02 августа 2019 г. |
Дело N А41-90334/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "ЮР-Инвест" - Статинов К.А. представитель по доверенности от 17.06.2018 года,
от заинтересованного лица Министерства строительного комплекса Московской области - неявка уведомлен,
от заинтересованного лица Министерства жилищной политики Московской области - неявка уведомлен,
рассмотрев 01 августа 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу Министерства жилищной политики Московской области
на решение от 13 февраля 2019 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Гриневой А.В.
на постановление от 22 апреля 2019 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Немчиновой М.А., Коноваловым С.А., Семушкиной В.Н.
по делу N А41-90334/18
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ЮР-Инвест"
к Министерству строительного комплекса Московской области, Министерству жилищной политики Московской области
о признании незаконным отказа в регистрации документов,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЮР-Инвест" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству строительного комплекса Московской области, Министерству жилищной политики Московской области, в котором просило: признать незаконным отказ Министерства строительного комплекса Московской области в регистрации документов, необходимых для предоставления Государственной услуги от 26 июля 2018 года по заявке Р001-0038260597-14728979; Министерству жилищной политики Московской области зарегистрировать документы по заявке Р001-0038260597-14728979, признать сроки подачи заявки соответствующие ГрК РФ и рассмотреть обращение в установленные регламентом порядке и сроки.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 февраля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство жилищной политики Московской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Представитель общества против удовлетворения кассационной жалобы возражал по доводам. Письменный отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя общества, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, 25 июля 2018 года ООО "ЮР-Инвест" обратилось в Министерство строительного комплекса Московской области с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство 3-секционного малоэтажного жилого дома (корпус 8) N RU50531101-099 от 12 декабря 2014 года, со сроком действия по 12 сентября 2018 года, выданного Администрацией муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области.
Министерство строительного комплекса Московской области 26 июля 2018 года отказало в регистрации документов, необходимых для предоставления государственной услуги (номер обращения Р001-0038260597-14728979), поскольку данное заявление, аналогично ранее зарегистрированному заявлению, срок оказания государственной услуги по которой не истек.
Считая, что отказ министерства нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя требования, суды, руководствуясь положениями части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пришли к выводу о несоответствии оспариваемого приказа закону.
В силу статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранением объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса, статьей 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные статьей 51 Градостроительного кодекса документы.
Частью 7 статьи 51 ГрК РФ установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Данной статьей также предусмотрен перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство.
В соответствии с частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Частями 21.5 - 21.7, 21.9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено внесение изменений в разрешение на строительство в определенных случаях (при переходе прав на земельный участок, разделе или объединении земельных участков) и в порядке, установленном частями 21.10, 21.14 названной статьи.
Согласно части 21.14 статьи 51 Градостроительного кодекса в редакции, действовавшей до внесения в изменений Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ, в срок не более чем десять рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в части 21.10 настоящей статьи, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" принимают решение о внесении изменений в разрешение на строительство.
Пунктами 11.2 - 11.3 распоряжения Минстроя МО от 07 июля 2017 года N 239 (ред. от 18 октября 2018 год) "Об утверждении Административных регламентов Министерства строительного комплекса Московской области по предоставлению государственных услуг", в редакции от 21 декабря 2017 года, установлены перечни документов, необходимых для продления срока действия разрешения на строительство и внесения изменений в разрешение на строительство.
Как установлено судами, 25 июля 2018 года ООО "ЮР-Инвест" обратилось в Министерство строительного Комплекса Московской области с заявлением в электронном виде через "Портал государственных и муниципальных услуг Московской области" о продлении срока действия разрешения на строительство 3-секционного малоэтажного жилого дома (корпус 8) N RU50531101-099 от 12.12.2014, выданное Администрацией муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области, срок действия которого по 12 сентября 2018 года, что подтверждается Письмом N 1504/1-7 от 29.08.2018 Администрации муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области (номер заявки Р001-0038260597-14728979).
Также судами установлено, что ранее 20 июля 2018 года Общество обращалось в Министерство строительного комплекса Московской области с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство N RU50531101-099 от 12.12.2014 в части кадастрового номера земельного участка, приложив письмо из лесфонда об исключении из лесного реестра земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070309:916 (номер заявки Р001-0038260597-14607613).
Данное обстоятельство не оспаривалось представителем заинтересованных лиц.
Таким образом, суды пришли к правильному вывод о том, что общество обращалось с заявлениями различного содержания.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем является незаконным.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований, суд обязал Министерство жилищной политики Московской области зарегистрировать документы по заявке Р001-0038260597-14728979, а также признать сроки подачи заявки соответствующие ГрК РФ и рассмотреть обращение в установленные регламентом порядке и сроки.
На основании изложенного, кассационная коллегия пришла к выводу, что суды, исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, полно, детально, подробно, достоверно описав представленные в материалы дела доказательства, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права пришли к правомерным выводам об удовлетворении исковых требований.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что доводы кассационной жалобы не могут быть положены в основание отмены судебных актов, поскольку по своей сути сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанции по фактическим обстоятельствам дела.
Все доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, обсуждены и отклонены по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения. Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судами при вынесении обжалуемых судебных актов, не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13 февраля 2019 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2019 года по делу N А41-90334/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.