г. Москва |
|
16 июля 2019 г. |
Дело N А40-113944/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июля 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Дзюбы Д.И.,
судей Стрельникова А.И., Чалбышевой И.В.,
при участии в заседании:
от истца: не явка
от ответчика: Юбицкая Т.А. по дов. N 06-10 от 01.01.2019
от третьего лица: не явка,
рассмотрев 09 июля 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России
на решение от 24.12.2018
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Голоушкиной Т.Г.,
на постановление от 27.03.2019
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Поповой Г.Н., Гармаевым Б.П., Левиной Т.Ю.,
в деле по иску ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России
к ООО "ГУЖФ",
третье лицо: временный управляющий ООО "ГУЖФ" Соловьев М.В.,
о взыскании задолженности, неустойки,
УСТАНОВИЛ: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление Жилищным фондом" (далее - ООО "ГУЖФ", ответчик) о взыскании задолженности в размере 19 653 021,83 руб., законной неустойки в размере 548 016,95 руб. за период с 26.03.2018 по 14.05.2018, а также законной неустойки исходя из 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты долга, за каждый день просрочки, начиная с 15.05.2018 по день фактической уплаты основного долга.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен временный управляющий ООО "ГУЖФ" Соловьев М.В.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.12.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2019, исковые требования удовлетворены частично - долг взыскан в размере 15 738 529,17 руб., неустойка в размере 203 289,37 руб., в остальной части в иске отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление судов, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска полностью. Заявитель жалобы считает, что судами первой и апелляционной инстанций нарушены нормы материального права ввиду неправильного применения закона, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам.
От ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. Судебной коллегией ходатайство истца рассмотрено и удовлетворено.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в части отказа в иске.
В судебное заседание суда кассационной инстанции истец и третье лицо не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, информация о процессе своевременно размещена в Картотеке арбитражных дел в сети Интернет, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 "О создании ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора N 21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы", функции по обеспечению потребителей Министерства обороны Российской Федерации коммунальными ресурсами переданы с 01.04.2017 в ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Во исполнение указанного приказа ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России осуществляет подачу тепловой энергии, в том числе, и на объекты ООО "ГУЖФ" (абонент).
Между сторонами отсутствует заключенный договор на поставку тепловой энергии, но сложились фактические договорные отношения.
В обоснование исковых требований ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России ссылается на то, что ООО "ГУЖФ" в феврале 2018 года было потреблено тепловой энергии на общую сумму 19 653 021,83 руб., в связи с чем истец выставил в адрес ответчика счет, акт и счет-фактуру от 28.02.2018 на указанную сумму. Однако, ООО "ГУЖФ" оплату потребленной тепловой энергии в спорный период не произвело, в результате чего за ним образовалась задолженность в заявленном размере.
В силу положений ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Исходя из норм ст. 541 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со ст. ст. 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, соглашением сторон.
В силу п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к Правилам N 354, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утверждены Правила расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, согласно которым, в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года.
При рассмотрении спора судами установлено, что в соответствии с данными ООО "ГУЖФ" стоимость потребленного ресурса, приобретаемого для целей оказания коммунальных услуг теплоснабжения в соответствии с действующим жилищным законодательством Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, за февраль 2018 года составила 15 738 529,17 руб.; акт от 28.02.2018 за февраль 2018 года принят ответчиком в неоспариваемой части на сумму 15 738 529,17 руб.
Разница в начислениях между сторонами возникла из-за того, что истец произвел начисления по 1/7, то есть, исходя из объема потребления Гкал по месяцам отопительного сезона; при этом, ответчик выставил жильцам многоквартирных домов к оплате счета с перерасчетом на 1/12, то есть, распределил объем равными долями на весь год, в связи с чем судами неправомерным признано начисление задолженности за фактически оказанные услуги по поставке тепловой энергии в сумме 19 653 021,83 руб.
В силу п. 3 Правил N 354 под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
В ч.ч. 4, 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что наниматели и собственники жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят управляющей организации плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Пункт 13 Правил N 354 возлагает на исполнителя коммунальных услуг обязанность предоставлять потребителям коммунальные услуги и заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Из системного толкования норм статей 154, 155, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 354, Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), следует, что получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с одновременным осуществлением комплекса функций по подаче в жилое помещение коммунальных ресурсов и обслуживанию внутридомовых инженерных систем; при заключении договора с ресурсоснабжающей организацией управляющая организация представляет интересы собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирных домах, обязанность управляющей организации перед ресурсоснабжающей организацией по оплате фактически поставленного ресурса неразрывно связана с наличием у нее статуса исполнителя коммунальных услуг в отношении жилого фонда, на который осуществляется поставка энергии; при этом отсутствие письменного договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией не освобождает последнюю от исполнения такого обязательства.
Реализуя полномочия управляющей организации, ООО "ГУЖФ" не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов граждан, проживающих в многоквартирных домах; соответствующая обязанность управляющих организаций по обязательствам, связанным с потреблением коммунальных ресурсов, не может быть большей, чем обязанность граждан-потребителей.
В силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Обязательные требования при заключении управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома коммунальной услуги соответствующего вида устанавливаются Правилами N 124.
Исходя из пп. "в" п. 21 Правил N 124, объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, учитывающей показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, либо при отсутствии индивидуальных приборов учета - по нормативам потребления услуги.
При рассмотрении спора судами установлено, что в соответствии с данными ОП "Восточное" ООО "ГУЖФ" стоимость потребленного ресурса, приобретаемого для целей оказания коммунальных услуг теплоснабжения в соответствии с действующим жилищным законодательством Российской Федерации, Правилами N 124 за период февраль 2018 года составила 15 738 529,17 руб.
Акт за период февраль 2018 года об оказании услуг подписан с разногласиями, которые составили 3 914 492,66 руб., однако истец просит взыскать сумму 19 653 021,83 руб.; при этом, разница между заявленной в иске суммой и суммой по акту, истцом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не подтверждена и не обоснована.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные участвующими в деле лицами доказательства, суды пришли к правомерному выводу, что между истцом и ответчиком сложились фактически договорные отношения по поставке ресурсов населению, расчет за потребление энергии должен производится, исходя из норм Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 354 и N 124, в связи с чем представленный ООО "ГУЖФ" контррасчет признан судами обоснованным.
Поскольку ответчиком не представлены доказательства внесения платежей по оплате услуг теплоснабжения за указанный истцом период, суды пришли к правомерному выводу, что исковые требования о взыскании задолженности в силу статей 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат удовлетворению частично в сумме 15 738 529,17 руб.
Истцом произведен расчет неустойки за период с 26.03.2018 по 14.05.2018 в сумме 548 016,96 руб. на основании пункта 9.1 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении".
Согласно произведенному судом перерасчету, сумма неустойки за спорный период правомерно составила 203 289,37 руб., с учетом документально подтвержденного долга ответчика.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции считает частичное удовлетворение исковых требований по вышеуказанным мотивам соответствующим требованиям закона, имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела, установленным судами с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения участвующих в деле лиц и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов, содержащиеся в решении и постановлении, соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судами правильно применены нормы материального и процессуального права.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального и процессуального права подлежат отклонению, как основанные на неверном их толковании и понимании заявителем.
По существу доводы кассационной жалобы, в том числе относительно расчета задолженности, направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они не могут быть положены в основание отмены обжалуемых судебных актов судом кассационной инстанции.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Определением Арбитражного суда Московского округа от 30.05.2019 у ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России были запрошены доказательства уплаты госпошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Поскольку ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не исполнено вышеуказанное определение суда кассационной инстанции, государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы подлежит взысканию с заявителя.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.12.2018 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2019 по делу N А40-113944/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в доход федерального бюджета 3 000 (три тысячи) рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий судья |
Д.И. Дзюба |
Судьи |
А.И. Стрельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.