29 июля 2019 г. |
Дело N А40-243526/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Красновой С.В.
судей Нечаева С.В.. и Федуловой Л.В.
при участии в заседании:
от ООО "РОЙ-ФОРТ"-Арсонов М.Н. по дов. от 14.05.2018,
от Департамента городского имущества города Москвы- Артамонова Ю.С. по дов. от 29.11.2018 N 33-Д-1027/2019,
рассмотрев в судебном заседании 22.07.2019 кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы на решение от 04.02.2019 Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Дружининой В.Г., на постановление от 16.04.2019 Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Д.Н. Садиковой, Н.И. Левченко, Е.Б. Расторгуевым,
по иску ООО "РОЙ-ФОРТ"
к Департаменту городского имущества города Москвы
об урегулировании разногласий,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РОЙ-ФОРТ" (далее -ООО "РОЙ-ФОРТ", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд города Департаменту городского имущества города Москвы (далее- Департамент, ответчик) об урегулировании разногласий, возникших между ООО "РОЙ-ФОРТ" и Департаментом городского имущества города Москвы при заключении договора купли-продажи недвижимости (нежилого помещения), расположенного по адресу: Москва, улица Аргуновская, д. 4, стр. 1, путем принятия пунктов 3.1, 3.4 договора купли-продажи в следующей редакции: "3.1 Цена Объектов составляет 28 641 000 руб. 00 коп. в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости, выполненного ООО "ТехСтройЭкспертиза". НДС в соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации не начисляется". п. 3.4. "Оплата по Договору вносится Покупателем ежемесячно. Первый платеж перечисляется не позднее второго месяца с даты заключения Договора. Последующие ежемесячные платежи осуществляются Покупателем до 15 числа каждого месяца и состоят из оплаты в счет основного долга, составляющей не менее 477 350 руб. 00 коп. и процентов за предоставленную рассрочку, начисляемых на остаток от основного долга" (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.02.2019 суд урегулировал разногласия, возникшие между Департаментом и истцом, согласно резолютивной части решения.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2019 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, Департамент обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить ввиду необоснованности и незаконности.
Ответчик указывает, что именно собственник спорного имущества устанавливает цену выкупаемого объекта. Также Департамент ссылается на то, что судами не дана оценка представленному ответчиком отчету о рыночной стоимости объекта.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы, представитель истца против доводов кассационной жалобы возражал, отзыв на кассационную жалобу не представил. Отводов составу суда не поступило.
Обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество относится к субъектам малого и среднего предпринимательства в силу соответствия критериям, установленным положениями статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", что также подтверждается внесением истца в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы.
Одновременно истец является арендатором спорного нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Аргуновская, д. 4. строение 1, общей площадью 352,5 кв.м, на основании договора аренды от 25 сентября 1996 года N 3-646/96 между ООО "Рой-форт" (Арендатор) и Департаментом городского имущества города Москвы (Арендодатель) сроком с 15.09.1996 по 01.05.2018. В соответствии с дополнительным соглашением от 26.02.2006 к договору от 25.09.1996 N 3-646/96 на аренду недвижимого имущества, находящегося в собственности Москвы, изменено наименование сторон договора аренды в связи с их реорганизацией, а также изменена площадь арендуемого помещения на 351,5 кв. м.
В порядке, предусмотренном положениями статьи 3 Федерального закона РФ от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ), истец обратился в адрес Департамента с заявлением о реализации права на приобретение указанного арендуемого имущества.
Обществом был получен проект договора купли-продажи спорного объекта по цене 37 985 000 руб. Истец подписал проект договора с протоколом разногласий, указав цену выкупаемого имущества 24 654 000 руб., однако ответчик указал на отсутствие оснований для заключения договора на предложенных истцом условиях.
Поскольку договор купли-продажи так и не был подписан, истец обратился в арбитражный суд с указанным выше требованием.
Проанализировав возникшие между сторонами спора правоотношения, суды сделали правильный вывод о том, что между сторонами возникли разногласия в части стоимости выкупаемого имущества, которые не были урегулированы сторонами в досудебном порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежали урегулированию в судебном порядке.
Законом N 159-ФЗ установлено преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение в собственность арендуемого ими муниципального недвижимого имущества при соблюдении условий, перечисленных в статье 3 названного Закона.
Согласно статье 3 Федерального закона N 159-ФЗ отчуждение имущества льготной категории покупателей из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности производится по цене, равной рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N135-ФЗ).
В соответствии со статьей 12 Закона N 135-ФЗ отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, предусмотренным данным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в данном отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
В силу статьи 13 названного Закона в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом. Суд вправе обязать стороны совершить сделку по цене, определенной в ходе рассмотрения спора в судебном заседании.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", в случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, акта государственного органа, решения должностного лица или органа управления юридического лица судам следует учитывать, что согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Для устранения разногласий в стоимости выкупного имущества судом первой инстанции была назначена оценочная экспертиза, по результатам которых установлено, что рыночная стоимость помещений по состоянию на 08.06.2018 составляет 28 641 000 руб. (без НДС).
Как усматривается из дела, указанное экспертное заключение суд принял в качестве надлежащего доказательства по делу. Суд первой инстанции отметил, что экспертом даны исчерпывающие пояснения по поставленным вопросам, оснований не доверять экспертному заключению суд не усматривает.
Суд апелляционной инстанции, в свою очередь, указал, что несогласие ответчика с выводами, содержащимися в экспертном заключении, не может служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акт, доказательств, опровергающих выводы эксперта, ответчиком не представлено.
Указание ответчика на то, что цену выкупаемого объекта устанавливает собственник спорного имущества, на основании части 5 статьи 10 Закона об оценочной деятельности в отношении оценки объектов, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, подлежит отклонению.
В силу статьи 3 Закона N 159-ФЗ отчуждение имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности льготной категории покупателей производится по цене, равной рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Законом N 135-ФЗ.
Довод жалобы о том, что судами не дана оценка представленному Департаменту отчету о рыночной стоимости выкупаемого объекта, подлежит отклонению, поскольку между сторонами возникли существенные разногласия по вопросу определения рыночной стоимости помещения, в материалах дела представлены два отчета независимых оценщиков, существенно отличающиеся установленной в них величиной рыночной стоимости одного и того же объекта. Суд в порядке статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно назначил по делу судебную экспертизу на предмет определения рыночной стоимости объекта.
При рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов судами были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу.
В свою очередь, у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
Все доводы кассационной жалобы, повторяющие по существу доводы возражений на иск и апелляционной жалобы, обсуждены и отклонены судами по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения. Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04.02.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2019 по делу А40-243526/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
С.В. Краснова |
Судьи: |
С.В. Нечаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.