город Москва |
|
02 июля 2019 г. |
Дело N А41-106115/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Смирнова С.В., доверенность от 26.12.2018;
от заинтересованного лица: Теслюк В.М., доверенность от 17.06.2019;
от третьего лица: Теслюк В.М., доверенность от 21.12.2018;
рассмотрев 25 июня 2019 года в судебном заседании кассационные жалобы
ГКУ МО "Мособллес" и Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение от 05 февраля 2019 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Обарчуком А.А.,
на постановление от 12 апреля 2019 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Диаковской Н.В., Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
по делу N А41-106115/17
по заявлению ЗАО "Совхоз имени Ленина"
об оспаривании предписания
к ГКУ МО "Мособллес",
третье лицо: Комитет лесного хозяйства Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Совхоз имени Ленина" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ГКУ МО "Мособллес" (далее - учреждение) о признании незаконным предписания об устранении нарушений лесного законодательства от 29.09.2017.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет).
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 февраля 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ГКУ МО "Мособллес" и Комитет лесного хозяйства Московской области обратились с кассационными жалобами, в которых просят решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявители жалоб считают судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица и третьего лица поддержал доводы кассационных жалоб.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационных жалоб.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 27.09.2017 государственным лесным инспектором Подольского филиала ГКУ МО "Мособллес" при патрулировании Видновского участкового лесничества по маршруту патрулирования N 5, на границе квартала 16 выделов 7 и 31, выявлен факт повреждения лесоустроительного межевого знака N 49 и уничтожение лесоустроительного межевого знака N 50 в результате проведения работ по демонтажу старого металлического ограждения из железобетонных панелей.
В связи с выявленными нарушениями заявителю выдано предписание об устранении нарушений лесного законодательства Российской Федерации от 29.09.2017, которым указано на необходимость в срок до 16.10.2017 произвести восстановление специальных лесоустроительных знаков N N 49, 50 на границе квартала 16 выделов 7, 31 Видновского участкового лесничества и земельного участка общества.
Полагая, что указанное предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы ЗАО "Совхоз имени Ленина" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 утверждено Положение об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) (далее - Положение).
Согласно пункту 8 Положения, должностные лица органов исполнительной власти и государственных учреждений, указанные в абзацах первом и втором пункта 3 Положения, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использование лесов, а также осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства.
Пунктом 12 Положения предусмотрено, что федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), а также проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 8 части 3 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации, предусмотрено право должностных лиц органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Судами установлено, что спорное предписание от 29.09.2017 выдано по результатам проведения мероприятий по контролю (патрулированию) Видновского участкового лесничества по маршруту патрулирования N 5.
Также судами установлено, что общество не является лесопользователем спорного участка и в отношении него проверка в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 294-ФЗ, не проводилась.
Следовательно, положения Федерального закона N 294-ФЗ не подлежали применению.
В силу части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации, лесоустройство включает в себя закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков.
Частью 3 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством.
Основанием для выдачи спорного предписания послужило несоблюдение требований лесного законодательства, выразившееся в уничтожении и повреждении специальных межевых знаков.
Однако постановлением мирового судьи 10 судебного участка Видновского судебного района Московской области от 19.12.2017 по делу N 5-426/2017 производство по делу об административном правонарушении в отношении общества, привлекаемого к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, прекращено за отсутствием состава правонарушения.
Определением Видновского городского суда Московской области от 07.02.2018 по делу N 12-76/2018 жалоба государственного лесного инспектора на постановление мирового судьи возвращена заявителю.
Установив изложенные выше обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что предписание об устранении нарушений лесного законодательства от 29.09.2017 является незаконным и подлежит отмене.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационных жалоб о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационных жалобах доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационные жалобы не содержат, а приведенные в жалобах доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационных жалоб сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 05 февраля 2019 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2019 года по делу N А41-106115/17 оставить без изменения, кассационные жалобы ГКУ МО "Мособллес" и Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.