город Москва |
|
10 июля 2019 г. |
Дело N А40-183745/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Блинов И.Ф., доверенность от 17.01.2018;
от заинтересованного лица: Пырьев О.Д., доверенность от 22.01.2019;
рассмотрев 03 июля 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Московской областной таможни
на решение от 06 декабря 2018 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Уточкиным И.Н.,
на постановление от 11 февраля 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Поповым В.И., Мухиным С.М., Яковлевой Л.Г.,
по делу N А40-183745/18
по заявлению ЗАО "СЭЙДЖ"
об оспаривании решения
к Московской областной таможне,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "СЭЙДЖ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской областной таможне (далее - таможня) о признании незаконным решения, оформленного письмом от 21.05.2018 N 17-20/20541, об отказе в возврате излишне уплаченного НДС в размере 158.267,80 руб., внесенного по ДТ N 10130120/250516/0004583.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06 декабря 2018 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Московская областная таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит решение и постановление подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы по следующим основаниям.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что ЗАО "СЭЙДЖ" в июле 2016 года ввезло на территорию России и указало в таможенной декларации на товары N 10130120/250516/0004583 (далее ДТ N 10130120/250516/0004583) Московской областной таможне следующие товары: "медицинские изделия: ларингоскопы с принадлежностями" (товар N 24); "изделия медицинского назначения для анестезиологии и реанимации с принадлежностями" (товары NN 1, 2, 3, 6, 7, 16, 18, 19, 21, 22); "устройства для кислородной и аэрозольной терапии" (товары N 8 и N 11).
По данным товарам в ДТ льгота по уплате НДС не была заявлена, и общество уплатило НДС в бюджет государства по ставкам 10% и 18%.
На основании имеющихся и представленных таможенному органу вместе с данной ДТ регистрационных удостоверений Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 13.08.2009 N ФСЗ 2009/04948, от 29.06.2012 N ФСЗ 2012/12412 и от 29.06.2012 N ФСЗ 2007/12363, а также деклараций о соответствии от 02.03.2016 N РОСС.1Е.ИМ41.Д06221, общество впоследствии посчитало, что в отношении товара N 24 применимы нормы пункта 2 статьи 150 и подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие ставку НДС в размере 0% с учетом целевого назначения и ограниченной сферы применения данных товаров, а в отношении товаров NN 1, 2, 3, 6, 7, 8, 11, 16, 18, 19, 21, 22 применимы нормы подпункта 4 пункта 2 статьи 164 и пункта 5 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие ставку НДС в размере 10% с учетом целевого назначения и ограниченной сферы применения данных товаров.
Судами установлено, что ввезенные товары по кодам ОКП 94 42 10 и ТНВЭД 9018 входят в Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 (далее - Перечень N 1042), а ввезенные товары по коду ОКП 93 98 00 входят в Перечень кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688 (далее - Перечень N 688).
Общество обратилось в Московскую областную таможню с заявлением о возврате НДС, как излишне уплаченного по ДТ N 10130120/250516/0004583, на сумму 158.267,80 руб.
Судами установлено, что заявление составлено и подано по форме, установленной приказом ФТС России от 22.12.2010 N 2520 "Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога". К заявлению приложены документы, перечень которых установлен частью 2 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании), в том числе, заявление о внесении изменений в ДТ, корректировка деклараций на товары на бумажном и электронном носителях.
Письмом от 21.05.2018 N 17-20/20541 Московская областная таможня сообщила заявителю о фактическом отказе возвратить излишне уплаченные денежные средства.
Не согласившись с указанным решением, выраженным в письме, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьей 67 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), статьей 147 Закона о таможенном регулировании, статьями 164, 149 и 150 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - Постановление N 18) пришли к выводу о наличии у заявителя права на льготное обложение НДС в отношении всех ввозимых компонентов, образующих зарегистрированное медицинское изделие.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 67 ТК ЕАЭС, подлежат возврату (зачету) таможенные пошлины, налоги, являющиеся излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами в соответствии со статьей 66 настоящего Кодекса.
Излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов (статья 66 ТК ЕАЭС).
В соответствии пунктом 2 статьи 67 ТК ЕАЭС, возврат (зачет) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом при условии внесения в установленном порядке изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары, либо корректировки в установленном порядке сведений об исчисленных таможенных платежах в таможенном приходном ордере либо ином таможенном документе, определенном Комиссией в соответствии с пунктом 24 статьи 266 настоящего Кодекса, или в таможенных документах, указанных в пункте 4 статьи 52 и абзаце втором пункта 4 статьи 277 настоящего Кодекса, и при соблюдении иных условий для возврата (зачета) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, устанавливаемых законодательством государства - члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов.
На основании подпункта 4 пункта 2 и пункта 5 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае реализации или ввоза на территорию Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, включая медицинские изделия, применяется налоговая ставка НДС в размере 10 процентов.
В последнем абзаце пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что коды видов продукции, в отношении которых применяется налоговая ставка 10 процентов, в соответствии с ОКП, а также ТН ВЭД определяются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, для целей применения пониженной ставки НДС в размере 10 процентов имеет значение не только отнесение реализуемых (ввозимых) товаров к группе товаров, указанных в пункте 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, в частности, к медицинским изделиям, но также соответствие товаров конкретным кодам по ТН ВЭД и ОКП, установленным Правительством Российской Федерации.
Утверждение Правительством Российской Федерации отдельного Перечня кодов медицинских товаров в соответствии с ТН ВЭД, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию, предопределено фактом взимания НДС при ввозе товаров на таможенную территорию и служит цели обеспечения определенности налогообложения, имея в виду, что декларирование налогоплательщиками ввозимых товаров и осуществление таможенными органами контроля за правильностью уплаты налога производятся исходя из той классификации товаров, которая предусмотрена для таможенных целей.
Следовательно, в тех случаях, когда взимание НДС производится в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и администрирование налога осуществляется таможенными органами, налоговая ставка 10 процентов, предусмотренная пунктом 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, по общему правилу, применяется, если ввозимый товар отвечает надлежащему коду ТН ВЭД, а не коду ОКП.
Судами установлено, что ввезенные товары по кодам ОКП 94 42 10 и ТН ВЭД 9018 входят в Перечень N 1042, а ввезенные товары по коду ОКП 93 98 00 входят в Перечень N 688.
В тоже время, Перечень N 688 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2015 N 655 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 688", действующей с 11.07.2015) более не содержит упоминания о коде 93 98 00.
Указанные обстоятельства не были исследованы судами, равно как и не был исследован вопрос о возможности применения к спорным правоотношениям разъяснений, данных в пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" с учетом того, что указанная позиция применялась когда классификация товара в ОКП отличалась от классификации того же товара в ТН ВЭД, то есть имели место отдельные противоречия в отнесении ввозимого товара к соответствующей группе товаров (отдельные несовпадения в наименовании, различия в описании одного и того же товара), порождавшие произвольность в налогообложении и неустранимые неясности в определении условий применения налоговой ставки, установленной пунктом 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.03.2019 N 305-КГ18-19119 по делу N А41-88886/17).
Кроме того, судами не проверено соотношение кодов ОКП ввезенных товаров кодам ТН ВЭД, ОКПД2, ввиду того, что Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, утвержденный постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301 "О принятии Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 с датой введения в действие с 1 июля 1994 года", утратил силу с 01.01.2017 в связи с изданием приказа Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности".
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Размер заявленной к возврату суммы таможенных платежей исчислен заявителем путем вычитания из общей суммы таможенных платежей излишне уплаченного НДС в отношении товаров, входящих в Перечни N 688 и N 1042. В тоже время, в рамках настоящего дела рассматривалось решение об отказе в возврате излишне уплаченного НДС в отношении 13 товаров, и судам надлежало исследовать вопрос о применении налоговой льготы в отношении каждого из указанных товаров.
Указанная правовая позиция согласуется с позицией Арбитражного суда Московского округа, изложенной в постановлении от 27.06.2019 по делу N А40-203040/18, и правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14.03.2019 N 305-КГ18-19119 по делу N А41-88886/17.
Вопрос проверки расчета и правильности исчисления налоговой льготы не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, а суды первой и апелляционной инстанции указанный вопрос не исследовали, расчет заявителя не проверили.
В связи с тем, что для правильного рассмотрения настоящего спора требуется установить, имеет ли общество право на предоставление таможенной льготы, определить, какие товары, ввезенные на территорию Российской Федерации не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, как входящие в Перечень N 1042, а какие товары входят в актуальный Перечень N 688, суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, полагает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть изложенное, исходя из подлежащих применению норм материального права, на основании полного, всестороннего и объективного исследования и оценки всех имеющихся в деле доказательств, доводов и возражений лиц, участвующих в деле, установить обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела, установить возможность применения к спорным товарам льготы, правильно применив нормы материального права, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 06 декабря 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2019 года по делу N А40-183745/18 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.