г. Москва |
|
1 августа 2019 г. |
Дело N А40-149233/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Нечаева С.В.,
судей Красновой С.В., Федуловой Л.В.,
при участии в судебном заседании:
от ГСК "Копар" - Зинченко Н.И., дов. от 15.01.2019
от Управления Росреестра по г. Москве - Дулунь Е.А., дов. от 13.03.2019
от Правительства Москвы - Пелевина Е.А., дов. от 16.01.2019
рассмотрев в судебном заседании 25.07.2019 кассационные жалобы Правительства
Москвы, Управления Росреестра по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.12.2018,
принятое судьей С.О. Ласкиной,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2019,
принятое судьями С.Л. Захаровым, Л.А. Москвиной, Е.В. Пронниковой,
по заявлению ГСК "Копар"
к Управлению Росреестра по г. Москве
третьи лица: 1) ООО "ИНТЕРСТРОЙ" Конкурсный управляющий Филатов Д.Н.,
2) Высший исполнительный орган государственной власти г. Москвы - Правительство Москвы,
о признании незаконным решения (уведомления) N 77/008/215/2017-859 от 28.02.2018 г. об отказе в кадастровом учете и государственной регистрации прав собственности на объект незавершенного строительства,
УСТАНОВИЛ:
Гаражно-стояночный кооператив "Копар" (кооператив) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве (уведомления) N 77/008/215/2017-859 от 28 февраля 2018 года об отказе в государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства по адресу г. Москва, СЗАО, ул. Паршина, вл. 2, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Москвы, ООО "Интерстрой".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 декабря 2018 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 апреля 2019 года, были удовлетворены требования заявителя: признано незаконным решение Управления об отказе в государственной регистрации, на него возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав кооператива в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу.
Не согласившись с судебными актами судов первой и апелляционной инстанций Правительство Москвы, Управление Росреестра по г. Москве обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобами, в которых указывают на нарушение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем, просили обжалуемые решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представители ответчика и третьего лица поддержали доводы своих кассационной жалобы.
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационных жалоб.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене, исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Правительством Москвы и кооперативом (инвестор) был заключен инвестиционный контракт N 149 от 19 октября 1998 года, предметом которого являлась реализация инвестиционного проекта по строительству многоэтажного гаража-стоянки по адресу: г. Москва, ул. Паршина, вл. 2 с последующим распределением долей в построенном объекте в соответствии с установленной контрактом пропорцией (пункты 2.1, 3.1).
По условиям контракта кооператив обязался за свой счет или за счет привлеченных средств обеспечить строительство объекта, а Правительство Москвы в целях обеспечения строительства предоставить кооперативу участок для строительства, оказывать содействие в подключении объекта к инженерным сетям и коммуникациям, оформлении распорядительных документов, прав на объект и т.п. (пункты 2.2, 4.1.1 - 4.1.5, 4.2.2).
Срок реализации инвестиционного проекта в окончательной редакции контракта установлен до 31 декабря 2010 года.
Для целей реализации инвестиционного проекта между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и кооперативом 01 июля 2008 года был заключен договор аренды N М-08-506657 (с учетом дополнительного соглашения к нему) земельного участка площадью 3320,76 кв. м, имеющего адресные ориентиры: г. Москва, ул. Паршина, вл. 2 на срок до 31 декабря 2010 года.
Как следует из материалов дела, в установленные сроки строительство гаража-стоянки завершено не было.
Кооператив 16 мая 2017 года обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства по адресу: Москва, ул. Паршина, д. 2 с кадастровым номером: 77:08:0011003:2083.
Уведомлением от 29 мая 2017 года Управление сообщило о приостановлении государственной регистрации на срок до 30 августа 2017 года, сославшись на то, что спорный объект в силу положений статьи 3 Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" является долевой собственностью сторон инвестиционного контракта; на рассмотрении арбитражного суда города Москвы находится спор о расторжении указанного инвестиционного контракта; правоустанавливающие документы (инвестиционный контракт и договор аренды земельного участка) представлены кооперативом в копиях.
На основании заявления кооператива Управление 29 августа 2017 года приостановило государственную регистрацию до 28 февраля 2018 года.
Поскольку в течение срока, на который была приостановлена регистрация, указанные причины не были устранены, Управление уведомлением от 28 февраля 2018 года N 77/008/215/2017-859 сообщило об отказе в государственной регистрации.
Не согласившись с указанным решением, кооператив обратился в арбитражный суд первой инстанции с настоящим заявлением.
Суды, руководствуясь положениями статей 14, 18, 21, 40 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" от 13 июля 2015 года, удовлетворили заявление кооператива, поскольку пришли к выводу о том, что решение Управления не соответствует Закону N 218-ФЗ и нарушает права кооператива в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды указали, что соответствующие документы (разрешение на строительство, договор аренды земельного участка) кооперативом были представлены на государственную регистрацию, в связи с чем, оснований для отказа в государственной регистрации не имелось.
Суды исходили из того, что земельный участок, на котором возведен спорный объект, был передан кооперативу в аренду под строительство гаража-стоянки право собственности на данный объект в соответствии со статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации может возникнуть только у кооператива. Арендатор (кооператив), которому разрешена застройка земельного участка, является, по сути, единственным лицом, имеющим право его застраивать (собственник отстраняется от этого процесса), и потому только он вправе претендовать на первичную собственность на возведенную на участке недвижимость.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов об удовлетворении заявления кооператива, в связи со следующим.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости, Закон N 218-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Из положений статьи 27 Закона N 218-ФЗ следует, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав может быть отказано по решению государственного регистратора в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном регистрации прилагаются документы, являющиеся основанием для проведения регистрации.
Частью 2 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что государственная регистрация права собственности на объект недвижимости, созданный по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года и предусматривающему строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, объекта недвижимости с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимости между сторонами такого договора, осуществляется после завершения строительства, реконструкции этого объекта недвижимости при наличии подписанного сторонами документа, подтверждающего исполнение ими обязательств по такому договору, и в соответствии с распределением площади соответствующего объекта недвижимости, предусмотренным данным документом.
Согласно статьи 3 Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" объект инвестиционной деятельности, строительство которого осуществляется с привлечением внебюджетных источников финансирования на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года и предусматривающему распределение площади соответствующего объекта инвестиционной деятельности между сторонами данного договора, признается долевой собственностью сторон данного договора до момента государственной регистрации права собственности на этот объект в соответствии с пунктом 2 статьи 70 Закона регистрации о недвижимости с учетом распределения долей, предусмотренного данным договором.
Из материалов дела усматривается, что согласно условиям инвестиционного контракта N 149 от 19 октября 1998 года, по результатам реализации инвестиционного проекта в собственность инвестора (ГКС "Копар") передается 85% машиномест и 60% встроено-пристроенных нежилых помещений, в собственность города Москвы передается 15 % машиномест и 40% встроено-пристроенных нежилых помещений.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02 октября 2017 года по делу N А40-90178/17, вступившим в законную силу, инвестиционный контракт N 149 от 19 октября 1998 года расторгнут.
Учитывая, что кооперативом не был представлен в Управление документ, подписанный сторонами Инвестиционного контракта, подтверждающий исполнение сторонами обязательств по такому договору, и подтверждающий распределение площади соответствующего объекта недвижимости в соответствии с Контрактом, Управлением принято обоснованное решение об отказе в регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: Москва, ул. Паршина, д. 2 с кадастровым номером: 77:08:0011003:2083.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, не учел императивную норму, установленную частью 2 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Кроме того, доводы кассационной жалобы Правительства Москвы о том, что регистрация права собственности ГСК "Копар" на весь объект незавершенного строительства повлечет невозможность передачи в собственность города Москвы 15 % машиномест и 40% встроено-пристроенных нежилых помещений, свидетельствуют о наличии спора о праве, который не может быть разрешен судом в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неправильное применение закона, является основанием для изменения решения арбитражного суда первой и постановления апелляционной инстанций.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
При таких обстоятельствах заявленные кооперативом требования о признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве (уведомления) N 77/008/215/2017-859 от 28 февраля 2018 года об отказе в государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства по адресу г. Москва, СЗАО, ул. Паршина, вл. 2, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26.12.2018 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2019 по делу N А40- 149233/2018 отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий судья |
С.В. Нечаев |
Судьи |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.