город Москва |
|
31 июля 2019 г. |
Дело N А41-68375/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Каменской О.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ": Роговенко О.А. (дов. от 17.09.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области": Ивановской Т.Б. (дов. N 260-и от 03.06.2019 г.);
рассмотрев 30 июля 2019 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ"
на решение Арбитражного суда Московской области от 19 ноября 2018 г.,
принятое судьей Гвоздевым Ю.Г.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2019 г.,
принятое судьями Марченковой Н.В., Диаковской Н.В., Иевлевым П.А.,
по делу N А41-68375/18
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ"
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ" (далее - ООО "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ", общество, заявитель) является ресурсоснабжающей организацией и осуществляет горячее водоснабжение многоквартирного жилого дома по адресу: Московская обл., г. Щелково, ул. Беляева, д. 14А.
На основании обращения жителя многоквартирного дома по адресу: Московская обл., г. Щелково, ул. Беляева, д. 14А по вопросу правомерности применения норматива расхода тепловой энергии, используемой для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в размере 0,0645 Гкал/куб.м. при начислении платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Мосжилинспекция Московской области) на основании распоряжения N 08ОГ/23-1825-38-23-2018 от 13 июня 2018 г. в отношении ООО "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ" была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований законодательства в части начисления платы за коммунальные услуги.
В ходе проведения проверки должностными лицами Мосжилинспекци Московской области было установлено нарушение пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 г. (далее - Правила), а именно: нарушен порядок применения формулы 23 Приложения 2 Правил Qiп - ООО "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ" при определении Qiп не использует утвержденный постановлением Главы городского поселения Щелково Московской области N 33 от 10 февраля 2009 г. норматив 0.061 Гкал/м3 за период с января 2017 года по май 2018 года.
По результатам проведенной проверки составлен акт проверки от 15 июня 2018 г. N 08ОГ/23-18Ъ5-38-23-2018.
На основании указанного акта выдано предписание от 15 июня 2018 г. N 08ОГ/23-18Ъ5-38-Ъ3-Ъ018, обязывающие ООО "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ" в срок до 15 августа 2018 г. произвести перерасчет произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение (компонент на тепловую энергию) всем собственникам и нанимателям помещений дома по адресу: Московская обл., г. Щелково, ул. Беляева, д. 14А за период с января 2017 года по май 2018 года в соответствии с требованиями формулы 23 приложения N 2 к Правилам, с учетом норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды, утвержденного постановлением Главы городского поселения Щелково Московской области N 33 от 10 февраля 2009 г., и привести начисление платы за горячее водоснабжение (компонент на тепловую энергию) по двухкомпонентному тарифу с учетом норматива, утвержденного постановлением Главы городского поселения Щелково Московской области N 33 от 10 февраля 2009 г.
Считая свои права нарушенными, ООО "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Мосжилинспекции Московской области о признании незаконным указанного предписания.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 ноября 2018 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2019 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Указано на необоснованное применение судами постановления Главы городского поселения Щелково Московской области N 33 от 10 февраля 2009 г., поскольку на момент издания указанного постановления какие-либо утвержденные в установленном порядке нормы права, а также методики расчета нормативов потребления тепловой энергии для подогрева воды в целях предоставления услуг по горячему водоснабжению, позволяющие рассчитать указанный норматив отсутствовали, а установленный в постановлении показатель 0,061 Гкал/куб.м. не является экономически обоснованным нормативом, так как возможность установления уполномоченным органом такого норматива потребления как "тепловая энергия на подогрев воды горячего водоснабжения" и в таких единицах как "гигакалории на одного человека в месяц" или "гигакалории на подогрев одного кубического метра холодной воды", равно как и в любых иных единицах, не была предусмотрена законодательством Российской Федерации, действовавшим в момент принятия в 2009 году указанного выше постановления. Применяемый обществом норматив на подогрев воды для предоставления услуги горячего водоснабжения в отсутствие утвержденного норматива потребления соответствующей коммунальной услуги в размере 0,064 Гкал/куб.м. рассчитан в соответствии Методическими указаниями и применяется в том числе для установления тарифа.
Отзыв на кассационную жалобу от Мосжилинспекции Московской области не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Мосжилинспекции Московской области против ее удовлетворения возражал, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила).
В приложении N 2 к вышеназванным Правилам содержатся формулы для расчета платы за различные виды коммунальных услуг, в том числе за горячее водоснабжение в зависимости от вида жилого дома, жилого помещения и иных обстоятельств.
В соответствии с пунктом 38 Правил размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Согласно пункту 42 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Исходя из указанной формулы, при расчете платы используются следующие показатели: объем потребленной за расчетный период в жилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении; компонент на холодную воду или теплоноситель, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение) в виде утвержденной ставки двухкомпонентного тарифа; норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденный в установленном порядке; компонент на тепловую энергию в виде утвержденной ставки двухкомпонентного тарифа.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку в рассматриваемом случае при расчетах за горячее водоснабжение с жителями многоквартирного жилого дома подлежит применению формула 23 приложения N 2 к Правилам.
При этом судами установлено, что в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: Московская обл., г. Щелково, ул. Беляева, д. 14А, установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду.
Норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению для города Щелково, утвержден Постановлением Главы городского поселения Щелково Московской области N 33 от 10 февраля 2009 г.
Установив тот факт, что заявитель при расчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению жителям указанного выше многоквартирного жилого дома не использовал формулу N 23 (приложение N 2 к Правилам), суды пришли к выводу о законности выданного обществу предписания.
Отклоняя довод общества о неправомерности применения норматива расхода тепловой энергии, утвержденного постановлением Главы городского поселения Щелково Московской области N 33 от 10 февраля 2009 г. "О нормативах потребления коммунальных услуг", суды указали на то, что норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению для города Щелково утвержден указанным постановлением, при этом в проверяемый период для расчета платы за горячее водоснабжение вместо норматива фактически использовалась величина, используемая при расчете тарифа в сфере горячего водоснабжения, а использование такого порядка расчета Правилами не предусмотрено.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 ноября 2018 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2019 г. по делу N А41-68375/18 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
О.В.Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.