город Москва |
|
15 июля 2019 г. |
Дело N А40-191285/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Борисенков В.А. по дов. 29.12.2018;
от заинтересованного лица: Макеева Ю.Д. по дов. от 26.12.2018, Ивашурина А.А. по дов. 04.03.2019;
рассмотрев 09 июля 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение от 03 декабря 2018 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Кукиной С.М.
на постановление от 19 марта 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Красновой Т.Б., Бекетовой И.В., Свиридовым В.А.,
по делу N А40-191285/2018
по заявлению ООО ТПФ "Все для дома" (ОГРН 1027739437110, ИНН 7709002956)
к Управлению Росреестра по Москве; Департаменту городского имущества по городу Москве
о признании незаконным решения N 77/18-48368 от 04.06.2018
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью ТОРГОВО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА "ВСЕ ДЛЯ ДОМА" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление), ДГИ по г. Москве (далее - Департамент) о признании незаконным решения N 77/18-48368 от 04.06.2018 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка и обязании внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, в частности внести дополнительный вид разрешенного использования ("объекты придорожного сервиса (4.9.1.) применительно к земельному участку (кадастровый номер 77:01:0006041:26), расположенному по адресу: г. Москва, Волгоградский проспект, вл. 18, стр. 1.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03 декабря 2018 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, полагая, что судами не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального и процессуального права.
В заседании кассационной инстанции представитель кассатора поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Письменный отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судами установлено, что ООО ТПФ "Все для дома" на основании договора аренды земельного участка от 11.03.2004 N М-01-026067 является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006041:26, расположенного по адресу: г. Москва, Волгоградский проспект, вл. 18, стр. 1.
03 апреля 2018 г. Департаментом городского имущества города Москвы на основании обращения Заявителя было издано Распоряжение N 9955 об изменении разрешенного вида использования вышеуказанного земельного участка, в соответствии с которым в отношении земельного участка, помимо вида разрешенного использования "магазины (4.4.)", был установлен дополнительный вид разрешенного использования "объекты придорожного сервиса (4.9.1.)".
Данным Распоряжением Департаменту также было поручено оформить дополнительное соглашение с Заявителем о внесении изменений в Договор аренды земельного участка от 11.03.2004 г. N М-01-026067 (п. 2 Распоряжения).
Вследствие этого 25 апреля 2018 г. Заявитель, посредством электронного обращения на сайт Правительство Москвы, обратился к Департаменту с заявлением о подготовке данного дополнительного соглашения.
Однако, Департамент отказал в предоставлении государственной услуги (выдача дополнительного соглашения) в связи с тем, что данные о новых видах разрешенного использования (объекты придорожного сервиса) отсутствовали в Государственном кадастре недвижимости.
ООО ТПФ "Все для дома" 29 мая 2018 г. обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве с заявлением об изменении сведений о виде разрешенного использования земельного участка, в ответ на что 04 июня 2018 года получило Уведомление N 77/18-48368 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка по причине того, что Департамент городского имущества г. Москвы не имеет полномочий по изменению видов разрешенного использования земельных участков на территории г. Москвы (стр. 2 абз. 7 Уведомления).
Кроме того, в качестве основания для приостановления государственной регистрации, было указано на необходимость соблюдения п. 2.2.1.3 Правил землепользования и застройки города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства г. Москвы N 120-ПП от 28.03.2017 г., в котором предусмотрено изменение видов разрешенного использования при наличии согласования органа государственной власти города Москвы, уполномоченного в области градостроительного проектирования и архитектуры.
ООО ТПФ "Все для дома" посчитало данный отказ необоснованным и 26 июня 2018 года подало заявление об обжаловании вышеназванного решения председателю апелляционной комиссии Управления по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (зарегистрировано за вх. N 77/18-333).
Суды указывают, что 25 июня 2018 года заявитель обратился к Департаменту с письмом об оказании содействия в решении вопроса изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Также судами установлено, что 05 июля 2018 года на заседании апелляционной комиссии Управления принято решение отклонить заявление ООО ТПФ "Все для дома" об обжаловании отказа и приостановлении осуществления государственного кадастрового учета N 77/18-48368 от 30.05.2018. Основанием для отказа согласно решению комиссии послужило нарушение Заявителем пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ, части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, части 3.3.2 Постановления Правительства Москвы от 28.03.2017 г. N 120-ПП "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Москвы".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что действия Управления по приостановлению осуществления кадастрового учета по основанию, изложенному в уведомлении, нарушают права и законные интересы ООО ТПФ "Все для дома", что Общество выполнило все необходимые для этой процедуры условия, действовало добросовестно и в соответствии с действующим законодательством.
Между тем судами не учтено следующее.
Для рассмотрения настоящего дела определяющее значение имеет разрешение вопроса о наличии у Департамента городского имущества г. Москвы полномочий по изменению видов разрешенного использования земельных участков на территории г. Москвы, поскольку именно это обстоятельство указано в Уведомлении N 77/18-48368 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка (стр. 2 абз. 7 Уведомления).
Статьей 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. В случае, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанных субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия, установленные частью 3 статьи 8 настоящего Кодекса, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Статьей 7 Закона города Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" предусмотрено, что к полномочиям Правительства Москвы в области градостроительной деятельности относится определение полномочий в области градостроительной деятельности подведомственных Правительству Москвы органов исполнительной власти города Москвы.
Пунктами 4.2.7 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, в редакции Постановления, действующего на момент издания Департаментом Распоряжения от 03 апреля 2018 г. N 9955 об изменении разрешенного вида использования вышеуказанного земельного участка, к полномочиям Департамента отнесено установление вида разрешенного использования земельного участка или об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования до утверждения Правил землепользования и застройки города Москвы.
Правила землепользования и застройки города Москвы были утверждены 28.03.2017, Распоряжение Департамента издано 03 апреля 2018 г.
Таким образом, выводы судов о том, что Департамент является органом местного самоуправления, полномочным, на момент издания Распоряжения N 9955 изменять вид разрешенного использования земельных участков, противоречат указанным правовым актам.
При разрешении спора суду также необходимо принять во внимание определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.04.2018 N 305-ЭС17-20486 по делу N А40-203791/2016, содержащиеся в нем выводы, относящиеся к сходным обстоятельствам в части порядка определения полномочий Департамента.
Кроме того, как предусмотрено ч. 4 ст. 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования при наличии утвержденных Правил землепользования и застройки.
Согласно части 5 статьи 8 Закона о государственной регистрации недвижимости в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе вид или виды разрешенного использования земельного участка.
Как установлено судами, земельный участок, находящийся по адресу г. Москва, Волгоградский проспект, вл. 18, стр. 1, относится к зонам сохраняемого землепользования, арендаторы нежилых помещений, расположенных на данном земельном участке, фактически осуществляют розничную торговлю, а также сервисные услуги (ремонт и техническое обслуживание автомобилей), в связи с чем Заявитель вносил изменение в разрешенное использование земельного участка.
В то же время, в соответствии с частью 1 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2 статьи 37 ГрК РФ).
В соответствии со статьями 36 и 37 ГрК РФ вид разрешенного использования должен быть определен в соответствии с правилами землепользования и застройки.
Суды, определив, что земельный участок, находящийся по адресу г. Москва, Волгоградский проспект, вл. 18, стр. 1, относится к зонам сохраняемого землепользования, не выяснили установление (отсутствие установления) вспомогательных (дополнительных) разрешенных видов использования указанной территориальной зоны согласно Правил землепользования и застройки г. Москвы, утвержденных Постановлением Правительства Москвы 28.03.2017 N 120, согласно доводов Управления не проверили обстоятельства необходимости внесения в данном случае изменений в Правила землепользования и застройки.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что судами не установлены все обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора и необходимые для принятия законного и обоснованного судебного акта, нарушены нормы материального и процессуального права, в связи с чем, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в силу пункта 3 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, определить предмет доказывания по делу, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания, исследовать и оценить по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость и допустимость всех представленных по делу доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств отразить в судебном акте, указав мотивы принятия или отказа в принятии доказательств.
Руководствуясь статьями 176, 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03 декабря 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2019 года по делу N А40-191285/2018 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.