г. Москва |
|
22 июля 2019 г. |
Дело N А40-223992/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.07.2019.
Полный текст постановления изготовлен 22.07.2019.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего судьи Л.В. Федуловой,
судей С.В. Нечаева, С.В. Красновой,
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве - не явился, извещен,
от ООО "МИРАШ" - Вертлиб Ф.О. (доверенность от 27.08.2018),
рассмотрев 15.07.2019 в судебном заседании кассационную жалобу ООО "МИРАШ"
на решение от 30.01.2019 Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Головачевой Ю.Л.,
на постановление от 18.04.2019
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Ким Е.А., Стешаном Б.В., Яниной Е.Н.,
по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве
к ООО "МИРАШ"
о ликвидации юридического лица путем внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о принятии решения о ликвидации ООО "МИРАШ" в части осуществления деятельности, связанной с общественным питанием.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.01.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2019, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "МИРАШ" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просило вышеуказанные судебные акты отменить. Заявитель в кассационной жалобе ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, указывает на недоказанность доводов о грубости совершенных нарушений в виде наступивших последствий - массовых отравлений либо смерти.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) информация о времени и месте судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы опубликована на общедоступном сайте http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ООО "МИРАШ" поддержал доводы жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд не направили, что, в силу части 3 статьи 284 АПК РФ, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, проверив в порядке статей 284, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "МИРАШ" зарегистрировано в установленном законом порядке 31.08.2011, регистрирующий орган Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве, генеральным директором является гражданин Турции ОЗТЮРК ГЕКХАН, он же является учредителем этого юридического лица в соответствии со сведениями из ЕГРЮЛ, юридический адрес с 03.08.2017 г. Москва, улица Прянишникова, д. 19 А, строение I ЭТАЖ 2 ПОМЕЩЕНИЕ I, КОМНАТЫ 1-7, 19, ранее юридический адрес г. Москва, ул. Вешних вод, д. 2Г, стр. 1.
В едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства ООО "МИРАШ" значится с 01.08.2016, плановые проверки в отношении этого юридического лица в период с 2016 по 2018 год не проводились в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Основным заявленным видом деятельности ООО "МИРАШ" является "Деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания", код по ОКВЭД 56.29.
В соответствии со сведениями из ЕГРЮЛ Ответчик может осуществлять заявленные им виды деятельности, не связанные с оказанием услуг общественного питания, а именно:
Торговля оптовая пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями
Торговля оптовая непродовольственными потребительскими товарами
46.49 Торговля оптовая прочими бытовыми товарами
46.90 Торговля оптовая неспециализированная
47.1 Торговля розничная в неспециализированных магазинах
47.2 Торговля розничная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах
47.5 Торговля розничная прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах
47.9 Торговля розничная вне магазинов, палаток, рынков
52.1 Деятельность по складированию и хранению
52.29 Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками
73.11 Деятельность рекламных агентств
82.99 Деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки.
В соответствии со сведениями из ЕГРЮЛ Ответчик может осуществлять дополнительные заявленные им виды деятельности, имеющие отношение к общественному питанию код по ОКВЭД 56.10 Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания, код по ОКВЭД 10.8 Производство прочих пищевых продуктов, код по ОКВЭД 56.10.1 Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания, код по ОКВЭД 56.10.3 Деятельность ресторанов и баров по обеспечению питанием в железнодорожных вагонах ресторанах и на судах, код по ОКВЭД 56.30 Подача напитков.
ООО "МИРАШ" уведомило в установленном порядке о начале осуществления предпринимательской деятельности в сфере общественного питания, в реестре уведомлений на сайте http://77.rospotrebN adzor.ru/ Управления Роспотребнадзора по г. Москве содержатся сведения о дате уведомления от 29.09.2017 за номером уведомления 77.01.02.000.В. 021083.09.17, деятельность ООО "МИРАШ" по оказанию услуг общественного питания в установленном порядке подлежит надзору со стороны Управления Роспотребнадзора по г. Москве и его территориальных отделов.
В соответствии с заявленным и осуществляемым видом деятельности, в соответствии со ст. 4 Закона N 2300-1 "О защите прав потребителей" ООО "МИРАШ" обязано оказывать услуги общественного питания качественно, качественными такие услуги будут при их соответствии установленным законом требованиям, с соблюдением в том числе, требований Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарных правил СП 2.3.56.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", с соблюдением требований Технического Регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", Технического Регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", целью принятия которых является защита жизни и (или) здоровья человека, предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей), защита окружающей среды.
21.08.2018 из Управления Роспотребнадзора по Московской области в Управление Роспотребнадзора по г. Москве поступило сообщение о регистрации случаев острой кишечной инфекции среди лиц, работающих на строительных площадках г. Москвы и проживающих в Московской области, Управление Роспотребнадзора по Московской области провело санитарно-эпидемиологическое расследование и установило, что на 06.00 минут 21.08.2018 были госпитализированы в медицинское учреждение с диагнозом гастроэнтерит 23 человека, из них 1 случай оказался летальным. Расследованием было установлено, что питание заболевших сотрудников осуществлялось непосредственно на строительных площадках по адресу г. Москва, ул. Ярцевская, д. 38, г. Москва, Рублевское шоссе, д. 105, питание было организовано привозное, адрес производства г. Москва, ул. Прянишникова, д. 19, юридическое лицо ООО "МИРАШ", по месту проживания в Московской области централизованное питание не осуществлялось.
Посредством автоматизированной информационной системы государственного учета регистрации инфекционных заболеваний АИС "ОРУИБ" в Управление Роспотребнадзора по г. Москве 21.08.2018 поступило из инфекционной клинической больницы N 2 г. Москвы сообщение о регистрации 22 случаев кишечной инфекции неустановленной этиологии с эпидемиологическими номерами 18323496 от 21.08.2018 года, 18323682 от 20.08.2018, 18323673 от 20.08.2018, и т.д. у работников строительных площадок, получавших питание от организации общественного питания ООО "МИРАШ", при молекулярно-биологическом исследовании биологического материала больных выделяются сальмонеллы, подозрительными продуктами указаны мясо и мясные продукты, мясные полуфабрикаты пельмени, суп с тефтелями, плов куриный, помидоры, гречка, куриные крылышки, куриное мясо, продукты птицеводства.
В последующем число пострадавших работников ООО "БОЭС КОНТРАКШН", питавшихся едой, приготовленной в ООО "МИРАШ" выросло до 58 человек.
Обращаясь с настоящими требованиями, Управление указало, что ООО "МИРАШ" при осуществлении деятельности в сфере оказания услуг общественного питания не обеспечило защиту жизни и здоровья людям, употреблявшим приготовленную ООО "МИРАШ" пищу, допущенные нарушения обязательных требований закона повлекли за собой массовые заболевания и отравления, смерть одного человека.
Удовлетворяя заявленные требования, суды нижестоящих инстанций приняли во внимание зарегистрированные в установленном порядке случаи острой кишечной инфекции среди работников строительных площадок, получавших питание от организации общественного питания ООО "МИРАШ" и проживающих в Московской области, зарегистрированные в установленном порядке случаи кишечной инфекции у работников строительных площадок, получавших питание от ООО "МИРАШ" и проживающих в г. Москве (с 20.08.2018 по 22.08.2018 госпитализировано в инфекционные больницы 58 человек), в связи с выявленными в ходе санитарно-эпидемиологического расследования нарушениями СП 2.3.56.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", приостановление судом деятельности столовой и производственных помещений ООО "МИРАШ", привлечение к административной ответственности по ст. 6.6 КоАП РФ генерального директора ООО "МИРАШ"), в связи с выявленными нарушениями требований ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", Технического Регламента Таможенного союза ТР ТС 022/201 1 "Пищевая продукция в части ее маркировки" (привлечение ООО "МИРАШ" и генерального директора ООО "МИРАШ" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ), принимая во внимание общий вес снятой некачественной продукции 2 524 кг, предназначавшейся для приготовления общественного питания, суды пришли к выводу, что ликвидация ООО "Мираш" как организации, осуществляющей деятельность в сфере общественного питания с сохранением права заниматься иными видами деятельности, не связанными с общественным питанием, является необходимой мерой, направленной на защиту жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу и соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
Довод заявителя жалобы об отсутствии доказательств грубости допущенных нарушений отклоняется судом округа в связи со следующим.
Как установлено в пункте 7 части 4 статьи 40 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера, владельца агрегатора) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное (два и более раза в течение одного календарного года) или грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей.
В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.02.2016 N 11 "О представлении внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях санитарно-эпидемиологического характера" с целью принятия неотложных мер по ликвидации эпидемических очагов и недопущению распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, оперативного информирования и своевременной организации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при ликвидации чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, утвержден Перечень инфекционных, паразитарных болезней, поствакцинальных осложнений и необычных реакций после применения иммунобиологических лекарственных препаратов, внеочередные донесения о которых представляются в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Согласно пункту 6.3 указанного Перечня внеочередное донесение представляется при выявлении среди членов одного организованного коллектива взрослых (далее - групповые заболевания) 15 и более случаев заболевания шигеллезом и другими острыми кишечными инфекциями установленной (включая условно-патогенную микрофлору и инфекционные болезни вирусной этиологии, энтеровирусную инфекцию с клиникой острых кишечных инфекций) и неустановленной этиологии.
Учитывая данные о 58 случаях госпитализации с инфекционным заболеванием довод заявителя о об отсутствии доказательств массового отравления отклоняется судом как противоречащий материалам дела.
При этом суд отмечает, что указание на 1 летальный исход сделано судами исходя из представленных в материалы документов Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве (письмо от 21.08.2018 N 8348-06), которые не были оспорены со стороны общества.
Кроме того, требование о прекращении производства по делу, указанное в просительной части кассационной жалобы, не может быть рассмотрен судом, учитывая отсутствие правового обоснования указанного пункта жалобы.
Проанализировав в совокупности и взаимной связи представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения Управления.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на несогласие с выводами судов и связаны с переоценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной в Определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Судами правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.01.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2019 по делу N А40-223992/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.В. Федулова |
Судьи |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.02.2016 N 11 "О представлении внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях санитарно-эпидемиологического характера" с целью принятия неотложных мер по ликвидации эпидемических очагов и недопущению распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, оперативного информирования и своевременной организации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при ликвидации чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, утвержден Перечень инфекционных, паразитарных болезней, поствакцинальных осложнений и необычных реакций после применения иммунобиологических лекарственных препаратов, внеочередные донесения о которых представляются в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
...
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной в Определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 июля 2019 г. N Ф05-11309/19 по делу N А40-223992/2018