г. Москва |
|
29 июля 2019 г. |
Дело N А40-239746/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.07.2019.
Полный текст постановления изготовлен 29.07.2019.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Каменской О.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Импорт - Логистик" - извещено, представитель не явился;
от Московской областной таможни - Кучмы А.П. (представителя по доверенности от 05.12.2018),
рассмотрев 23.07.2019 в судебном заседании кассационную жалобу Московской областной таможни
на решение от 20.12.2018
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Лапшиной В.В.,
на постановление от 18.03.2019
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Суминой О.С., Кочешковой М.В., Лепихиным Д.Е.,
по делу N А40-239746/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Импорт - Логистик"
к Московской областной таможне
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Импорт - Логистик" (далее также -общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской областной таможне (далее также - таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения от 18.07.2018 N 17-23/28521 в части возврата заявления с комплектом документов без рассмотрения по ДТ N 10130220/160216/0003709 (далее также - ДТ).
Решением от 20.12.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2019, Арбитражный суд города Москвы признал незаконным данное решение таможни в части возврата заявления с комплектом документов без рассмотрения по ДТ N 10130220/160216/0003709 и обязал таможню устранить нарушения прав и законных интересов общества в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу путем возврата из бюджета излишне уплаченных (взысканных) платежей по ДТ N 10130220/160216/0003709, окончательный размер которых определяется таможней на стадии исполнения решения суда.
В кассационной жалобе таможня просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неполное выяснение обстоятельств дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. По мнению таможни, у нее имелись основания для принятия решения о корректировке таможенной стоимости товара, задекларированного по ДТ N 10130220/160216/0003709, поскольку обществом не была подтверждена заявленная им стоимость сделки по первому методу.
В отзыве на кассационную жалобу (приобщен к материалам дела), общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы кассационной жалобы, просил ее удовлетворить.
Общество, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда округа не направило, что с учетом положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не признано судом препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителя таможни, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Импорт - Логистик" во исполнение внешнеторгового контракта N АС0106 от 01.06.2015, заключенного с компанией "ACE CREATIVE LIMITED" на Краснознаменский таможенный пост (ЦЭД) Московской областной таможни в электронном виде была подана декларация на товары N 10130220/160216/0003709.
Таможенная стоимость товара была определена и заявлена обществом по первому методу определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами и заявлена в декларации таможенной стоимости по форме ДТС-1.
В соответствии с заявленным таможенным режимом и в соответствии с приложением N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" обществом в таможенный орган были представлены пакет документов, в том числе контракты, дополнения (приложения) к контрактам, счет, прайс-лист, судовой коносамент, экспортная декларация с переводом на русский язык и другие документы.
В ходе таможенного контроля должностными лицами таможни было принято решение о проведении дополнительной проверки от 13.03.2016 мотивированные выявлением признаков, указывающих на то, что заявленные сведения о таможенной стоимости товара могут являться недостоверными.
Ввезенные обществом товары выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой в связи с предоставлением обеспечения уплаты таможенных платежей.
Общество представило в соответствии с упомянутым решением дополнительные документы, сведения и пояснения, подтверждающие правильность определения таможенной стоимости товаров, заявленных в ДТ N 10130220/160216/0003709.
После проверки полученной документации и сведений таможенный орган принял решение о корректировке таможенной стоимости товаров от 01.02.2017.
В результате корректировки таможенная стоимость товаров увеличена по сравнению с первоначально заявленной, что привело к увеличению размера таможенных платежей, подлежащих уплате.
Общество 02.07.2018 обратилось в таможенный орган с заявлением N 0702 (вх. от 12.07.2018 N 24745) о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10130220/160216/0003709, указав в качестве основания возникновения факта излишней уплаты на принятие незаконного решения о корректировке и представив документы, связанные с декларированием товаров по указанным ДТ. Вместе с заявлением о возврате обществом также было подано заявление о внесении изменений в ДТ по первому методу определения таможенной стоимости после выпуска товара, а также форма КДТ.
Письмом от 18.07.2018 N 17-23/28521 таможня возвратила обществу заявление без рассмотрения, указав на непредставление документов, позволяющих установить факт наличия излишней уплаты.
Не согласившись с решением таможенного органа в части возврата заявления с комплектом документов без рассмотрения по ДТ N 10130220/160216/0003709, ООО "Импорт - Логистик" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Пунктом 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) установлено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
На основании пункта 1 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с главами 8 и 27 ТК ТС.
Согласно пункту 2 названной статьи декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов. В силу пункта 1 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с названным Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
В соответствии с пунктом 3 статьи 69 ТК ТС для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 настоящего Кодекса.
Из пункта 4 статьи 69 ТК ТС следует, что если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, указанные в пунктом 1 названной статьи, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям международного договора государств - членов таможенного союза, регулирующего вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза.
Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза установлены единые правила определения таможенной стоимости товаров в целях применения Единого таможенного тарифа таможенного союза, а также применения иных мер, отличных от таможенно-тарифного регулирования, которые вводятся (могут вводиться) для регулирования товарооборота таможенного союза.
Статьей 2 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза регламентирована система определения таможенной стоимости товаров.
На основании пункта 1 данной статьи основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза. В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными статьями 6 и 7 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, применяемыми последовательно. При этом могут быть проведены консультации между таможенным органом и декларантом (таможенным представителем), с целью обоснованного выбора стоимостной основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров, отвечающей статьям 6 или 7 настоящего Соглашения. В процессе консультации таможенный орган и декларант (таможенный представитель) могут обмениваться имеющейся у них информацией при условии соблюдения законодательства государства - члена Таможенного союза о коммерческой тайне.
При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 6 и 7 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на таможенной территории Таможенного союза (статья 8 настоящего Соглашения), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со статьей 9 настоящего Соглашения. Декларант (таможенный представитель) имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.
В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 10 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 3 статьи 2 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза).
В силу пункта 1 статьи 4 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения, при любом из следующих условий: 1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: установлены совместным решением органов таможенного союза; - ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; - существенно не влияют на стоимость товаров; 2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено; 3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления; 4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства - члена таможенного союза (пункт 2 статьи 4 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза).
В целях обоснования правомерности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами декларант должен представить документы, указанные в Перечне документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров (приложение N 1 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376).
В абзаце 3 пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - Постановление N 18) разъяснено, что таможенная стоимость, определяемая по стоимости сделки с ввозимыми товарами, не может считаться документально подтвержденной и количественно определяемой, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме или содержащаяся в представленных им документах информация о цене не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара.
Абзацем 1 пункта 10 Постановления N 18 установлено, что согласно пункту 1 статьи 68 Таможенного кодекса Таможенного союза единственным основанием для принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости является ее недостоверное заявление декларантом.
При этом, в соответствии с абзацем 2 пункта 10 указанного Постановления, следует учитывать, какие признаки недостоверного заявления таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно представленных декларантом.
Пунктом 24 Постановления N 18 предусмотрено, что оспаривание требований об уплате таможенных платежей и иных решений (действий), принятых (совершенных) при принудительном взыскании таможенных пошлин и налогов в соответствии с положениями главы 18 Закона о таможенном регулировании, возможно в том числе по мотиву неправомерности начисления таможенных платежей.
В случае обращения таможенного органа в соответствии с частью 2 статьи 150 Закона о таможенном регулировании с требованием о взыскании таможенных платежей судам следует исходить из того, что непринятие декларантом мер к оспариванию решений таможенного органа, влияющих на исчисление таможенных платежей (здесь и далее - о корректировке таможенной стоимости, о классификации товаров, о происхождении товаров и т.п.), не должно рассматриваться как согласие с предъявленным требованием, обоснованность которого подлежит проверке судом по существу.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции, и, оставляя решение суда без изменения, апелляционный суд пришли к выводу о незаконности оспариваемого решения, поскольку обществом был представлен полный пакет документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость ввозимых товаров.
Выводы судов основаны на следующем.
Так, одним из оснований для принятия решения таможенного органа о корректировке таможенной стоимости от 01.02.2017 послужило то, что в сканированном виде контракт представлен не был, в связи с чем сверить образцы подписей и печатей, указанных в контракте, а также сверить с подписями и печатями на представленных в сканированном виде документах не представляется возможным, и соответственно, сделать вывод о том, что указанные документы подписаны уполномоченными на то лицами.
Между тем судами установлено, что таможенным органом ни в рамках дополнительной проверки, ни в каком-либо ином запросе контракт в сканированном виде у общества не запрашивался.
В соответствии с порядком электронного декларирования товаров контракт был предоставлен в формализованном виде по коду документа "03011", что подтверждается графой 44 декларации на товары.
При этом, отклоняя доводы таможни об отсутствии в предоставленном в формализованном и сканированном виде приложении на поставку (далее - Приложение) сведений о дате поставки, суды указали на то, что в приложении к контракту указано условие поставки декларируемого товара "FOB".
Согласно Международным правилам толкования международных торговых терминов "Инкотермс 2000" при указанном условии поставки продавец обязан доставить товар в порт и погрузить на указанное покупателем судно, то есть товар считается поставленным с момента погрузки товара на указанное покупателем судно. Дата погрузки указывается в судовом коносаменте, который был предоставлен в таможенный орган, что подтверждается графой 44 декларации на товары, в связи с чем таможенный орган располагал сведениями о дате поставки.
Кроме того, сроки поставки были согласованы сторонами условиями контракта.
Отклоняя довод таможни о том, что представленный в формализованном виде прайс-лист производителя не является публичной офертой, поскольку содержит только ту номенклатуру товара, которая указана в инвойсе к данной поставке, суды исходили из того, что таможенным законодательством не установлены требования, предъявляемые к прайс-листам производителя или требование об обязательном его отнесении к публичной оферте.
Относительно ссылки таможни о том, что выставленный счет на оплату транспортных расходов невозможно соотнести перемещаемой партией товаров, а обществом не подтверждены понесенные транспортные расходы, суды указали на то, что в предоставленной таможенному органу счете, счет-фактуре, а также платежном поручении об оплате перевозки отражена информация об оказанных услугах, о маршруте перевозки, номере контейнера в котором перевозились декларируемые товары, договор перевозки, а также иная информация, которая позволяет соотнести счет, счет-фактуру, а также платежное поручение об оплате перевозки с перемещаемой партией товаров.
Судами также указано на то, что вывод таможенного органа о том, что сроки оплаты не указаны ни в приложении, ни в инвойсе являются необоснованными, поскольку в таможенный орган были предоставлены пояснения о порядке расчетов и применении основного порядка оплаты по декларируемой партии товаров.
Кроме того, согласно пункту 42 контракта оплата производится не позднее 180 календарных дней с момента таможенного оформления товара на территории Российской Федерации. Авансовый платеж допускается при расчете по контракту и является дополнительным видом условия платежа.
Ссылка таможни на то, что декларантом представлены заявления на перевод со ссылкой на номер контракта, сведения о заявленных в графе 44 ДТ инвойсе или спецификации на поставку отсутствуют, что не позволяет этот платежный документ идентифицировать, как документ по оплате какой-то конкретной поставки или поставок, также была отклонена судами, поскольку в рамках дополнительной проверки обществом было направлено в таможенный орган пояснение, согласно которому банковские платежные документы по оплате счета по декларируемой партии товаров декларант предоставить не может, так как согласно пункту 4.2 контракта оплата производится не позднее 180 календарных дней с момента таможенного оформления товара на территории Российской Федерации. В настоящее время оплата за декларируемые товары не осуществлена.
Обществом также были представлены банковские платежные документы по предыдущим поставкам, подтверждающие оплату в рамках контракта.
Предоставленные в таможенный орган финансовые документы подтверждают оплату по предыдущим поставкам в рамках контракта.
При этом судами учтено, что финансовые документы по текущей поставке не могли быть предоставлены в таможенный орган, так как на момент предоставления документов в рамках дополнительной проверки оплата за декларируемую партию товаров осуществлена не была.
Относительно доводов таможни о недочетах в форме документов - приложения к контракту, инвойса, прайс-листа также признаны судами необоснованными, поскольку приложение к контракту подписано обеими сторонам контракта, в приложении содержатся условия сделки, а также полная информация о товаре, позволяющая идентифицировать сведения указанные в приложении со сведениями о товарах, заявленными в графе 31 ДТ.
При этом обществом в таможенный орган были предоставлены каталоги на декларируемую партию товаров, в которых содержится подробная информация и фотографии товаров, что подтверждается протоколом обмена электронными сообщениями.
Инвойс и Прайс-лист был предоставлен в таможню обществом в том виде, в котором был получен от продавца.
Судами установлено, что названные документы не имеют противоречий между собой, содержат количественно определенную и достаточную информацию о стоимости товаров, при этом таможенным органом не приведено никакого обоснования невозможности принятия заявленной обществом таможенной стоимости.
Цена товара указанная и заявленная в декларациях, соответствует цене, указанной в иных документах и, следовательно, должным образом подтверждена декларантом. Какие-либо противоречия в представленных обществом при таможенном декларировании товаров документах отсутствуют.
Обществом также были представлены все имеющиеся в его распоряжении документы, достоверно подтверждающие правомерность первоначально использованного декларантом первого метода определения таможенной стоимости.
Таким образом, обществом при декларировании ввозимого товара и в процессе проведения дополнительной проверки, представлен полный пакет документов, предусмотренных статьей 183 ТК ТС и приложением 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376), подтверждающих заявленную таможенную стоимость ввозимого товара по ДТ N 10130220/160216/0003709, при этом таможенным органом в решении о корректировке таможенной стоимости не приведены конкретные данные, свидетельствующие о недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товара, а также не приведены обоснования невозможности применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами, а также не указано, какие данные, использованные при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены и не являются достаточными и каким образом имеющиеся и представленные документы по запросу влияют на количественную определенность, документальную подверженность и достоверность информации о стоимости сделки.
Согласно решению о корректировке таможенной стоимости, таможней для определения таможенной стоимости использован шестой (резервный) метод. При этом в качестве источников информации для расчета таможенной стоимости по всем товарам указаны ДТ N 10130174/281215/0009431, однако в нарушение пункта 4 статьи 10 Соглашения не приведен подробный расчет таможенной стоимости оцениваемого товара.
Обосновывая невозможность применения первого метода определения таможенной стоимости товаров, таможня сослалась на то, что первый метод неприменим в связи с невыполнением требований статьи 4 Соглашения. Вместе с тем в решении не указано, какие именно требования не выполнены декларантом, конкретные положения международных договоров и актов, составляющих право Таможенного союза, в соответствии с которыми применение первого метода определения таможенной стоимости товаров, невозможно.
Упомянутое решение также не содержит сведений об общем количестве выявленных сделок идентичных/однородных товаров и об их минимальном уровне, в связи с чем не позволяет установить соблюдение таможней положений пункта 3 статьи 7 Соглашения.
Установив, что таможней не доказана обоснованность применения резервного (шестого) метода определения таможенной стоимости товаров, не представлены доказательства того, что использованная таможней при корректировке таможенной стоимости ценовая информация (из базы данных таможенных деклараций) была сопоставлена с конкретными условиями осуществляемой обществом сделки, а также не доказано, что используемая таможней информация подтверждает ценовую информацию, сложившуюся на рынке, согласно коммерческим условиям, сопоставимым с условиями контракта, заключенного обществом, суды пришли к выводу о том, что решение таможни от 27.01.2017 о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленных в ДТ N 10130220/160216/0003709, не соответствует требованиям статей 68, 69 ТК ТС, пункту 3 статьи 7, пункту 1 и 4 статьи 10 Соглашения и пункту 21 Порядка контроля таможенной стоимости.
В связи с необоснованной корректировкой таможенной стоимости обществом была произведена доплата таможенных платежей. Поскольку основание для возврата таможенных платежей находится во взаимосвязи с разрешением вопроса о законности корректировки таможенной стоимости, а фактически требование общества о возврате таможенных платежей основано на его несогласии с проведенной таможней корректировкой таможенной стоимости товаров, суды пришли к выводу, что ответ таможни, оформленный письмом от 18.07.2018 N 17-23/28521, фактически свидетельствует об отказе в возврате денежных средств по заявлению общества от 02.07.2018 N 0702.
Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и в случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание ввозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Часть 1 статьи 147 Федерального закона Российской Федерации от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусматривает, что излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика.
В соответствии с пунктом 29 Постановления N 18 к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт их излишней уплаты или взыскания (часть 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании).
Подпунктом "а" пункта 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 (далее - Порядок N 289) предусмотрено, что сведения, указанные в декларации на товары (далее - ДТ), подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров по результатам таможенного контроля или иного вида контроля, осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов, проведенного таможенным органом, в том числе в связи с мотивированным обращением декларанта о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, в случае выявления недостоверных сведений о классификации товаров, в том числе влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных, иных платежей.
Согласно пункту 2 названного Порядка при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, используется корректировка декларации на товары (КДТ). Внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения. Обращение составляется в произвольной письменной форме, если иное не установлено настоящим Порядком. В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений и (или) дополнений и обоснование необходимости внесения таких изменений и (или) дополнений (пункты 12, 13 Порядка N 289).
В соответствии с пунктом 14 указанного Порядка к обращению прилагаются надлежащим образом заполненная КДТ, документы, подтверждающие изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ, в том числе документы и (или) сведения, подтверждающие уплату таможенных, иных платежей.
Подпунктами 8, 9 пункта 10 Инструкции по заполнению формы корректировки декларации на товары, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 установлено, что сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих перерасчету, отражается в КДТ в графе 47 "Исчисление платежей" и в графе "В", в том числе с отражением общего размера исчисленных платежей, предыдущей суммы таможенных платежей и разницы начислений по всем товарам, сведения о которых указаны в ДТ, в которую вносятся изменения и (или) дополнения.
Согласно пункту 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18, в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей, в целях полного восстановления прав плательщика на таможенные органы в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных (взысканных) платежей.
При этом отдельного обращения плательщика с заявлением о возврате соответствующих сумм в порядке, предусмотренном статьей 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в этом случае не требуется.
Судами установлено, что представленная обществом форма КДТ отвечает понятию документа, подтверждающего начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату или доплате, обязанность по представлению которого предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании.
Таким образом, пунктом 3 части 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании N 311-ФЗ, устанавливая обязанность по представлению документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей, не содержат конкретного перечня документов, отвечающих понятию таких доказательств, декларант должен представить вместе с заявлением на возврат любые документы, которые, по его мнению, подтверждают излишнюю уплату или излишнее взыскание таможенных пошлин, налогов.
С заявлением о возврате таможенных платежей от 02.07.2018 N 0702 по ДТ N 10130220/160216/0003709 общество представило документы, которые подтвердили уплату таможенных платежей в завышенном размере по сравнению с платежами, исчисленными первоначально. Одновременно с подачей заявления о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей общество инициировало внесение соответствующих изменений в декларацию на товары с обоснованием необходимости внесения таких изменений и представило документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
Установив эти обстоятельства, суды сделали вывод о том, что общество правомерно обратилось в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных денежных средств по ДТ N 10130220/160216/0003709, при этом оснований для возврата заявления с комплектом документов без рассмотрения по ДТ применительно к положениям статьи 147 Закона о таможенном регулировании у таможни не имелось.
Выводы судов соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и основаны на положениях действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
В качестве способа устранения нарушенных прав заявителя суд обязал Московскую областную таможню устранить нарушения прав и законных интересов ООО "Импорт-Логистик" в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу путем возврата из бюджета излишне уплаченных (взысканных) платежей по ДТ N 10130220/160216/0003709, окончательный размер которых определяется таможенным органом на стадии исполнения решения суда.
Суд кассационной инстанции полагает, что избранный способ приведет к восстановлению нарушенного права.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.12.2018 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2019 по делу N А40-239746/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
О.В. Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.