город Москва |
|
18 июля 2019 г. |
Дело N А40-190448/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителей: неявка уведомлен,
ответчики - 1) Шиляев А.П.по дов. от 10.03.2017; 2) Седов Е.И. по дов. от 13.12.2018;
от третьих лиц: 1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; 3) не явился, извещен;
рассмотрев 16 июля 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан
на решение от 14 декабря 2018 года
Арбитражного суда г. Москвы,
принятое судьей Папелишвили Г.Н.
на постановление от 19 марта 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Свиридовым В.А., Красновой Т.Б., Бекетовой И.В.
по делу N А40-190448/2018
по заявлению 1) Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан 2) Правительства Республики Башкортостан
к Министерству финансов Российской Федерации
третьи лица: 1) Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, 2) Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан, 3) Федеральное казначейство;
о признании недействительными приказов, обязании,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными приказов Министерства финансов Российской Федерации от 18.05.2018 N 562, 564, 565, 566, 567, 568, 569, 570, 571, 572, 573.
Правительство Республики Башкортостан также обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными приказов Министерства финансов Российской Федерации от 18.05.2018 N 562, 563, 564, 565, 566, 567, 568, 569, 570, 571, 572, 573.
Определением от 01.11.2018 дела возбужденные на основании вышеуказанных заявлений были объединены в одно производство для совместного рассмотрения в рамках дела N А40-190448/2018-144-2255.
Решением арбитражного суда города Москвы от 14 декабря 2018 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы процессуального и материального права, регулирующие спорные правоотношения.
До начала судебного разбирательства от Минфина России поступил отзыв на кассационную жалобу. Отзыв судом приобщается к материалам дела, поскольку представлен в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 279 АПК РФ.
Представитель Минфина России возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителей заявителей и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей Минфина, Федерального казначейства, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Принимая оспариваемое решение, судебные инстанции, вопреки доводам кассационной жалобы, полно и всесторонне исследовали имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применили и истолковали нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделали обоснованный вывод об отсутствии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Кассационная коллегия поддерживает данный вывод судебных инстанций исходя из следующего.
Судами установлено, что приказами Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) от 18.05.2018 N 562, 563, 564, 565, 566, 567, 568, 569, 570, 571, 572, 573 в отношении Правительства Республики Башкортостан (Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан) были применены меры бюджетного принуждения в виде бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Республики Башкортостан, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Республики Башкортостан.
Указанные приказы были приняты Минфином России на основании уведомления Федерального казначейства от 20.04.2018 N 07-04-04/09-7389 о применении бюджетных мер принуждения.
Уведомление было вынесено по результатам рассмотрения Федеральным казначейством материалов внеплановой камеральной проверки соблюдения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, за 2015-2016 годы, проведенной Управлением в Министерстве сельского хозяйства Республики Башкортостан.
По результатам внеплановой камеральной проверки Управления был составлен акт от 16.02.2018.
Не согласившись с указанными приказами Минфина России, посчитав их необоснованными и не соответствующими действующему законодательству РФ, а также нарушающими права и законные интересы Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан последние обратились с настоящими заявлениями в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суды правомерно исходили из того, что отсутствуют правовые основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 утверждена Федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее - ФЦП N 598), утратившая силу с 01.01.2018.
В этой связи с 01.01.2018 года вступила в действие Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 (далее - ФЦП N 717)
Государственным заказчиком - координатором ФЦП N 598 является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (паспорт ФЦП N 598).
В целях реализации мероприятий ФЦП N 598, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17.12.2012 N 458 утверждена государственная программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан" (далее - ГП N 458).
Ответственным исполнителем Государственной программы N 458 является Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан (паспорт ГП N 458).
В целях установления порядка предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета, утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее - Правила N 598) (Приложение N 3 к ФЦП N 598).
Субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации следующих мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий (далее - региональные программы), включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов (пункт 2 Правил N 598).
Субсидия предоставляется бюджету субъекта Российской Федерации в соответствии с заключенным Соглашением (пункт 9 Правил N 598).
Перечисление средств субсидии в бюджет субъекта Российской Федерации осуществляется на основании заявки высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о перечислении субсидии (пункт 12 Правил N 598).
Согласно пункту 22 Правил N 598 в случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения получателем субсидии условий ее предоставления, в том числе не возврата субъектом Российской Федерации средств в федеральный бюджет, к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку возврат субъектом Российской Федерации средств федерального бюджета осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены Правилами N 999, то они являются общими при распределении и предоставлении всех видов субсидии, определяемых их целевым назначением (пункты 3 и 4 Правил N 999).
При этом положения Правил N 999 необходимо учитывать при оценке действий государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по эффективному (неэффективному) использованию средств субсидий, предоставленных из федерального бюджета).
Правила N 999 предусматривают, в том числе порядок предоставления субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, и в этой связи также должны приниматься во внимание (пункт 6 Правил N 999).
Пунктом 22 Правил N 999 предусмотрено применение мер бюджетного принуждения, установленных бюджетным законодательством в случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения субъектом Российской Федерации условий ее предоставления.
Согласно части 2 статьи 115 Конституции Российской Федерации и абзацу четвертому статьи 23 Федерального Конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Следовательно, правила предоставления субсидий должны соблюдаться всеми без исключения участниками межбюджетных отношений, получающими субсидии из федерального бюджета.
Судами установлено, что в целях реализации мероприятий ФЦП между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан заключены Соглашения от 29.04.2015 N 601/10-с., от 22.03.2016 N 75/10-с; от 04.02.2015 N 26/17-с; от 29.01.2016 N 30/17-с.
Согласно условиям соглашений в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Соглашения.
В случае использования субсидий не по целевому назначению соответствующие средства взыскиваются в доход федерального бюджета на основании бюджетного законодательства (пункт 2.2.9 Соглашений).
В соответствии со статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета; бюджетные обязательства расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации; принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Указанные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1).
Суды указывают, что вместе с тем расходное обязательство, возникающее при реализации Мероприятий Программы в соответствии с условиями соглашениями N 601/10-с, N 75/10-с, N 26/17-с, N 30/17-с, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации - Республики Башкортостан.
При этом Российская Федерация осуществляет софинансирование данного расходного обязательства путем предоставления субсидии бюджету Республики Башкортостан (пункт 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Из статьи 219 БК РФ следует, что бюджетные обязательства принимаются путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Следовательно, судами верно указано, что при реализации мероприятий Программы получатель субсидии должен был обеспечить уровень софинансирования, то есть процентного соотношения средств федерального и регионального бюджета.
Судами правомерно указано, что согласно п. 22(1) Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999, в случае если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом "а(1)" пункта 10 настоящих Правил, объем средств, подлежащий возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии (SH).
При таких обстоятельствах судами сделан правильный вывод о том, что Управление пришло к правомерному выводу о совершении Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан бюджетного нарушения, выразившегося в несоблюдении условий предоставления и расходования субсидии из федерального бюджета на финансирование мероприятий в рамках федеральной целевой программы.
Также судами верно указано, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий Соглашений N 601/10-с, N 75/10-с, N 26/17-с и N 30/17-с Стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (пункт 3.4 Соглашений N 26/17-с и N 30/17-с и пункт 3.1 Соглашений N 601/10-с, N 75/10-с).
В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения Субъектом Российской Федерации условий ее предоставления к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации (абзац 2 пункт 2.2.9 Соглашений N 601/10-с, N 75/10-с и пункт 3.2 Соглашений N 26/17-с и N 30/17-с).
Так судами установлено, что бюджетные нарушения, допущенные Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан, зафиксированы Управлением в акте камеральной проверки от 16.02.2018.
Пунктом 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Согласно пункту 5 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.
В соответствии со статьями 306.2 и 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения, предусмотренных главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на основании уведомлений о применении бюджетных мер принуждения органов государственного (муниципального) финансового контроля.
При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет финансовому органу не позднее 60 календарных дней после дня окончания проверки (ревизии) уведомление о применении бюджетных мер принуждения в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения уведомления.
В соответствии с пунктом 10.13 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской 6 Федерации от 30 июня 2004 года N 329, Минфин России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кроме прочего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, валютной, банковской деятельности, издает приказы, имеющие как нормативный характер, так и ненормативный характер.
Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения устанавливается финансовым органом (пункт 4 статьи 306.2 БК РФ).
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.08.2014 N 74н утвержден Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств).
Пунктом 2 Порядка N 74н предусмотрено, что бюджетные меры принуждения подлежат применению Федеральным казначейством или Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с решением Министерства финансов Российской Федерации о применении бюджетных мер принуждения, принятым на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения Счетной палаты Российской Федерации, направленного председателем Счетной палаты Российской Федерации, или уведомления о применении бюджетных мер принуждения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, направленного руководителем Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, в течение 30 календарных дней после получения Министерством финансов Российской Федерации уведомления.
Нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) (статья 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Судами установлено, что Федеральным казначейством с учетом вышеуказанных норм бюджетного законодательства было направлено в Минфин России уведомление от 20.04.2018 N 07-04-04/09-7389 о применении к Правительству Республики Башкортостан (Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан) бюджетных мер принуждения, в котором указана общая сумма бюджетного нарушения.
Также суды указывают, что Приложениями N 1 и N 2 Соглашений установлен размер субсидии из федерального бюджета и объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Республики Башкортостан (местных бюджетах) на исполнение расходных обязательств Республики Башкортостан по Соглашениям N 601/10-с, N 75/10-с, N 26/17-с и 30/17-с.
При этом, как установлено судами, Правительством Республики Башкортостан (Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан) было нарушено условие предоставления и расходования субсидии из федерального бюджета, предусмотренное Республике Башкортостан к Соглашениям N 601/10-с, N 75/10-с, N 26/17-с и N 30/17-с, что образует состав бюджетного нарушения, предусмотренного ст. 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, нарушение условий софинансирования привело к необоснованной экономии бюджетных средств Республики Башкортостан за счет расходования средств федерального бюджета (субсидии), а также к необоснованному финансированию за счет средств федерального бюджета дефицита бюджета Республики Башкортостан, применительно к терминологии гражданского законодательства - к неосновательному обогащению бюджета Республики Башкортостан за счет средств федерального бюджета.
Ссылку заявителя на обоснованность расходования средств федерального бюджета в связи с достижением значений показателей использования субсидии суды обоснованно посчитали несостоятельной, поскольку значения показателей результативности предоставления субсидии достигнуты с нарушением условий Соглашений.
Суды верно указывают, что субъектом не соблюдены условия предоставления и расходования субсидии, выделенной из федерального бюджета на реализацию Мероприятий, а именно не обеспечен уровень софинансирования, предусмотренный Соглашениями N 601/10-с, N 75/10-с, N 26/17-с и N 30/17-с (за счет средств бюджета Республики Башкортостан и за счет средств местных бюджетов), что повлекло перерасход средств федерального бюджета.
Судами верно указано, что факт перерасхода субъектом средств федерального бюджета был установлен Управлением. Внеплановая камеральная проверка проведена на основании приказа Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан от 15.01.2018 N 10 "О назначении внеплановой камеральной проверки" и поручения Федерального казначейства от 13.12.2017 N 07-02-06/17-960, контролером-ревизором Контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере Управления.
Судами установлено, что в ходе контрольных мероприятий, в пределах своих полномочий, Управлением был составлен акт выездной проверки от 16.02.2018, с указанием на выявленные нарушения.
Бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 Бюджетного кодекса, подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения уведомления.
При осуществлении полномочий Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения, обязательные к рассмотрению Министерством финансов Российской Федерации, содержащие основания для применения предусмотренных Бюджетным кодексом Российской бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.
На основании пункта 5 статьи 306.2 БК РФ при выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет финансовому органу не позднее 60 календарных дней после дня окончания проверки (ревизии) уведомление о применении бюджетных мер принуждения в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 БК РФ Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1092. (далее - Правила)
Согласно абзацу третьему пункта 71 Правил уведомление о применении бюджетной меры (бюджетных мер) принуждения, в том числе подготовленное территориальным органом Федерального казначейства, направляется в Министерство финансов Российской Федерации руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства в определенный БК РФ срок.
Под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных мер принуждения (пункт 5 статьи 306.2 БК РФ).
Уведомление о применении бюджетной меры принуждения содержит описание совершенного бюджетного нарушения (бюджетных нарушений). Уведомление о применении бюджетных мер принуждения, в том числе подготовленное территориальным органом Федерального казначейства, направляется в Министерство финансов Российской Федерации руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства в определенный Бюджетный кодексом Российской Федерации срок.
Применение бюджетных мер принуждения осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. (Приказ Минфина России от 11 августа 2014 года N 74н)
Пунктом 2 Порядка N 74н предусмотрено, что бюджетные меры принуждения подлежат применению Федеральным казначейством или Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с решением Министерства финансов Российской Федерации о применении бюджетных мер принуждения, принятым на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения Счетной палаты Российской Федерации, направленного председателем Счетной палаты Российской Федерации, или уведомления о применении бюджетных мер принуждения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, направленного руководителем Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, в течение 30 календарных дней после получения Министерством финансов Российской Федерации уведомления.
Вместе с тем, судами верно указано, что основанием для направления уведомления от 20.04.2018 N 07-04-04/09-7389 в Минфин России явились выявленные Управлением в ходе проверки в Министерстве сельского хозяйства Республики Башкортостан бюджетные нарушения.
В соответствии с пунктом 10.13 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 329, Минфин России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кроме прочего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, валютной, банковской деятельности, издает приказы, имеющие как нормативный характер, так и ненормативный характер.
Следовательно, судами верно указано, что Минфин России в соответствии с указанными требованиями подготовил приказы от 18.05.2018 N 562, 563, 564, 565, 566, 567, 568, 569, 570, 571, 572, 573 "О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета".
Судами установлено, что уведомление в Министерство финансов Российской Федерации поступило 20.04.2018.
Следовательно, судами сделан правильный вывод о том, что оспариваемые приказы N 562, 563, 564, 565, 566, 567, 568, 569, 570, 571, 572, 573 изданы в пределах 30 дневного срока, установленного пунктом 6 статьи 306.2 БК РФ и Порядка N 74н. (уведомление от 15.03.2018, приказы от 12.04.2018), подписаны уполномоченным должностным лицом, следовательно, соответствует вышеуказанным положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, кассационная коллегия соглашается с выводами судов о том, что нормы и сроки, предусмотренные статьей 306.2 БК РФ при издании приказов Минфина России (30 дней) соблюдены.
Как указывают суды, данными приказами Минфина России от 18.05.2018 N 562, 563, 564, 565, 566, 567, 568, 569, 570, 571, 572, 573 Федеральному казначейству поручалось исполнить в 2018 году бюджетную меру принуждения в отношении Правительства Республики Башкортостан (Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан) путем бесспорного взыскания сумм средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Республики Башкортостан, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Республики Башкортостан: в сумме 250 341 рублей 25 копеек, рассчитанной по состоянию на 20.04.2018, и перечислить взысканные средства в федеральный бюджет (приказ N 562); в сумме 2 773 264 рубля 55 копеек, рассчитанной по состоянию на 20.04.2018, и перечислить взысканные средства в федеральный бюджет (приказ N 563); в сумме 246 289 рубля 78 копеек, рассчитанной по состоянию на 20.04.2018, и перечислить взысканные средства в федеральный бюджет (приказ N 564); в сумме 22 134 039 рубля 85 копеек, рассчитанной по состоянию на 20.04.2018, и перечислить взысканные средства в федеральный бюджет, (приказ N 565); в сумме 161 610 рубля 52 копейки, рассчитанной по состоянию на 20.04.2018, и перечислить взысканные средства в федеральный бюджет (приказ N 566); в сумме 1 500 200 рубля 87 копеек, рассчитанной по состоянию на 20.04.2018, и перечислить взысканные средства в федеральный бюджет (приказ N 567); в сумме 4 899 520 рубля 23 копейки, рассчитанной по состоянию на 20.04.2018, и перечислить взысканные средства в федеральный бюджет (приказ N 568); в сумме 998 130 рубля 94 копейки, рассчитанной по состоянию на 20.04.2018, перечислить взысканные средства в федеральный бюджет (приказ N 569); в сумме 13 125 989 рубля 59 копейки, рассчитанной по состоянию на 20.04.2018, и перечислить взысканные средства в федеральный бюджет (приказ N 570); в сумме 1 088 941 рубля 23 копейки, рассчитанной по состоянию на 20.04.2018, и перечислить взысканные средства в федеральный бюджет (приказ N 571); в сумме 222 240 рубля 90 копеек, рассчитанной по состоянию на 20.04.2018, и перечислить взысканные средства в федеральный бюджет (приказ N 572); в сумме 449 400 рубля 05 копейки, рассчитанной по состоянию на 20.04.2018, и перечислить взысканные средства в федеральный бюджет (приказ N 573).
Так судами установлено, что учитывая, что субсидии из федерального бюджета предоставлены бюджету субъекта Российской Федерации, и ответственность за обеспечение исполнения условий их предоставления возложена на субъект Российской Федерации в рамках рассмотрения уведомления в соответствии с пунктом 3 Порядка Министерством финансов Российской Федерации принято решение о применении именно в отношении Правительства Республики Башкортостан бюджетной меры принуждения, в связи с чем и были изданы спорные приказы N 562, 563, 564, 565, 566, 567, 568, 569, 570, 571, 572, 573 о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Республике Башкортостан.
Суды указывают, что в проверяемом периоде с 01.01.2015 по 31.12.2016 заявителем не выполнены условия расходования субсидии, выделенной из федерального бюджета на реализацию Мероприятий. При этом бюджетные нарушения подтверждаются актом внеплановой камеральной проверки от 16.02.2018, проведенной Управлением в отношении Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан, уведомлением о применении бюджетных мер принуждения от 20.04.2018 N 07-04-04/09-7389, а также Соглашениями N 601/10-с, N 75/10-с, N 26/17-с и 30/17-с.
Судами сделан правильный вывод о том, что внеплановая камеральная проверка и оформление акта проверки осуществлены Управлением в пределах предоставленных статьей 269.2 БК РФ полномочий, Уведомление оформлено Федеральным казначейством так же в пределах предоставленных полномочий.
Также судами сделан обоснованный вывод о том, что приказы от 18.05.2018 N 562, 563, 564, 565, 566, 567, 568, 569, 570, 571, 572, 573 изданы Министерством финансов Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий и на основании статей 306.8 и 242 БК РФ и полностью соответствуют вышеуказанным положениям бюджетного законодательства.
Объективных и безусловных оснований нарушения оспариваемыми приказами ответчика прав и законных интересов заявителей судами с учетом вышеуказанных обстоятельств не установлено.
При таких обстоятельствах кассационная коллегия соглашается с выводами судов о том, что правовые основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для удовлетворения заявленных требований, отсутствуют.
При таких обстоятельствах вывод судов об отказе в удовлетворении заявленных требований соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, сделан при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению как противоречащие материалам дела и фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражными судами первой и апелляционной инстанций в процессе рассмотрения спора. Указанные доводы являлись предметом исследования и оценки арбитражных судов, их необоснованность отражена в оспариваемых судебных актах с изложением соответствующих мотивов. Доводы кассационной жалобы фактически дублируют доводы апелляционной жалобы и по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в силу установленных законом пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 декабря 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2019 года по делу N А40-190448/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.