22 июля 2019 г. |
N А40-93934/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: от заявителя: Малюкина А.В. по дов. от 02.10.2018;
от ответчика: Коблов Д.С. по дов. от 24.12.2018;
рассмотрев 18 июля 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства воздушного транспорта
на решение от 31 октября 2018 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Ласкиной С.О.
на постановление от 07 марта 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Кочешковой М.В., Лепихиным Д.Е., Суминой О.С.
по делу N А40-93934/18,
по заявлению АО "АСЦ "СибНИА-ТЕСТ"
к Федеральному агентству воздушного транспорта
о признании незаконным отказа в согласовании специальной программы N 2401-03-2018 летных исследований "Определение нагруженности элементов конструкции воздушного судна в полете с использованием комплекса аппаратуры летного контроля ММТС-АЛК 09.010 при выполнении типовых транспортных полетов"; об обязании согласовать специальную программу N 2401-03-2018,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "АСЦ "СибНИА-ТЕСТ" (далее - Заявитель, АО "АСЦ "СибНИА-ТЕСТ", Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Федеральному агентству воздушного транспорта (далее - Заинтересованное лицо, Росавиация) о признании недействительным отказа Федерального агентства воздушного транспорта в согласовании специальной программы N 2401-03-2018 летных исследований "Определение нагруженности элементов конструкции воздушного судна в полете с использованием комплекса аппаратуры летного контроля ММТС-АЛК 09.010 при выполнении типовых транспортных полетов", оформленного письмом Росавиации от 21.03.2018 г. N исх-6680/02; об обязании Росавиации согласовать программу N 2401-03-2018 летных исследований "Определение нагруженности элементов конструкции воздушного судна в полете с использованием комплекса аппаратуры летного контроля ММТС-АЛК 09.010 при выполнении типовых транспортных полетов".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 октября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Девятого апелляционного суда от 07 марта 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Росавиация обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить по причине неправильного применения норм права.
В обоснование своей кассационной жалобы Росавиация ссылается на неправильное применение судами норм материального права.
До начала судебного разбирательства от общества поступил отзыв на кассационную жалобу. Отзыв приобщается судом к материалам дела, поскольку представлен в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 279 АПК РФ.
Представитель кассатора поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суды обоснованно сочли соблюденными.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, 25 февраля 2018 года (исх. N 80/25) АО сертификационным центром "СибНИА-Тест" в Росавиацию был подан пакет документов по рассмотрению и утверждению специальной программы N 2401-03-2018 летных исследований "Определение нагруженности элементов-конструкций воздушного судна в полете с использованием комплекса аппаратуры летного контроля ММТС-АЛК 09.010 при выполнении типовых транспортных полетов".
В рамках реализации вышеуказанной специальной программы планировалось базировка воздушных судов типа: АН-12, ЯК-40, ТУ-134 на аэродроме "Жуковский", которые будут использоваться для выполнения научно-исследовательских работ в области авиационной техники.
На данные виды работ АО "АСЦ "СибНИА-ТЕСТ" имеет соответствующую лицензию, выданную Министерством промышленности и торговли Российской Федерации N 3 14185-АТ от 16.08.2017 года "на осуществление разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники" в рамках которой выполняются полеты на экспериментальных воздушных судах".
Письмом от 21 марта 2018 (исх. - 6680/02) Росавиация отказала в согласовании предоставленной АО "СИБНИА-ТЕСТ" программы N 2401-03-2018, ссылаясь на письмо от 06.06.2017 г. (исх. 12584/02) где указано, что в предоставленной на согласование Программе не регламентирован вопрос прохождения процедуры лицензирования в целях получения лицензии на право осуществления деятельности по перевозкам воздушным транспортном грузов.
Не согласившись с указанным отказом Росавиации в согласовании программы N 2401-03-2018 летных исследований "Определение нагруженности элементов конструкции воздушного судна в полете с использованием комплекса аппаратуры летного контроля ММТС-АЛК 09.010 при выполнении типовых транспортных полетов", оформленным письмом Росавиации от 21.03.2018 г. исх - 6680/02, заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд г. Москвы.
Удовлетворяя требования, суды, руководствуясь положениями части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пришли к выводу о несоответствии оспариваемого отказа закону.
Кассационная коллегия считает, что принимая оспариваемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
В соответствии с Постановлением Верховного суда Российской Федерации от 19 января 2018 года N 58-АД17-19 Российское авиационно-космическое агентство (Росавиакосмос) в соответствии с пунктом 1 Положения о Российском авиационно-космическом агентстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 1999 г. N 1186 (признано утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2004 г. N 314), является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики, координацию и государственное регулирование деятельности предприятий и организаций, в том числе в области экспериментальной авиации, и обязано в рамках своей деятельности и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1999 г. N 862 согласовывать и утверждать специальные программы в области осуществления полетов экспериментальной авиацией.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.1999 г. N 862 "Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях" организациям, на балансе которых находятся экспериментальные воздушные суда, разрешается использовать их для перевозки грузов за плату на договорной основе по специальным программам, согласованным с Федеральной службой воздушного транспорта России.
Согласно статье 2 ВК РФ воздушное законодательство Российской Федерации состоит из ВК РФ, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Статьей 20 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.
Данное деление осуществляется с учетом целей, для которых используется конкретное воздушное судно.
Согласно ст. 21 Воздушного кодекса Российской Федерации гражданские воздушные суда, используются в целях обеспечения потребностей граждан и экономики и подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 23 Воздушного кодекса Российской Федерации авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники, относится к экспериментальной авиации. Использование экспериментальной авиации в коммерческих, целях осуществляется, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункта 2 Постановления Правительства РФ от 30.07.1999 г. N 862 (ред. от 18.02.2016 г. N 112) "Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях" разрешено организациям, на балансе которых находятся экспериментальные воздушные суда, использовать их для перевозки грузов за плату на договорной основе по специальным программам, согласованным с Федеральной службой воздушного транспорта России.
Пунктом 5 Постановления от 30 июля 1999 г. N 862 "Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях" (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2000 г. N 344) предписано Министерству обороны Российской Федерации и Российскому авиационно-космическому агентству: а) по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями утвердить порядок допуска государственных и экспериментальных воздушных судов к перевозкам в коммерческих целях.
Во исполнение данного пункта Российское авиационно-космическое агентство издает приказ от 28.06.2000 г. N 104 "Об утверждении Федеральных авиационных правил по производству полетов экспериментальной авиации". В соответствии с пунктом 5.24.2 данного приказа коммерческие перевозки грузов на экспериментальных воздушных судах осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами, подготовленными на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1999 г. N 862 "Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях".
В целях реализации пункта 5 Постановления от 30 июля 1999 г. N 862 "Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях" (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2000 г. N 344) и пункта 5.24.2 приказа от 28.06.2000 г. N 104 "Об утверждении Федеральных авиационных правил по производству полетов экспериментальной авиации" Российское авиационно-космическое агентство издает приказ от 21.06.2002 года N 93 "О Положении о порядке перевозки служебных пассажиров и грузов на экспериментальных воздушных судах транспортной категории экипажами летно-испытательных подразделений авиационных организаций экспериментальной авиации".
Пункт 3 приказа от 21.06.2002 года N 93 утверждает порядок допуска экспериментальных воздушных судов к перевозкам грузов. Российское авиационно-космическое агентство на момент издания вышеуказанных нормативных документов являлось федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики, координацию и государственное регулирование деятельности предприятий и организаций в области экспериментальной авиации, что предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 25.10.1999 г. N 1186 "Об утверждении Положения о Российском авиационно-космическом агентстве".
Приказы от 28.06.2000 г. N 104 и от 21.06.2002 года N 93 действуют в настоящее время, и являются частью воздушного законодательства России.
Пунктом 7 части 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено лицензирование деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники.
Согласно Положению о лицензировании разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 г. N 240 одним из видов деятельности которую может осуществлять держатель лицензии на разработку, производство, испытания и ремонта авиационной техники - это осуществление испытательных полетов (летных испытаний).
Пунктом 3.1.1 Главы 3 "Федеральных авиационных правил по производству полетов экспериментальной авиации", утвержденных приказом Российского авиационно-космического агентства от 28 июня 2000 г. N 104 дано определение испытательного полета. Испытательный полет - полет, выполняемый для определения характеристик воздушного судна, силовых установок, авиационного и специального оборудования, исследований в области аэродинамики и прочности воздушных судов, а также их систем.
Постановление Правительства РФ от 30.07.1999 г. N 862 "Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях" не противоречит, пункту 23 статьи 12 ФЗ N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности", поскольку редакция данного Постановления (от 18.02.2016 г. N 112) является более поздней, чем редакция ФЗ N 99 (от 30.12.2015 г. N 431-ФЗ), соответственно, его положения являются действующими и не противоречат данному Закону.
Таким образом, судами указано, что воздушное законодательство предусматривает, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1999 г. N 862 возможность перевозки грузов за плату и служебных пассажиров на воздушных судах экспериментальной авиации в рамках лицензии на разработку, производство, испытания и ремонта авиационной техники, предоставляющей право на осуществление испытательных полетов.
Как правильно указано судами, сам факт перевозки грузов за плату в ходе испытательного полета допускается законодательством. И такая перевозка сама по себе не придает этому перелету автоматически статус перелета гражданской авиации, требующего отдельной лицензии.
Судами верно установлено, что заявитель является организацией, на балансе которой находятся экспериментальные воздушные суда. Право АО "АСЦ "СибНИА-ТЕСТ" осуществлять на ЭВС испытательные полеты, в ходе которых и перевозится груз, подтверждено лицензией на разработку, производство, испытания и ремонт авиационной техники N 14185-АТ от 16.08.2017 года. Получение отдельной лицензии на перевозку грузов, когда речь идет о воздушных судах экспериментальной авиации, не предусмотрено.
В пункте 23 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", упоминается лицензия на перевозку грузов, но ее получают только для воздушных судов гражданской авиации. Чтобы убедиться в этом, достаточно проанализировать лицензионные требования, предъявляемые к соискателю такой лицензии. Помимо прочего, соискатель должен обладать сертификатом эксплуатанта, полученным в порядке, установленном федеральными авиационными правилами в соответствии со статьи 8 Воздушного кодекса РФ.
Названная статья Воздушного кодекса РФ регулирует обязательную сертификацию и аттестацию в области гражданской авиации. Что же касается экспериментальной авиации, то использование таких воздушных судов не влечет за собой обязанность получения сертификата эксплуатанта или эквивалентного ему документа (пункт 4 статьи 61 Воздушного кодекса РФ). Отсутствие сертификата эксплуатанта, в свою очередь, не позволяет получить лицензию на перевозку грузов.
В Постановлении Верховного Суда РФ от 19.01.2018 г. указано, что анализ правовых норм позволяет сделать вывод о праве организациям экспериментальной авиации осуществлять перевозку грузов на воздушных судах экспериментальной авиации за плату на договорной основе в рамках уже имеющейся (вышеуказанной) лицензии по программе, согласованной с Росавиацией.
Довод Росавиации о том, что у Росавиации отсутствуют полномочия по согласованию специальных летных программ, обоснованно отклонен судами ввиду следующего.
Как указывают суды, в мае 2000 г. Федеральная служба воздушного транспорта РФ была упразднена, а ее полномочия перешли к Министерству транспорта РФ. В 2004 г. Министерство транспорта РФ было упразднено, а его функции - распределены между четырьмя органами власти, включая Росавиацию. При этом Федеральному агентству по промышленности, на которое возлагалось регулирование в области экспериментальной авиации, никаких полномочий Министерства транспорта РФ передано не было.
Судами верно отмечено, что согласование подобных программ относится к полномочиям Росавиации, что, было установлено в рамках дела N А40-46271/2013.
Судами правомерно поддержан довод заявителя, о том, что законодательство не предусматривает такого основания для отказа в согласовании программы; процедура лицензирования является предметом регулирования не программы Общества, а федерального законодательства.
Закон о лицензировании не предусматривает получение лицензии на перевозку грузов, если такая перевозка осуществляется на воздушных судах экспериментальной авиации. Лицензия, названная в пункте 23 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании, может быть получена только для воздушных судов гражданской авиации: согласно лицензионным требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии на воздушную перевозку грузов, он должен обладать сертификатом эксплуатанта, полученным в порядке, установленном федеральными авиационными правилами в соответствии со ст. 8 Воздушного кодекса РФ. Названная статья Воздушного кодекса РФ регулирует обязательную сертификацию и аттестацию в области гражданской авиации; положения Федеральных авиационных правил, регламентирующих порядок выдачи сертификата эксплуатанта (ФАП246), применимы только к воздушным судам гражданской авиации. В частности, в эксплуатационной спецификации сертификата экслуатанта обязательно указываются обозначение типа и модификации воздушного судна в соответствии со свидетельством о государственной регистрации гражданского воздушного судна. Должностные лица из числа руководителей эксплуатанта должны иметь практический опыт в подготовке членов экипажей воздушных судов гражданской авиации, в поддержании летной годности или техническом обслуживании гражданских воздушных судов, по организации подготовки и выполнения полетов в гражданской авиации; в силу прямого указания пункта 4 статьи 61 Воздушного кодекса РФ использование воздушных судов экспериментальной авиации не влечет за собой обязанность получения сертификата эксплуатанта или эквивалентного ему документа, Общество не должно, а фактически и не может получить сертификат эксплуатанта и, как следствие, лицензию на перевозку грузов до тех пор, пока воздушные суда не будут переведены в реестр гражданской авиации.
Таким образом, судами верно указано, что оспариваемый отказ фактически предполагает возложение на общество неисполнимой обязанности.
Порядок выдачи лицензий на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и грузов с использованием воздушных судов экспериментальной авиации действующими нормативными правовыми актами не предусмотрен.
Учитывая то, что Постановление Правительства РФ от 30.07.99 г. N 862 действующее и Заинтересованным лицом не представлено документов, подтверждающих, что данное согласование отнесено к компетенции иного госоргана, а также оценив все доводы сторон по делу, кассационная коллегия соглашается с выводами судов о том, что отказ является неправомерным.
На основании изложенного, выводы судов о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований, являются обоснованными.
Все доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, обсуждены и отклонены по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения. Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 176, 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31 октября 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 марта 2019 года по делу N А40-93934/18 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.