г. Москва |
|
1 августа 2019 г. |
Дело N А40-225979/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.07.2019.
Полный текст постановления изготовлен 01.08.2019.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Каменской О.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики - извещено, представитель не явился;
от Министерства финансов Российской Федерации - Лобовой Е.Н. (представителя по доверенности от 03.07.2019);
от Правительства Карачаево-Черкесской Республики - извещено, представитель не явился;
от Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики - извещено, представитель не явился;
от Управления Федерального казначейства Карачаево-Черкесской Республики - извещено, представитель не явился;
от Федерального казначейства - Савастлеева А.А. (представителя по доверенности от 13.12.2018),
рассмотрев 25.07.2019 в судебном заседании кассационную жалобу Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики
на решение от 24.12.2018
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Головачевой Ю.Л.,
на постановление от 19.04.2019
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Красновой Т.Б., Свиридовым В.А., Чеботаревой И.А.,
по делу N А40-225979/2018
по заявлению Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики
к Министерству финансов Российской Федерации
об оспаривании приказа,
третьи лица: Правительство Карачаево-Черкесской Республики, Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики, Управление Федерального казначейства Карачаево-Черкесской Республики, Федеральное казначейство,
УСТАНОВИЛ:
Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики (далее - министерство туризма КЧР) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным приказа Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) от 19.09.2018 N 2541.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Правительство Карачаево-Черкесской Республики (далее - Правительство КЧР), Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики (далее - Минфин КЧР), Управление Федерального казначейства Карачаево-Черкесской Республики (далее - управление), Федеральное казначейство.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.12.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2019, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе министерство туризма КЧР просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В отзывах на кассационную жалобу Правительство КЧР и Минфин КЧР (приобщены к материалам дела) поддержали доводы кассационной жалобы, просили ее удовлетворить.
В судебном заседании представители Минфина России и Федерального казначейства возражали против удовлетворения кассационной жалобы, просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле (помимо Минфина России и Федерального казначейства), извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда округа не направили, что с учетом положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не признано судом препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие. Кроме того, Правительство КЧР и Минфин КЧР заявили ходатайства, в котором просили рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своих представителей.
Изучив материалы дела, выслушав представителей Минфина России и Федерального казначейства, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, приказом Минфина России от 19.09.2018 N 2541 Федеральному казначейству предписано исполнить бюджетную меру принуждения путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Карачаево-Черкесской Республики, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Карачаево-Черкесской Республики, в сумме 153389265,94 рублей и перечислить взысканные средства в федеральный бюджет.
Данный приказ вынесен на основании уведомления Федерального казначейства от 24.08.2018 N 07-04-04/09-18016 о применении бюджетных мер принуждения, направленного в Минфин России по результатам проведенной УФК по Карачаево-Черкесской Республике камеральной проверки использования средств бюджета при исполнении расходных обязательств КЧР на реализацию мероприятий по предоставлению социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
Не согласившись с Минфином России, министерство туризма КЧР оспорило приказ от 19.09.2018 N 2541 в судебном порядке.
Признавая заявление министерства туризма КЧР не подлежащим удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 198, 200 АПК РФ, статьями 6, 129, 130, 132, 166, 166.1, 219, 242, 269.2, 306.1, 306.2, 306.3, 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, пришли к выводу о наличии в действиях министерства туризма КЧР нарушений, выразившихся не соблюдении условий софинансирования за счет средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики, что повлекло перерасход средств федерального бюджета, в связи с чем признали оспариваемый приказ Минфина России законным.
Выводы судов сделаны на основании правильного применения норм материального права, полного и объективного исследования обстоятельств дела.
В соответствии со статьей 306.8 Бюджетного кодекса нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Правительством КЧР заключено соглашение от 22.07.2015 N 05-232/с (далее - Соглашение N 05-232/с) о предоставлении из федерального бюджета субсидий на мероприятие по софинансированию расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
Общий объем средств за счет субсидии из федерального бюджета и средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики был предусмотрен в размере 793638710 рублей, из которых: за счет средств федерального бюджета - 313122710 рублей; за счет бюджета КЧР - 480516000 рублей.
При этом объем фактически использованных средств согласно данным Отчетов об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом на 01.01.2016 и 01.01.2017, заявке на возврат от 26.01.2017 N 02, а также соответствующих заявок на кассовый расход и платежных поручений, составил соответственно: 312375145 рублей и 90589392,34 рублей.
Таким образом, субсидия из федерального бюджета могла быть использована в размере не более 158985879,06 рублей.
Между тем указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что министерство туризма КЧР в 2015 не соблюдено условие софинансирования за счет средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 153389265,94 рублей.
Таким образом, суды обоснованно указали на совершение министерством туризма КЧР бюджетного нарушения, выразившегося в том, что в отсутствие экономических обоснований данное министерство сократило свои расходные обязательства и необоснованно получило экономическую выгоду за счет перерасхода средств федерального бюджета (субсидии), тем самым нарушив условия софинансирования, установленные Соглашением о предоставлении субсидий.
Тем самым, признан доказанным факт совершения бюджетного нарушения в виде нарушения условий предоставления и расходования средств субсидии из федерального бюджета (статья 306.8 Бюджетного кодекса), выразившееся в несоблюдении уровня софинансирования при расходовании средств субсидии, суды, доводы кассационной жалобы являются несостоятельными.
Доводы министерством туризма КЧР, Правительства КЧР и Минфина КЧР об обратном отклоняются как несостоятельные.
Из доводов кассационной жалобы, материалов дела оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.12.2018 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2019 по делу N А40-225979/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
О.В. Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.