких обстоятельствах была неосновательно получена в республиканский бюджет в повышенном размере, что также указывает на нарушение бюджетного законодательства и интересов Российской Федерации.
Установив нарушение условий софинансирования расходных обязательств, допущенное КЧР, суды пришли к выводу о нарушении условий предоставления (расходования) средств субсидий из федерального бюджета.
С учетом изложенного вывод судов об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным приказа от 04.05.2018 N 433 соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, сделан при правильном применении норм материального и процессуального права.
Поскольку оспариваемое заявителем извещение не носит властно-распорядительного характера, не содержит обязательных к исполнению предписаний, а также не устанавливает, не изменяет и не прекращает права и обязанности лиц, участвующих в деле, и иных лиц, а является техническим документом, содержащим только указание на реквизиты, на которые должны быть перечислены взыскиваемые средства, указанное извещение не является ненормативным правовым актом соответствующего органа, не может быть оспорен в порядке главы 24 АПК РФ, в связи с чем суды правильно производство по требованию в указанной части прекратили.
Доводы заявителя жалобы, приведенные им в обоснование несогласия с обжалуемыми судебными актами, ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу норм статей 286, часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в кассационной инстанции.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03 декабря 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2019 года по делу N А40-187992/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И. Ю. Григорьева |
Судьи |
В. В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.