город Москва |
|
11 июля 2019 г. |
Дело N А41-97381/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Барсукова Т.В., доверенность от 13.08.2018;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
от третьего лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 04 июля 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ООО "ТЭК-Дом"
на решение от 04 февраля 2019 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Гейц И.В.,
на постановление от 08 апреля 2019 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Марченковой Н.В., Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
по делу N А41-97381/18
по заявлению ООО "ТЭК-Дом"
об оспаривании предписания
к Госжилинспекции Московской области,
третье лицо: ООО "Чистый город",
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТЭК-Дом" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Госжилинспекции Московской области (далее - административный орган) о признании незаконным предписания от 27.07.2018 N 08Вх/04-13208-26-17-2018/1.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Чистый город".
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 февраля 2019 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 апреля 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "ТЭК-Дом" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо и третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 27.07.2018 должностным лицом административного органа по результатам проведенной на основании распоряжения от 12.07.2018 N 08Вх/04-13208-26-17-2018/1 в отношении ООО "ТЭК-Дом" внеплановой документарной проверки по обращению ООО "Чистый город" составлен акт проверки, из которого следует, что на момент проведения проверки управляющей компанией ООО "ТЭК-Дом" не передана техническая документация по многоквартирному дому (далее - МКД) по адресу: Московская область, Одинцовский район, с. Немчиновка, ул. Связистов, д. 1, управляющей компании ООО "Чистый город", выбранной на основании проведенного конкурса по отбору управляющей организации; какие-либо действия, направленные на осуществление передачи ООО "ТЭК-Дом" не предприняло, о намерении передачи не уведомляло.
В связи с выявленными нарушениями административный орган выдал ООО "ТЭК-Дом" предписание от 27.07.2018 N 08Вх/04-13208-26-17-2018/1 об устранении выявленных нарушений, которым заявителю предписано в срок до 28.08.2018 передать имеющуюся техническую документацию на многоквартирный дом, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, с. Немчиновка, ул. Связистов, д. 1, в распоряжение ООО "Чистый город", а именно:
документы на общедомовые приборы учета;
документы о приемке результатов работ, сметы, описи работ;
акты осмотра, проверки состояния инженерных коммуникаций;
акты проверок и выданные паспорта готовности к отопительному периоду;
списки собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме;
проектная документация на многоквартирный дом.
Не согласившись с выданным предписанием, ООО "ТЭК-Дом" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, с учетом положений статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
На основании пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре" (далее - Постановление N 493), задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами.
Согласно части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В силу части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Пунктом 12.2 Положения о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", утвержденного постановлением Правительства Московской области от 02.07.2013 N 485/27 "Об утверждении Порядка организации и осуществления государственного жилищного надзора и Положения о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Положение о ГЖИ), инспекция наделена полномочиями по осуществлению регионального государственного жилищного надзора за соблюдением требований к:
- жилым помещениям, их использованию и содержанию;
- содержанию общего имущества в многоквартирном доме;
- порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение;
- порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации положением;
- учету жилищного фонда;
- порядку переустройства и перепланировки жилых помещений;
- определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- управлению многоквартирными домами;
- выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- установлению размера платы за содержание жилого помещения;
- раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами;
- созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов;
- предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
- созданию и деятельности советов многоквартирных домов;
- нарушению ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги;
- обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов; деятельности регионального оператора;
- порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- формированию фондов капитального ремонта;
- других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
- соблюдению положений Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования";
- составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов;
- обеспечению условий доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах;
- обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы;
- Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правилам изменения размера платы за содержание жилого помещения, Правилам предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
- порядку размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами.
Согласно пункту 12.4 Положения о ГЖИ, инспекция организует и проводит плановые и внеплановые документарные и выездные проверки выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса.
Согласно подпункту "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, к основаниям для проведения внеплановой проверки отнесено поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Постановлением Правительства Московской области от 19.11.2003 N 674/43 "Об образовании Государственной жилищной инспекции Московской области" образована Государственная жилищная инспекция Московской области.
Пунктом 1 постановления Правительства Московской области от 12.09.2007 N 674/28 "О формировании Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" Государственная жилищная инспекция Московской области преобразована в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области - Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
Суды обоснованно отметили, что из вышеизложенного следует, что заинтересованное лицо вправе проводить проверки по обращениям граждан по вопросам, входящим в компетенцию Госжилинспекции Московской области; управление многоквартирными домами, порядок и условия заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации входит в компетенцию Госжилинспекции Московской области. Судами из представленных документов установлено, что административным органом проведена проверка в отношении ООО "ТЭК-Дом" по обращению граждан, что входит в круг его полномочий.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
- управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
ООО "ТЭК-Дом" осуществляло управление многоквартирным домом по адресу: Московская область, Одинцовский район, с. Немчиновка, ул. Связистов, д. 1, на основании лицензии и договора управления многоквартирным домом от 01.10.2010 N УНР/ТДН-10.
10.04.2018 по итогам открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: Московская область, Одинцовский район, с. Немчиновка, ул. Связистов, д. 1, д. 3 корп. 1, д. 3 корп. 2, д. 7, Советский проспект, д. 98, д. 100, оформленным протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе N 1/3/2018, победителем признано ООО "Чистый город".
08.05.2018 решением Одинцовского городского суда Московской области по административному делу N 2а-3180/18 отказано в удовлетворении требований ООО "ТЭК-Дом" к Администрации г.п. Одинцово Одинцовского м.р. Московской области о признании незаконными действий по отбору управляющей компании; решение вступило в законную силу 14.06.2018.
08.05.2018 ООО "Чистый город" направило в адрес ООО "ТЭК-Дом" требование N 28 о передаче технической документации; требование получено 15.05.2018.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.12.2018 по делу N А40-157214/18, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2019, в удовлетворении требований ООО "Чистый город" к ООО "Теплоэнергосервис" об обязании заключить договоры отказано, поскольку истцом не исполнены обязательства по предоставлению документации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.12.2018 по делу N А40-170957/18, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2019, суд обязал ООО "ТЭК-Дом" в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу передать ООО "Чистый город" техническую документацию, в частности, на дом по адресу: Московская область, Одинцовский район, с. Немчиновка, ул. Связистов, д. 1.
В соответствии с пунктом 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Правила N 416), в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля)), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
В силу пункта 19 Правил N 416, организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из системного толкования данных положений следует, что вновь выбранная управляющая организация, наравне с органом управления товарищества или кооператива, является уполномоченной организацией для направления уведомления о принятом на собрании решении.
В силу части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Как установлено судами, 10.04.2018 по итогам открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: Московская область, Одинцовский район, с. Немчиновка, ул. Связистов, д. 1, д. 3, корп. 1, д. 3, корп. 2, д. 7, Советский проспект, д. 98, д. 100, оформленным протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе N 1/3/2018, победителем признано ООО "Чистый город".
08.05.2018 ООО "Чистый город" направило в адрес ООО "ТЭК-Дом" требование N 28 о передаче технической документации; требование получено 15.05.2018, однако до момента обращения с заявлением не исполнено.
Довод о том, что техническая документация на спорный дом у ООО "ТЭК-Дом" отсутствует, поскольку не была передана застройщиком, правомерно отклонен судами, поскольку отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения обязанности по передаче документации, перечень которой нормативно установлен, при получении комплекта документации на дом от своего предшественника, заявитель должен был принять исчерпывающие меры к получению всех необходимых документов.
Аналогичная правовая позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.08.2018 N 304-ЭС18-11030 по делу N А27-13706/17.
Доводы ООО "ТЭК-Дом" о том, что ООО "Чистый город" не приняло спорный дом в управление, не заключило договоры управления и договоры с ресурсоснабжающими организациями, также обоснованно отклонены судами, поскольку ООО "Чистый город" предприняты действия по управлению спорным домом, в частности, третье лицо обратилось к ресурсоснабжающим организациям для заключения договоров (что не представилось возможным в связи с отсутствием технической документации), направлены обращения о передаче технической документации новой управляющей компании; результаты проведенных торгов оспаривались заявителем, однако были признаны законными, в связи с чем ООО "ТЭК-Дом" обязано передать всю техническую документацию по спорному дому новой управляющей компании ООО "Чистый город".
С учетом изложенного, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что суды пришли к правомерному выводу о том, что выданное предписание от 27.07.2018 N 08Вх/04-13208-26-17-2018/1 не подлежит отмене, поскольку соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем, решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны быть законными и обоснованными.
В данном случае заинтересованным лицом доказана законность и обоснованность вынесения рассматриваемого предписания, и оно подлежало признанию законным и обоснованным.
Кроме того, судами правомерно принято во внимание, что согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с частью 1 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
При этом в силу части 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 292 и 312 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 20.02.2002 N 58-О, от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрен какой-либо перечень уважительных причин для восстановления срока на обжалование, поэтому право установления наличия таких причин и их оценки принадлежит суду.
Уважительными причинами пропуска процессуального срока признаются такие причины, которые объективно препятствуют участнику процесса своевременно совершить соответствующие юридические действия, не зависят от воли заявителя, находятся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требуется от него в целях соблюдения установленного порядка.
В силу части 1 статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, процессуальные действия совершаются в сроки, установленные настоящим Кодексом или иными федеральными законами, а в случаях, если процессуальные сроки не установлены, они назначаются арбитражным судом.
В соответствии с частью 1 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Таким образом, пропуск установленного срока для обжалования ненормативного правового акта является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Как установлено судами, оспариваемое предписание принято 27.07.2018, получено заявителем 30.07.2018, что подтверждается штампом на копии предписания.
Однако заявитель обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением 22.11.2018, что подтверждается штампом "Почты России" на конверте.
Суды указали, что заявителем не представлено доказательств, подтверждающих наличие уважительной причины для пропуска установленного законом процессуального срока, ходатайство о восстановлении пропущенного срока заявителем не заявлялось.
Частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Пропуск процессуального срока на обращение в суд и отсутствие причин к его восстановлению является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя. Данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2006 N 9316/05.
Таким образом, на момент обращения ООО "ТЭК-Дом" в суд (22.11.2018) заявителем пропущен процессуальный срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на обжалование оспариваемого предписания от 27.07.2018 N 08Вх/04-13208-26-17-2018/1.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что при таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 04 февраля 2019 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 апреля 2019 года по делу N А41-97381/18 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ТЭК-Дом" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.