г. Москва |
|
5 августа 2019 г. |
Дело N А40-221317/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.07.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 05.08.2019.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Красновой С.В.
судей Нечаева С.В. и Федуловой Л.В.
при участии в заседании:
от Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы -Урманова Е.А. по дов. от 27.03.2019, Матюхов С.В. по дов. от 24.05.2019,
от ООО "ЭСТО-ИНТЕГРАЦИЯ" - Филиппова С.В. по дов. от 12.11.2018,
от Министерства экономического развития Российской Федерации - не явился, извещен,
от АО "ОЭЗ Зеленоград" - Щедрин П.А. по дов. от 25.10.2018,
от ОАО "Особые экономические зоны" - не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании 29.07.2019 кассационную жалобу ООО "ЭСТО-ИНТЕГРАЦИЯ" на решение от 07.02.2019 Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Чебурашкиной Н.П.,и постановление от 20.05.2019 Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Кузнецовой Е.Е., Бодровой Е.В., Семикиной О.Н.,
по иску Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы
к ООО "ЭСТО-ИНТЕГРАЦИЯ"
третьи лица: Министерство экономического развития Российской Федерации, АО "ОЭЗ Зеленоград", ОАО "Особые экономические зоны"
о расторжении и взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Департамент инвестиционной и промышленной политики города Москвы (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы к обществу с ограниченной ответственностью "ЭСТО-ИНТЕГРАЦИЯ" (далее - ООО "ЭСТО-ИНТЕГРАЦИЯ") с иском о расторжении соглашения от 13.06.2013 N С-183-ОС/Д14 об осуществлении технико-внедренческой деятельности в особой экономической зоне, заключенного между Министерством экономического развития Российской Федерации и ООО "ЭСТО-ИНТЕГРАЦИЯ", взыскании 5 000 000 руб. штрафа.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле привлечены Министерство экономического развития Российской Федерации, АО "ОЭЗ Зеленоград", ОАО "Особые экономические зоны".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.02.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2019, исковые требования удовлетворены.
Законность принятых по делу судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ООО "ЭСТО-ИНТЕГРАЦИЯ". Заявитель просит отменить решение и постановление в части взыскания штрафа, ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм процессуального права.
В судебном заседании представитель ООО "ЭСТО-ИНТЕГРАЦИЯ" поддержал доводы кассационной жалобы. Представители Департамента и АО "ОЭЗ Зеленоград" просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения по мотивам, приведенным в отзывах. Министерство экономического развития Российской Федерации и ОАО "Особые экономические зоны", извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили. Отводов составу суда не поступило.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов, проверив правильность применения арбитражным судами норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 13.06.2013 между Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития) и ЗАО "ЭСТО-ИНТЕГРАЦИЯ" (далее - резидент) заключено соглашение N С-183-ОС/Д14 о ведении технико-внедренческой деятельности на территории особой экономической зоны технико-внедренческого типа на территории города Москвы.
Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц (https://egrul.nalog.ru/) ЗАО "ЭСТО-ИНТЕГРАЦИЯ" переименовано в ООО "ЭСТО-ИНТЕГРАЦИЯ".
В силу части 2 статьи 7 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон N 116-ФЗ) и заключенного между Правительством Москвы и Минэкономразвития соглашения от 05.09.2016 N С-575-АЦ/Д14 полномочия по управлению особыми экономическими зонами технико-внедренческого типа на территории города Москвы, созданной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 779 "О создании на территории города Москвы особой экономической зоны технико-внедренческого типа", перешли к Правительству Москвы.
В соответствии с пунктом 25 приложения 7 к постановлению Правительства Москвы от 11.02.2016 N 38-ПП "О мерах по реализации промышленной и инвестиционной политики в городе Москве" контроль за выполнением резидентом условий соглашения в порядке, установленном Минэкономразвития, осуществляет Департамент инвестиционной и промышленной политики города Москвы.
Согласно пункту 1.1 соглашения предметом соглашения является ведение резидентом на территории ОЭЗ технико-внедренческой деятельности в соответствии с представленным бизнес-планом, а именно:
- разработка комплексных электронного машиностроения в рамках международных программ развития электроники с ведущими машиностроительными и инжиниринговыми компаниями;
- разработка и производство электронно-специального технологического оборудования (средства автоматизации технологического процесса, сборочное, монтажное, вакуумное, электротермическое оборудование);
- системная интеграция и инжиниринг для реализации технологических проектов "под ключ";
- создание резидентом административно-производственных и лабораторных помещений общей площадью не менее 2 500 м2 в соответствии с прилагаемым к настоящему соглашению бизнес-планом;
- создание управляющей компанией объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных соглашением, характеристики которых отвечают необходимым потребностям резидента.
В соответствии со статьей 3 Закона N 116-ФЗ особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.
На основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 09.09.2016 "О передаче акционерному обществу "Особая экономическая зона "Зеленоград" отдельных полномочий по управлению особой экономической зоной технико-внедренческого типа на территории города Москвы", соглашения о передаче отдельных полномочий по управлению особой экономической зоной технико-внедренческого типа на территории города Москвы от 07.09.2016 N С-604-ФЦ/Д14, дополнительного соглашения от 12.06.2016 N С-673-АЦ/Д14 АО "ОЭЗ "Зеленоград" осуществляет полномочия управляющей компании по управлению особой экономической зоной технико-внедренческого типа на территории города Москвы в соответствии с Законом N 116-ФЗ.
Ранее действовавшее соглашение о передаче отдельных полномочий по управлению особой экономической зоной технико-внедренческого типа на территории города Москвы от 26.11.2010 N 22920-ОС/Д25, заключенное между АО "Особые экономические зоны" и Министерством экономического развития Российской Федерации, расторгнуто по соглашению сторон соглашением от 08.09.2016 N С-603-АЦ/Д14.
Исходя из норм статей 129, 387, 392.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 8.2 Закона N 116-ФЗ обязательства по ранее заключенным АО "Особые экономические зоны", как управляющей компанией особой экономической зоны в Москве, соглашениям в силу закона перешли к АО "ОЭЗ "Зеленоград".
В силу пунктов 2.5.1, 2.5.2 соглашения резидент обязался вести на территории особой экономической зоны только технико-внедренческую деятельность, предусмотренную соглашением; а также в ходе выполнения мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, осуществить инвестиции в сумме не менее чем 177900000 руб., в том числе капитальные вложения в сумме не менее чем 136500000 руб.
При этом, резидент обязан осуществить строительство объекта в порядке, на условиях и в сроки, предусмотренные бизнес-планом и проектной документацией, а также в соответствии с графиком капитального строительства объектов резидента, являющегося приложением к соглашению.
В пункте 4.7 соглашения установлены существенные нарушения при исполнении резидентом принятых на себя обязательств.
Исходя из части 3 статьи 20 Закона N 116-ФЗ существенным нарушением резидентом особой экономической зоны условий соглашения об осуществлении деятельности является:
1) осуществление в особой экономической зоне предпринимательской деятельности, не предусмотренной соглашением об осуществлении деятельности;
2) не осуществление предусмотренной им деятельности в течение двадцати четырех месяцев подряд с момента установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 Закона об ОЭЗ, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 8 Закона об ОЭЗ факта неосуществления деятельности;
3) не представление в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 Закона N 116-ФЗ, в срок, установленный соглашением об осуществлении деятельности, проектной документации и результатов инженерных изысканий, необходимых для осуществления предусмотренных бизнес-планом мероприятий, в целях проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, их согласования в случае, если их представление предусмотрено соглашением об осуществлении деятельности;
4) не осуществление инвестиций, в том числе, капитальных вложений, в объеме и в сроки, которые предусмотрены указанным соглашением, в случае, если их осуществление предусмотрено соглашением об осуществлении деятельности.
В соответствии с пунктом 4.7 соглашения об осуществлении деятельности существенным нарушением резидентом ОЭЗ условий соглашения об осуществлении деятельности являются нарушения, тождественные нарушениям, установленным частью 3 статьи 20 Закона N 116-ФЗ.
Существенное нарушение резидентом условий соглашения выявлено при проведении контрольных мероприятий, которые осуществлялись Минэкономразвития в 2015 году, а также Департаментом в 2017 году в соответствии с Порядком осуществления контроля за исполнением резидентом особой экономической зоны соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 23.08.2016 N 530 (далее - Порядок).
Данное обстоятельство подтверждено актами плановых проверок исполнения резидентом условий соглашения об осуществлении деятельности от 19.12.2015 N 3, 31.05.017 N 26, а также актом внеплановой проверки от 08.09.2017 N 15, которыми выявлены следующие нарушения:
- резидент не ведет технико-внедренческую деятельность по предмету соглашения на территории ОЭЗ в нарушение пункта 2 части 3 статьи 20 Закона N 116-ФЗ;
- резидент не осуществляет инвестиции на территории ОЭЗ в нарушение пункта 2.5.2. соглашения и в нарушение пункта 4 части 3 статьи 20 Закона N 116-ФЗ;
- резидент не ведет технико-внедренческую деятельность в соответствии с соглашением о ведении технико-внедренческой деятельности в особой экономической зоне, созданной на территории города Москвы;
- резидентом не представлена информация об устранении ранее выявленных нарушений;
- резидент не ведет технико-внедренческую деятельность более 24 месяцев подряд, что свидетельствует о нарушении обязательств, предусмотренных пунктами 1 и 2.5.2. соглашения.
Нарушение предмета соглашения является существенным нарушением его условий, что является основанием для его расторжения и взыскания штрафа, предусмотренного соглашением.
24.10.2017 Департамент направил резиденту письмо N ДНПП-18-18-1229/7 с предложением о расторжении соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности в особой экономической зоне, созданной на территории города Москвы по адресу: проспект Георгиевский, д. 5, стр. 1, Москва, Зеленоград, 124460, которое оставлено резидентом без ответа.
Указанные обстоятельства послужили основанием обращения Департамента в суд с настоящим иском.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные по делу доказательства, суд, удовлетворяя исковые требования на основании статей 309, 310, 330, 450, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 20, пункта 1 статьи 21, исходил из доказанности материалами дела факта существенного нарушения резидентом условий соглашения от 13.06.2013 N С-183-ОС/Д14. В силу части 5 статьи 21 Закона N 116-ФЗ суд обосновано взыскал в пользу Департамента 5 000 000 руб. штрафа. Расчет штрафа проверен судом, признан верным.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суд установил все существенные для дела обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку, выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07.02.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2019 по делу N А40-221317/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
С.В. Краснова |
Судьи: |
С.В. Нечаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.