г. Москва |
|
10 июля 2019 г. |
Дело N А40-230180/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.07.2019.
Полный текст постановления изготовлен 10.07.2019.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И. Ю.,
судей Каменской О.В., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - Грищенко В.В. по доверен. от 28.09.2018, Калетина Л.А. по доверен. от 07.04.2017,
от заинтересованного лица - Полосин М.В. по доверен. от 26.03.2018, Батищев Е.А. по доверен. от 03.06.2019, Биленко В.Ю. по доверен. от 03.06.2019,
рассмотрев 03 июля 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
Автономной некоммерческой организации средняя общеобразовательная школа "Академическая гимназия"
на решение от 17.12.2018
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Аксеновой Е. А.,
на постановление от 20.03.2019
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Суминой О.С., Яковлевой Л.Г., Поповым В.И.,
по заявлению Автономной некоммерческой организации средняя общеобразовательная школа "Академическая гимназия"
к Департаменту образования города Москвы
о признании незаконным бездействия
УСТАНОВИЛ: Автономная некоммерческая организация средняя общеобразовательная школа "Академическая гимназия" (далее - заявитель, АНО СОШ "Академическая гимназия") обратилась с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента образования города Москвы (далее Департамент, заинтересованное лицо), выразившееся в нерассмотрении заявок АНО СОШ "Академическая гимназия" на получение субсидии в целях возмещения затрат, в связи с предоставлением гражданам дошкольного и общего образования, а также бесплатного питания на территории города Москвы за периоды с 01.09.2016 по 31.12.2016, с 01.01.2017 по 31.08.2017 и с 01.01.2018 по 31.08.2018 (в полном объеме), а также в невынесении решений о предоставлении субсидии за периоды с 01.09.2016 по 31.12.2016, с 01.01.2017 по 31.08.2017 и с 01.01.2018 по 31.08.2018 (в полном объеме), возложении обязанности на Департамент рассмотреть период с 01.09.2016 по 31.12.2016, на получение субсидии в целях возмещения затрат, в связи с предоставлением гражданам дошкольного и общего образования, а также бесплатного питания на территории города Москвы; рассмотреть период с 01.01.2017 по 31.08.2017 на получение субсидии в целях возмещения затрат, в связи с предоставлением гражданам дошкольного и общего образования, а также бесплатного питания на территории города Москвы; в полном объеме рассмотреть период 01.01.2018 по 31.08.2018, на получение субсидии в целях возмещения затрат, в связи с предоставлением гражданам дошкольного и общего образования, а также бесплатного питания на территории города Москвы; принять решение о предоставлении АНО СОШ "Академическая гимназия" субсидии на возмещение затрат в связи с предоставлением услуг дошкольного и общего образования, а также бесплатного питания на территории города Москвы за период с 01.09.2016 по 31.12.2016 в размере 527 615 руб., а также возложении обязанности на Департамент принять решение о предоставлении АНО СОШ "Академическая гимназия" субсидии на возмещение затрат, в связи с предоставлением услуг дошкольного и общего образования, а также бесплатного питания на территории города Москвы за период с 01.01.2017 по 31.08.2017, в размере 17 155 264 руб.; принять решение о предоставлении АНО СОШ "Академическая гимназия" субсидии на возмещение затрат, в связи с предоставлением услуг дошкольного и общего образования, а также бесплатного питания на территории города Москвы за период с 01.01.2018 - 31.08.2018 (в части недофинансирования), в размере 9 381 928 руб. (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений заявленных требований).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.12.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
АНО СОШ "Академическая гимназия" подана кассационная жалоба, согласно которой заявитель просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Заявитель жалобы указывает, что судами не исследовано и не оценено сопроводительное письмо, которое являлось неотъемлемой частью заявки и на основании которого сотрудник ГКУ ЦФО ДОгМ принимал документацию от заявителя в соответствии с перечнем указанных в нем приложений. Указанное сопроводительное письмо подтверждает наличие заявки и расчета субсидии за период 2018 года в момент принятия документов сотрудниками ГКУ ЦФО ДОгМ.
АНО СОШ "Академическая гимназия" не согласно с выводами судов о том, что заявителем пропущен срок на подачу заявления по периодам 2016-2017 гг.
Представители АНО СОШ "Академическая гимназия" в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержали доводы жалобы.
Представители Департамента возражали против удовлетворения кассационной жалобы, считая решение Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда законными и обоснованными. Письменный отзыв на жалобу не представлен.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
АНО СОШ "Академическая гимназия" полагает, что бездействием Департамента, выражающимся в непредоставлении субсидии АНО СОШ "Академическая гимназия", в связи с предоставлением гражданам услуг дошкольного образования, а также начального общего, основного общего и среднего общего образования, и бесплатного питания на территории города Москвы в периоды с 01.09.2016 по 31.12.2016, с 01.01.2017 по 31.08.2017, с 01.01.2018 по 31.01.2018 (в полном объеме) нарушены его права и законные интересы.
По мнению заявителя, имеют место незаконные отказы, выражающиеся в отложении рассмотрении заявок на неопределенное время, следовательно, со стороны ГКУ ЦФО ДОгМ (подведомственная организация Департамента образования города Москвы) прослеживается противоправное действие (бездействие).
Указанные обстоятельства явились основанием для подачи настоящего заявления в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
Судами установлено, что в соответствии с приказом Департамента образования города Москвы от 13.11.2012 N 713 "О предоставлении субсидий из бюджета города Москвы частным образовательным организациям" (далее - Приказ) утвержден Порядок рассмотрения заявок на получение субсидий из бюджета города Москвы частным образовательным организациям.
Согласно п. 2 приложения 3 к Приказу организация, претендующая на получение субсидии, оформляет заявку на получение субсидии и направляет ее в ГКУ ЦФО ДОгМ.
Судами установлено, что пакет документов на рассмотрение Отраслевой комиссии по рассмотрению заявок на получение субсидии из бюджета города Москвы частными образовательными организациями направлен в установленном порядке 16.05.2018 и 31.05.2018.
Суды, установив, что на основании приказа Департамента от 27.06.2018 N 269 с АНО СОШ "Академическая гимназия" заключены договоры о предоставлении субсидии из бюджета города Москвы в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам общего образования и бесплатного питания за период с 01.01.2018 по 31.08.2018 в общем объеме 23 450 957 руб., из них: от 09.07.2018 N В-8/Ш-17/18 предоставление начального общего, основного общего и среднего общего образования, и бесплатного питания в размере 13 522 767 руб.; от 09.07.2018 N В-8/Д-17/18 предоставление дошкольного образования в размере 9 928 190 руб., пришли к выводу, что субсидия была предоставлена в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и с учетом предоставленных заявителем документов, противоправного бездействия со стороны Департамента в отношении заявителя с учетом заявленных требовании, не допущено.
Заявитель также ссылается на то, что не получал обоснованный отказ в предоставлении субсидии на 2018 год.
Суды установили, что в заявлении содержатся сведения о том, что 16.05.2018 заявителем предоставлены заявки N 13/Б, 14Б на предоставление субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и бесплатного питания за периоды 01.09.2016 по 31.12.2016 и с 01.01.2017 по 31.08.2017, с 01.01.2018 по 31.08.2018.
ГКУ ЦФО ДОгМ направлены в адрес заявителя ответы от 24.05.2018 N 2-1190/18 и от 25.05.2018 N 2-1238/18, в которых указано, что в соответствии с приказом Департамента образования города Москвы от 13.11.2012 N 713 данные об обучающихся в образовательной организации из списка, представленного на Отраслевую комиссию, должны быть внесены в Комплексную информационную систему "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде" и в связи с этим необходимости актуализации заявок для направления на рассмотрение Отраслевой комиссии.
31.05.2018 заявителем были направлены заявки, в которых отсутствовали сведения по заявкам на предоставление субсидий на 2018 год.
Департамент пояснил, что часть детей, включенных в заявки, на момент рассмотрения Отраслевой комиссий по рассмотрению заявок частных образовательных организаций на получение субсидии из бюджета города Москвы, не была внесена в Комплексную информационную систему "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде", в связи с чем, при рассмотрении заявок на заседании Отраслевой комиссии принято решение о предоставлении субсидии в размере 9 928 190,00 руб. в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования; 13 522 767,00 руб. в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам начального общего, основного общего, среднего общего образование и бесплатного питания (протокол Отраслевой комиссии от 06.06.2018 N 2).
Таким образом, отказа в предоставлении субсидии не было, субсидия была предоставлена на основании тех документов и сведений, которые подтвердил заявитель.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии незаконного бездействия со стороны Департамента, отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя.
Выводы судов соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, сделан при правильном применении норм материального и процессуального права.
Кроме того, суды установили, что заявителем пропущен установленный ст. 198 АПК РФ срок обращения с заявлением в суд; ходатайство о восстановлении пропущенного срока в материалы дела не предоставлено. Пропуск установленного действующим законодательством срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Департамент указывает, что решением Отраслевой комиссии по рассмотрению заявок частных образовательных организаций за 2017 год на получение субсидии из бюджета города Москвы от 06.12.2017, протокол N 4, заявки не рассматривались в связи с раннее излишне полученными субсидиями, что было выявлено в ходе проверок выполнения условий предоставления субсидий из бюджета города Москвы на 2014/2015 и 2016/2017 учебный год.
В соответствии с пунктом 4.1 договора о предоставлении субсидии из бюджета города Москвы частной образовательной организации в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам начального общего, основного общего, среднего общего образования и бесплатного питания в период обучения "В случае если Получатель субсидии не соблюдает условия предоставления Субсидии, предусмотренные пунктом 2.1 настоящего Договора, не выполняет обязательства, определенные пунктами 3.3.2, 3.3.4 - 3.3.8, предоставление Субсидии приостанавливается в установленном порядке".
Таким образом, вышеуказанное решение Отраслевой комиссии было принято в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов и условиями договора с АНО СОШ "Академическая гимназия".
Суды установили, что информация о принятом решении направлена заявителю 15.12.2017 (письмо N 02-2332/17).
С учетом изложенного заявитель был вправе подать заявление в Арбитражный суд города Москвы до 15.03.2018, то есть не позднее трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении их прав и законных интересов.
Соответственно, аналогичная ситуация сложилась и по заявкам на предоставление субсидии за 2016 год.
Установив, что заявление об оспаривании бездействия ДОгМ подано в Арбитражный суд города Москвы 28.09.2018, пришли к выводу о пропуске заявителем срока, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для подачи заявления.
Вывод судов об отказе в удовлетворении заявленных требований соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, сделан при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя жалобы, приведенные им в обоснование несогласия с обжалуемыми судебными актами, ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу норм статей 286, часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в кассационной инстанции.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17 декабря 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2019 года по делу N А40-230180/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И. Ю. Григорьева |
Судьи |
О. В. Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.