г. Москва |
|
02 августа 2019 г. |
Дело N А40-303412/18-120-3123 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Каменской О.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) 182 отдел ГАСН: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ФКП "Управление заказчика капитального строительства Минобороны России": не явились, извещены;
рассмотрев 30 июля 2019 г. в судебном заседании кассационную жалобу ФКП "Управление заказчика капитального строительства Минобороны России"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 04 марта 2019 г.,
принятое судьей Блинниковой И.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2019 г.,
принятое судьями Чеботаревой И.А., Красновой Т.Б., Свиридовым В.А.,
по делу N А40-303412/18-120-3123
по заявлению 182 отдела государственного архитектурно-строительного надзора г. Североморск Мурманской области
к Федеральному казенному предприятию "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации"
о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ: на основании приказа начальника 182 отдела государственного архитектурно-строительного надзора г. Североморск Мурманской области (далее - 182 отдел ГАСН) N 208 от 15 августа 2018 г. в целях осуществления государственного строительного надзора за объектом капитального строительства "Строительство зон хранения N 2, филиала 571 ТБВ, г. Гаджиево, Мурманской области" (шифр 2/46-ХР-2-1), расположенного по адресу: Мурманская область, МО ЗАТО Александровск, и на основании программы проверок N 1 от 17 июля 2018 г. в период с 20 по 24 августа 2018 г. проведена проверка в отношении Федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФКП "УЗКС МО РФ", предприятие), которое является заказчиком на объекте в соответствии с заключенным государственным контрактом.
По результатам проверки составлен акт N 149/1 от 24 августа 2018 г., в котором зафиксированы выявленные нарушения положений пункта 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, требований проектной документации, порядка ведения и предоставления исполнительной документации, СП 70.13330.2012., СП 48.13330.2011, а также Положения о проведении строительного контроля, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 468 от 21 июня 2010 г.
24 августа 2018 г ФКП "УЗКС МО РФ" выдано предписание N 149/1 об устранении выявленных нарушений в срок до 24 сентября 2018 г.
Извещение об устранении нарушений в установленный в предписании срок ФКП "УЗКС МО РФ" в адрес 182 отдела ГАСН не направило, о продлении сроков устранения замечаний не ходатайствовало.
В соответствии с приказом начальника 182 отдела ГАСН N 250 от 10 октября 2018 г. по истечении срока устранения выявленных недостатков с 29 октября 2018 г. по 02 ноября 2018 г. была проведена проверка исполнения требований предписания и устранения выявленных нарушений.
В ходе проведения проверки по исполнению требований предписания N 149/1 от 24 августа 2018 г. выявлено неисполнение в установленный срок замечаний, указанных в пунктах N 3, 7 предписания:
- в пункте 3 предписания (на объекте не выполняется авторский надзор за строительством (нарушение требований проекта 2/46-ХР-2-1 ПОС.ПЗ альбома ПОС.ПЗ, том 6, п. 1) предписывалось осуществить авторский контроль и представить акты об устранении нарушений, предоставить в 182 отдел ГАСН договор на осуществление авторского надзора;
- пункт 7 предписания - в общих журналах работ по объекту N 125/18, N 126/18 отсутствуют сведения, подтверждающие выполнение строительного контроля, осуществляемого уполномоченными представителями заказчика ФКП "УЗКС МО РФ", акты строительного контроля и акты об устранении ранее выявленных нарушений не представлены (нарушение требований проекта раздела 12 альбома 2/46-ХР-1-ПОС.ПЗ, пункта 7.3 СП 48.13330.2011, пункта 3.23 СП 70.13330.2012, пункта 12 Положения о проведении строительного контроля, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 468 от 21 июня 2010 г.).
На основании полученных данных 28 ноября 2018 г. в отношении ФКП "УЗКС МО РФ" был составлен протокол об административном правонарушении N 182/2018/57.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения 182 отдела государственного архитектурно-строительного надзора г. Североморск Мурманской области в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ФКП "УЗКС МО РФ" к административной ответственности на основании части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04 марта 2019 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2019 г., заявленные требования удовлетворены. ФКП "УЗКС МО РФ" привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
В кассационной жалобе ФКП "УЗКС МО РФ" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, указывая на привлечение к административной ответственности за пределами срока давности.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Представители лиц, участвующих в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебных актов.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о наличии в действиях ФКП "УЗКС МО РФ" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, поскольку предприятием не исполнено предписание N 149/1 от 24 августа 2018 г. в установленный срок.
Судами также сделан вывод о том, что срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, который составляет год, не пропущен.
Между тем, судами не учтено следующее.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26 марта 2019 г. N 823-О, федеральный законодатель, предусмотрев в части 15 статьи 19.5 КоАП РФ административную ответственность, в том числе за невыполнение изготовителем предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, как особого случая невыполнения в установленный срок законного предписания уполномоченного органа, отнес данное административное правонарушение к правонарушениям против порядка управления. Соответственно, привлечение к административной ответственности предполагается именно за само по себе формальное невыполнение предписания публичного органа, которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.
С учетом содержащихся в названном Определении разъяснений следует, что федеральным законодателем разграничены указанные самостоятельные составы административных правонарушений, объектом посягательства которых являются нарушение законодательства о регулировании градостроительной деятельности и нарушение установленного порядка управления, что с определенностью позволяет установить применимый в каждом конкретном случае срок давности привлечения к административной ответственности.
Следовательно, при разрешении дел об административных правонарушениях, объектом посягательства которых является установленный порядок управления, выражающихся в невыполнении в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подлежит применению трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ - по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых судьей).
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
Принимая во внимание, что срок исполнения предписания N 149/1 от 24 августа 2018 г. был установлен до 24 сентября 2018 г., суд кассационной инстанции полагает, что на дату принятия решения судом первой инстанции срок давности привлечения к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ истек.
В связи с этим обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как принятые с неправильным применением норм материального права.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, в данном случае не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04 марта 2019 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2019 г. по делу N А40-303412/18-120-3123 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
О.В.Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.