г. Москва |
|
9 июля 2019 г. |
Дело N А40-168463/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.07.2019.
Полный текст постановления изготовлен 09.07.2019.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Григорьевой И.Ю., Каменской О.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Терра-Ком" - Бессонова Ю.Л., Савичевой А.Л. (представителей по доверенности от 07.08.2018);
от Департамента развития новых территорий города Москвы - Черепухиной Е.Ю. (представителя по доверенности от 17.08.2018);
от Департамента городского имущества города Москвы - Васневой С.А. (представителя по доверенности от 26.12.2018),
рассмотрев 02.07.2019 в судебном заседании кассационные жалобы Департамента развития новых территорий города Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 14.02.2019
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Орловой Н.В.,
на постановление от 25.04.2019
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Проценко А.И., Валюшкиной В.В., Кораблевой М.С.,
по делу N А40-168463/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Терра-Ком"
к Департаменту развития новых территорий города Москвы
о взыскании убытков,
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Терра-Ком" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту развития новых территорий города Москвы (далее - департамент) о взыскании убытков, причиненных самовольным занятием земельного участка с кадастровым номером 50:26:0170802:7 общей площадью 27 100 кв. м., связанных с уплатой земельного налога в сумме 6 742 011 рублей.
В качестве третьего лица в деле участвует Департамент городского имущества города Москвы (далее - ДГИ г. Москвы).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2019, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе департамент просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В свою очередь, ДГИ г. Москвы в кассационной жалобе, утверждая, что оплата земельного налога не подпадает по понятие убытки согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В отзыве на кассационную жалобу департамента (приобщен к материалам дела) общество возражало против ее удовлетворения и просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители департамента и ДГИ г. Москвы поддержали доводы кассационных жалоб, представители общества возражали против удовлетворения кассационных жалоб, пояснили, что согласны с рассмотрением кассационных жалоб в настоящем судебном заседании.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационных жалоб, отзыва на кассационную жалобу департамента, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что обществу на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером 50:26:0170802:7 общей площадью 27 100 кв. м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под размещение офисно-складского комплекса, расположенный по адресу: г. Москва, поселение Марушкинское, в районе д. Шарапово.
Департаментом издано распоряжение от 17.12.2015 N 24224 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества для целей реконструкции автодороги Боровское шоссе - Киевское шоссе - в направлении Калужского шоссе до деревни Ботаково через деревни Рогозинино, Верховье (Троицкий административный округ города Москвы)", согласно которому изъятию подлежит земельный участок, подлежащий образованию в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:26:0170802:7.
Изымаемый у общества земельный участок образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:26:0170802:7 на два земельных участка - с кадастровым номером 77:18:0170802:40 площадью 14698 кв.м и с кадастровым номером 77:18:0170802:41 площадью 12402 кв.м (изъятый), поставлен на государственный кадастровый учет 03.02.2016.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 28.04.2017 по делу N А40-22571/2017 земельный участок общей площадью 12 402 кв. м. с кадастровым номером 77:18:0170802:41, имеющий адресные ориентиры: г. Москва, поселение Марушкинское, в районе д. Шарапово, образованный из земельного участка с кадастровым номером 50:26:0170802:7, изъят для государственных нужд города Москвы; установлена сумма возмещения земельного участка в размере 41 828 655 рублей. Государственная регистрация перехода права собственности на изымаемый земельный участок произведена 19.10.2017.
Обращение в арбитражный суд по настоящему делу было обусловлено тем, что земельный участок был фактически изъят у него 22.12.2014, поскольку с этой даты на нем началось строительство автомобильной дороги. На дату принятия решения об изъятии у общества земельного участка с кадастровым номером 77:18:0170802:41 площадью 12 402 кв. м., образованного из земельного участка с кадастровым номером 50:26:0170802:7 площадью 27 100 кв. м. (17.12.2015), на последнем построена дорога. Фактически дорога построена на части земельного участка, однако при строительстве использовался весь земельный участок общества.
В это же время общество в период с 16.04.2015 по 02.11.2017 было вынуждено произвести оплату земельного налога в размере 6 742 011 рублей.
В силу статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
При этом требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере, может лицо, право которого нарушено.
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Пунктом 5 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшения качества земель в результате деятельности других лиц, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 262, установлено, что определение размера убытков, причиненных землепользователям и землевладельцам изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
При определении размера убытков, причиненных арендаторам земельных участков изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, учитываются убытки, которые арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, арендная плата, уплаченная по договору аренды за период после изъятия земельного участка, а также стоимость права на заключение договора аренды земельного участка в случае его заключения на торгах.
Признавая заявление общества подлежащим удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что из материалов настоящего дела и из вступившего в законную силу решения Арбитражного суда города Москвы от 15.09.2017 по делу N А40-225923/2015, который имеет в соответствии со статьей 69 АПК РФ преюдициальное значение в отношении настоящего дела, следует, что департамент в нарушение действующего законодательства, в отсутствие судебного акта об изъятии у общества земельного участка, самовольно завладел земельным участком, принадлежащим обществу на праве собственности, и начал строительство на нем автодороги для города Москва, тем самым лишив общество права владения и пользования спорным земельным участком.
При этом суды исходили из того, что строительство автодороги на участке общества департамент начал производить на всей площади участка в размере 27 100 кв. м. с 22.12.2014.
Только 29.05.2017, то есть спустя почти 2,5 года после фактического изъятия департаментом у общества земельного участка судебным актом арбитражного суда по делу N А40-22571/2017, у общества была изъята часть его участка, расположенная непосредственно под автодорогой и ее инфраструктурой и лишь 19.10.2017 состоялась государственная регистрация перехода права собственности на изъятый земельный участок от общества к городу Москва.
На протяжении всего периода времени строительства автодороги на земельном участке общества как формальный правообладатель земельного участка с кадастровым номером 50:26:0170802:7 продолжал нести вынужденные расходы по уплате земельного налога в период с 01.01.2015 по октябрь 2017 года в общем размере 6 742 011 рублей.
Данные выводы судов являются обоснованными, сделаны на основании полного и объективного исследования всех представленных в материалы дела доказательств, с правильным применением указанных норм права, поскольку общество являлось собственником земельного участка и на нем лежала обязанность по оплате земельного налога. При этом нарушение порядка осуществления изъятия земельного участка и производства на нем строительных работ, при котором изъятие путем выкупа предшествует началу строительных работ, привело к невозможности общества осуществлять правомочия собственника в отношении принадлежащего ему земельного участка без снятия с него обременения в виде обязанности оплачивать земельный налог.
Довод кассационных жалоб о том, что законодательством не урегулирован возврат уплаченного земельного налога, является несостоятельным, поскольку заявленные требования общества были направлены на возмещение убытков в виде расходов на содержание принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером 50:26:0170802:7 ввиду того, что департаментом самовольно был занят земельный участок общества и на нем осуществлялось строительство автодороги для города Москвы без оформления каких-либо прав на спорный земельный участок, тогда как сведения о его изъятии были внесены в реестр значительно позднее.
Иные доводы кассационных жалоб, также подлежат отклонению, поскольку свидетельствуют о несогласии департамента и ДГИ г. Москвы с установленными судами обстоятельствами и оценкой доказательств и фактически направлены на их переоценку, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2019 по делу N А40-168463/2018 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.