г. Москва |
|
4 июля 2019 г. |
Дело N А40-293281/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.06.2019.
Полный текст постановления изготовлен 04.07.2019.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Комитета государственного строительного надзора города Москвы - извещено, представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "ВИКС-Ц" - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 27.06.2019 в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВИКС-Ц"
на решение от 31.01.2019
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Яцевой В.А.,
на постановление от 11.04.2019
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Москвиной Л.А., Красновой Т.Б., Свиридовым В.А.,
по делу N А40-293281/2018
по заявлению Комитета государственного строительного надзора города Москвы
к обществу с ограниченной ответственностью "ВИКС-Ц"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Комитет государственного строительного надзора города Москвы (далее - комитет) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ВИКС-Ц" (далее - общество) к ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2019, заявление удовлетворено: общество привлечено к ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ в виде 50 000 рублей штрафа.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, неполное исследование обстоятельств по делу.
Общество и комитет, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда округа не направили, что с учетом положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не признано судом препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 23.08.2018 по результатам плановой выездной проверки обществу выдано предписание N 6896/18, которым обществу дано указание в срок до 10.09.2018 устранить выявленные нарушения.
Сделав в ходе проверки вывод о неисполнении обществом данного предписания в установленный срок, комитет 28.11.2018 составил в отношении общества протокол об административном правонарушении и 07.12.2018 обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции, и, оставляя решение суда без изменения, апелляционный суд пришли к выводу о том, что в действиях (бездействии) общества имеется состав вменяемого ему административного правонарушения. При этом суды применили годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ.
Между тем в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации (постановление от 15.01.2019 N 3-П и определение от 26.03.2019 N 823-О) предусмотренная в части 15 статьи 19.5 КоАП РФ административная ответственность за невыполнение изготовителем предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, как особого случая невыполнения в установленный срок законного предписания уполномоченного органа, относится к административным правонарушениям против порядка управления.
Соответственно, привлечение к административной ответственности предполагается в этом случае именно за само по себе формальное невыполнение предписания публичного органа, которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Поэтому, принимая во внимание изложенную позицию Конституционного Суда Российской Федерации, срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ в данном случае составлял три месяца, а не год.
Таким образом, на дату принятия судом решения (31.01.2019) трехмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ, подлежащий исчислению, как следует из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.10.2013 N 5598/13 по делу N А40-94388/2012, с учетом крайней даты, установленной для исполнения названного предписания (10.09.2018), истек.
Согласно статье 24.5 КоАП РФ истечение срока давности исключает привлечение к административной ответственности.
Тем самым по состоянию на 31.01.2019 общество уже не могло быть привлечено к административной ответственности за совершение указанного административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов на основании части 1 статьи 288 АПК РФ ввиду неправильного применения судами норм права без направления дела на новое рассмотрение, поскольку судами установлены фактические обстоятельства дела, позволяющие разрешить спор по существу и принять в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления комитета о привлечении общества к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2019 по делу N А40-293281/2018 отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.