город Москва |
|
24 июля 2019 г. |
Дело N А41-22022/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Каменской О.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Ковех А.Н., доверенность от 15.05.2017; Коротков В.И., решение от 08.04.2015;
от заинтересованного лица: Григорова М.В., доверенность от 16.01.2019;
от третьих лиц: от Министерства строительного комплекса Московской области: Шамсутдинова Э.Х., доверенность от 29.12.2018; от Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 17 июля 2019 года в судебном заседании кассационные жалобы
заинтересованного лица - Администрации городского округа Химки Московской области и третьего лица - Министерства строительного комплекса Московской области
на решение от 20 августа 2018 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Семеновой А.Б.,
на постановление от 18 апреля 2019 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Коноваловым С.А., Пивоваровой Л.В., Семушкиной В.Н.,
по делу N А41-22022/18
по заявлению ЗАО "Зирос"
об оспаривании постановлений
к Администрации городского округа Химки Московской области,
третьи лица: Министерство строительного комплекса Московской области, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Зирос" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Химки Московской с требованиями:
- признать недействительным постановление от 16.02.2018 N 107 "Об отмене Проекта планировки кварталов 2А и 2Б г. Химки Московской области", принятого Главой Администрации городского округа Химки Московской области Волошиным Д.В.;
- признать недействительным постановление от 21.02.2018 N 117 "О признании утратившим силу распоряжения Главы Химкинского района Московской области от 21.06.2007 N 1219-р "О возложении на ЗАО "Зирос" функций заказчика по разработке Проекта планировки кварталов 2А и 2Б г. Химки".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительного комплекса Московской области и Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 августа 2018 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Администрация городского округа Химки Московской области и Министерство строительного комплекса Московской области обратились с кассационными жалобами, в которых просят решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третье лицо - Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационных жалоб, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заинтересованного лица и третьего лица - Министерства строительного комплекса Московской области поддержали доводы кассационных жалоб.
Представители заявителя возражали против удовлетворения кассационных жалоб.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ЗАО "Зирос" указывает, что обжалуемые ненормативные правовые акты нарушают права и законные интересы ЗАО "Зирос" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, делают невозможным реализацию инвестиционного проекта по строительству объекта недвижимости и лишают ЗАО "Зирос" функций заказчика по разработке Проекта планировки кварталов 2А и 2Б в г. Химки.
В связи с изложенным, общество обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
На основании действующих норм права, регламентирующих общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, Администрация вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае несоответствия его требованиям законодательства.
Реализация органом местного самоуправления предусмотренных полномочий по отмене ранее принятого акта не может и не должна основываться только на формальном праве его отмены.
Орган местного самоуправления должен доказать несоответствие отменяемого акта требованиям действующего законодательства, а отменяющий акт должен соответствовать закону, не нарушать права и законные интересы заинтересованных лиц, произвольно ограничивая их субъективные права.
Из текста оспариваемого постановления Администрации городского округа Химки Московской области от 16.02.2018 N 107 не усматривается мотивированных причин отмены постановления Администрации городского округа Химки Московской области от 13.06.2007 N 899 "Об утверждении Проекта планировки кварталов 2А и 2Б г. Химки Московской области".
Оспариваемый ненормативный акт не содержит указания на несоответствие закону или иному нормативному акту, а также основания для отмены постановления от 13.06.2007 N 899.
В постановлении Администрации от 21.02.2018 N 117 также не приведено мотивированных причин, послуживших основанием для его вынесения.
Из материалов дела усматривается, что 09.07.2004 между Администрацией городского округа Химки Московской области, ООО "Монолит-Пост" (инвестор) и Министерством строительного комплекса Московской области был заключен инвестиционный контракт N 86, предметом которого являлась реализация инвестиционного проекта на строительство 26-этажного жилого дома в городе Химки, Ленинский пр-т, д. 19/1, д. 17 и ул. Чкалова, д. 3 с, общей площадью 65.000 кв.м, с встроено-пристроенными помещениями, с внутри и внеплощадочными сетями и сооружениями, инженерными сетями и коммуникациями и объектами инженерной инфраструктуры, благоустройство и озеленение прилегающей территории в соответствии с проектом (объект), по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, Ленинский пр-т, д. 19/1, д. 17 и ул. Чкалова, д. 3.
В связи с прекращением деятельности ООО "Монолит-Пост" путем реорганизации в форме преобразования в ЗАО "Монолит-Пост" и реорганизации ЗАО "Монолит-Пост" в форме присоединения к ЗАО "Зирос" права и обязанности по инвестиционному контракту от 09.07.2004 N 86 перешли от инвестора ООО "Монолит-Пост" к ЗАО "Зирос" (договор о присоединении от 09.06.2008 N 1).
В целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, ГУП МО "НИИПРОЕКТ" был разработан проект планировки территорий кварталов 2А и 2Б города Химки Московской области на основании Распоряжения главы Химкинского района Московской области от 21.09.2005 N 1219-р "О возложении на ЗАО "Зирос" функций заказчика по разработке Проекта планировки кварталов 2А и 2Б г. Химки".
07.09.2005 Предпроектное предложение "Комплексная реконструкция жилых кварталов 2А и 2Б г. Химки было рассмотрено Координационным советом по градостроительному регулированию и градостроительной политике (дело N 10/1 выписка из протокола N 10).
Было принято решение проектные материалы направить на согласование в Главархитектуру Московской области. 30.05.2006 проект был рассмотрен Координационным советом по градостроительному регулированию и градостроительной политике (дело N 03/1 выписка из протокола N 3).
По результатам обсуждения было принято решение рекомендовать его для представления Градостроительному совету при Главном архитекторе Московской области и градостроительной экспертизой, дал рекомендации дальнейшей проработки, согласования и утверждения.
В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации по разработанному проекту планировки кварталов 2А и 2Б 03.07.2006 проведены публичные слушания.
Согласно протоколу от 03.07.2006 N 15 по результатам проведенных слушаний Проект планировки комплексной реконструкции кварталов 2А и 2Б микрорайона "Северный" был рекомендован на утверждение в установленном порядке.
24.04.2007 проект был рассмотрен Градостроительным советом по градостроительству. По результатам обсуждения было принято решение согласовать для утверждения в установленном порядке.
Постановлением Администрации городского округа Химки Московской области от 13.06.2007 N 899 утвержден Проект планировки кварталов 2А и 2Б г. Химки Московской области, разработанный ГУП МО "НИИПРОЕКТ".
Распоряжением Главы Химкинского района Московской области от 21.06.2007 N 1219-р на ЗАО "Зирос" возложена функция заказчика по разработке Проекта планировки кварталов 2А и 2Б г. Химки.
Решением Совета депутатов г.о. Химки Московской области от 13.02.2008 N 21/5 "О муниципальной программе развития застроенной территории кварталов 2А и 2Б г. Химки Московской области на 2008 - 2011 гг." утверждена муниципальная программа.
Жилые дома, расположенные по адресам: Химки, ул. Ленинский проспект, д. 19/1 и д. 17, по ул. Чкалова, д. 3 предполагаемые под снос, позднее были включены в программу городского округа Химки "Жилищная политики и строительство социальных объектов" (постановление Администрации от 12.11.2013 N 1230), а затем в программу "Жилище" (постановление Администрации от 20.10.2014 N 1640), в настоящее время - в "Муниципальную программу городского округа Химки Московской области "Жилище" на 2017 - 2021 годы" (постановление администрации от 30.12.2016 N 1452).
После разработки и утверждения проекта планировки кварталов 2А и 2Б г. Химки Московской области в инвестиционный контракт от 07.09.2004 N 86 были внесены изменения. Согласно пункту 2.1 инвестиционного контракта от 07.09.2004 N 86 (в редакции дополнительного соглашения от 22.12.2011 N 2), предметом контракта является реализация инвестиционного проекта строительства двух многоэтажных жилых домов с нежилыми помещениями и подземным гаражом стоянкой, с внутри - и внеплощадочными сетями и сооружениями, благоустройством и озеленением прилегающей территории далее именуемых "объект", по адресному ориентиру: г. Химки Московской области, пересечение улицы Ленинский проспект и улицы Чкалова, ориентировочная площадь квартир 43074 кв. м, общей площадью нежилых помещений 2500 кв.м и 220 машиномест в гаражах и стоянках. Площадь будет уточнена в процессе разработке проектной документации. Согласно пункту 2 дополнительного соглашения от 22.12.2011 N 2 название инвестиционного контракта изложено в следующей редакции: Инвестиционный контракт N 86 на строительство объекта недвижимости, двух многоэтажных жилых домов с нежилыми помещениями и подземным гаражом-стоянкой по адресу: Московская обл., г. Химки, пересечение улицы Ленинский проспект и улицы Чкалова.
Распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 25.12.2017 N Г63/567 был утвержден градостроительный план земельного участка N RU50301000-MSK005558 (кадастровый номер земельного участка 50:10:0010311:2), с изменениями, внесенными на основании постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2017 по делу N А41-8943/17.
Согласно пункту 2.4 дополнительного соглашения от 22.12.2011 N 2 к инвестиционному контракту N 86, на момент заключения настоящего контракта на земельном участке, указанном в пункте 2.1 контракта, расположены многоквартирные дома N 17, 19/1 по Ленинскому проспекту и N 3 по ул. Чкалова.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2017 по делу N А41-9037/2017, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21.03.2018, признано незаконным бездействие Администрации городского округа Химки Московской области по направлению собственникам жилых помещений требований о сносе аварийных домов N 17, 19/1 по Ленинскому проспекту и N 3 по ул. Чкалова. Суд обязал Администрацию издать распорядительные документы о направлении собственникам жилых помещений требований о сносе указанных аварийных домов и принять решения об изъятии земельных участков, на которых расположены аварийные дома N 3 по ул. Чкалова, N 17, 19/1 по ул. Ленинский проспект г. Химки Московская область.
В рамках дела N А41-9037/17 судом апелляционной инстанции сделан вывод о том, что инвестиционный контракт по своей правовой природе является договором о развитии застроенной территории.
Пунктом 21 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлена возможность внесения изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством.
В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям.
Согласно принятым и утвержденным решением Совета депутатов городского округа Химки Московской области от 27.12.2017 N 15/15 правилам землепользования и застройки городского округа Химки, территория проекта планировки кварталов 2А и 2Б г. Химки, утвержденного постановлением главы администрации от 13.06.2007 N 899, включена в устанавливаемую территориальную зону комплексного и устойчивого развития территории (КУРТ 55).
Таким образом, при разработке Генерального плана городского округа Химки Московской области и Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Химки Московской области, утвержденных решениями Совета депутатов городского округа Химки Московской области от 27.12.2017 N 15/14 и 15/15 был учтен Проект планировки территории кварталов 2А и 2Б, утвержденный Постановлением Главы городского округа Химки Московской области от 13.06.2007 N 899 "Об утверждении Проекта планировки кварталов 2А и 2Б г. Химки Московской области".
Доводы жалоб Администрации городского округа Химки Московской и Министерства строительного комплекса Московской области о том, что в настоящее время утвержденный в 2007 году проект планировки кварталов не реализуется ЗАО "Зирос", а инвестиционный контракт не исполняется, правомерно отклонен апелляционным судом, с учетом наличия доказательств того, что бездействие Администрации при принятии распорядительных документов о расселении и сносу жилых домов препятствовало реализации строительства объектов капитального строительства в рамках инвестиционного контракта в части реализации Проекта планировки кварталов 2А и 2Б г. Химки Московской области, что подтверждается судебным актом по делу N А41-9037/17.
Из представленных заявителем документов и пояснений также следует, что в адрес Администрации и Министерства строительного комплекса Московской области направлялись письма об устранении препятствий в реализации инвестиционных проектов.
Довод о несоответствии действующих нормативов градостроительного проектирования Московской области, утвержденных постановлением Правительства Московской области от 17.08.2015 N 713/30 технико-экономическим показателям утвержденного ППТ, также обоснованно отклонен апелляционным судом.
Суды указали, что материалами дела не подтверждается дефицит по общеобразовательным школам и детским дошкольным учреждениям. Обоснованный расчет обеспеченности общеобразовательным школам и детским дошкольным учреждениям по городскому округу Химки Администрацией с учетом региональных норм градостроительного проектирования, действовавших в 2007 году, в материалы дела не представлен.
Кроме того, из текста оспариваемого постановления Администрации городского округа Химки Московской области от 16.02.2018 N 107 не усматривается, что основанием для его принятия послужил именно дефицит объектов инфраструктуры.
Кроме того, в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие, что со стороны Администрации предпринимаются действия, направленные на создание условий, затрудняющих исполнение ЗАО "Зирос" своих обязательств, и препятствующие реализации инвестиционных контрактов, в том числе: издание впоследствии отмененного приказа от 20.03.2012 N 64 о приостановлении действия разрешения на строительство, в отношении которого заместителем Химкинского городского прокурора вынесен протест, со ссылкой на грубые нарушения действующего законодательства; наличие судебных актов, которым подтверждено, что Администрация не исполняет возложенные на нее обязанности по расселению аварийных жилых домов; отсутствие в обжалуемых ненормативных правовых актах мотивированных оснований для их вынесения в порядке самоконтроля.
Как верно отмечено судами, доказательства, подтверждающие несоответствие проекта планировки кварталов 2А и 2Б г. Химки Московской области, утвержденного постановлением Администрации от 13.06.2007 N 899, нормам действовавшего в момент его утверждения законодательства, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационных жалоб о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационных жалобах доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационные жалобы не содержат, а приведенные в жалобах доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационных жалоб сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 20 августа 2018 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2019 года по делу N А41-22022/18 оставить без изменения, кассационные жалобы Администрации городского округа Химки Московской области и Министерства строительного комплекса Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
О.В. Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.