г. Москва |
|
06 августа 2019 г. |
Дело N А40-285558/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 августа 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Гречишкина А.А.
судей: Дербенева А.А., Матюшенковой Ю.Л.,
при участии в заседании:
от заявителя: Брехунцова Н.В., доверенность от 18 06 2019,
от судебного пристава-исполнителя Алиева М.А.: Шулакова Д.Ш., доверенность от 15 07 2019,
от третьих лиц: не явились, извещены,
рассмотрев 30 июля 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
Государственного учреждения Московское региональное отделение Фонда
социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы от 13 февраля 2019 года,
принятое судьей Полукаровым А.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2019 года,
принятое судьями Кочешковой М.В., Суминой О.С., Марковой Т.Т.,
по заявлению Государственного учреждения Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
к Управлению ФССП по городу Москве, ОСП по Центральному АО N 2 АО УФССП по г. Москве судебному приставу-исполнителю Алиеву М.А.,
третьи лица: Федеральная служба судебных приставов (ФССП России), ООО "БИЛФИНГЕР ХСГ ФМ"
о признании незаконным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заявитель, МРО ФСС, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к судебному приставу - исполнителя ОСП по Центральному АО N 2 УФССП России по Москве Алиеву Махачу Алиевичу (далее - Заинтересованное лицо, СПИ Алиев М.А.) о признании незаконным постановления от 18.09.2018 г. N 77054/18/147294 о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа серии ФС N 017545671 от 10.03.2018 г., выданного Арбитражным судом города Москвы по делу N А40-162360/16-108-1442; отмене постановления N 77054/18/147294 от 18.09.2018 г. о возбуждении исполнительного производства N 79899/18/77054-ИП, возложении на СПИ Алиева М.А. обязанности вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа серии ФС N 017545671 от 10.03.2018 г., выданного Арбитражным судом города Москвы по Делу N А40-162360/16-108-1442.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная служба судебных приставов, ООО "БИЛФИНГЕР ХСГ ФМ".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.02.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019 заявление МРО ФСС оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, МРО ФСС обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, дело направить на новое рассмотрение. Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель ссылается на неправомерное применение судами Письма Федерального казначейства от 30.12.2013 г. исх. 32-7. 4 -05/9.3-895, поскольку указанный документ не является нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти; судами не принято во внимание наличие Соглашения об осуществлении Управлением Федерального казначейства по г. Москве отдельных функций по исполнению бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации при кассовом обслуживании исполнения бюджета Управлением Федерального казначейства по г. Москве. Указанное соглашение заключено в соответствии с положением ст. 168 Бюджетного кодекса.
В соответствии с абз. 2 ч.1 ст. 121 АПК РФ информация о принятии кассационной жалобы к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: http:www.fasmo.arbitr.ru.
В ходе рассмотрения кассационной жалобы представитель заявителя настаивал на удовлетворении кассационной жалобы по основаниям, в ней изложенным, представитель судебного пристава - исполнителя возражал относительно удовлетворения кассационной жалобы.
Надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства иные лица участвующие в деле явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, отзывы на кассационную жалобу в материалы дела не представили, что в силу ч. 3 ст. 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание представителей лиц участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения и постановления, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании постановления N 77054/18/147294 от 18.09.2018 г., вынесенного судебным приставом исполнителем ОСП по Центральному АО N 2 АО УФССП по г. Москве Алиевым Махачем Алиевичем в отношении Заявителя было возбуждено исполнительное производство N 79899/18/77054-ИП.
Как следует из указанного постановления, исполнительное производство N 79899/18/77054-ИП было возбуждено на основании исполнительного документа - исполнительного листа серии ФС N 017545671 от 10.03.2017 г., выданного Арбитражным судом города Москвы во исполнение вступившего в законную силу 16.02.2017 г. судебного акта по делу N А40-162360/16-108-1442 в части взыскания с Заявителя в пользу ООО "БИЛФИНГЕР ХСГ ФМ" государственной пошлины в размере 3000, 00 руб.
Посчитав, что указанное постановление является незаконным и нарушает его права и законные интересы, Учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями ст. 198, 200, 329 АПК РФ, Федерального закона N 229-ФЗ от 02.10.2007 г. "Об исполнительном производстве", разъяснениями приведенными в письме Федерального казначейства от 30.12.2013 г. исх. N 32-7.4-05/9.3-895, ст. 168, частям 2, 3 ст. 239 БК РФ, Федеральным законом от 07.05.2013 г. N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием бюджетного процесса", положением "О Фонде социального страхования РФ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 г. N 101 "О Фонде социального страхования РФ", а также разъяснениями Верховного суда РФ изложенными в определениях N 306-КГ15-10402 от 11.08.2015 г. по делу N А12-36452/2014; N 303-КГ17-7272 от 27.06.2017 г. по делу N А37-1292/2016, признали оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя соответствующим требованиям Закона об исполнительном производстве и не нарушающим прав и законных интересов заявителя, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
При этом суды руководствовались письмом Федерального казначейства от 30.12.2013 г. исх. N 32-7.4-05/9.3-895 в котором указано, что до принятия дополнений в главу 24.1 БК РФ исполнения судебных актов предусматривающих взыскание на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов, организация исполнения судебных актов по искам к Фонду социального страхования (его территориальным и центральным отраслевым отделениям) осуществляется непосредственно указанными фондами или территориальными органами Федеральной службы судебных приставов в соответствии с Законом об исполнительном производстве.
Суды указали, что согласно частям 2, 3 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
Федеральным законом от 07.05.2013 г. N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием бюджетного процесса" в статьи 168 БК РФ внесены дополнения, согласно которым с 01.01.2014 г. органам управления государственными внебюджетными фондами РФ представлено право осуществлять исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ через органы Федерального казначейства на основании соглашений.
Суды пришли к выводу о том, что с внесением изменений в статью 168 БК РФ не определен порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов, отсутствие порядка исполнения подобных исполнительных документов не означает, что они не должны исполняться до внесения соответствующих дополнений в главу 24.1 Бюджетного кодекса РФ.
Отсутствие порядка исполнения исполнительных документов, предписывающих обращение взыскания на средства государственных внебюджетных фондов территориальными органами Федерального казначейства фактическое исполнение вступившего в законную силу судебного акта, возможно в порядке, определенном Законом об исполнительном производстве, поскольку реализация права взыскателя на получение взысканных в его пользу денежных средств, не может быть поставлена в зависимость от временного отсутствия механизма реализации его прав в соответствии с бюджетным законодательством.
Суды пришли к выводу, что организация исполнения судебных актов по искам к Фонду социального страхования РФ (его территориальным органам) осуществляется непосредственно указанным фондом или территориальными органами Федеральной службы судебных приставов в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Между тем, судами не учтено следующее.
Суд кассационной инстанции отмечает, что в соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 мая 2019 года правила статьи 161 Бюджетного кодекса, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 указанной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.
Должник в исполнительном производстве - Государственное учреждение - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - относится к органам управления государственными внебюджетными фондами, следовательно, исполнение исполнительного документа в отношении должника должно производиться в порядке, предусмотренным Бюджетным кодексом РФ.
В соответствии с порядком, предусмотренным в пункте 1 статьи 242.3 БК РФ, находящейся в главе 24.1 БК РФ, исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия в соответствии с настоящим Кодексом должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (далее в настоящей статье - лицевые счета должника).
В соответствии с п. 5 приказа ФССП России и Казначейства России от 30.09.2013 N 308/218 "Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального казначейства по вопросам организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных и автономных учреждений" при поступлении в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетного или автономного учреждения, судебной пристав-исполнитель в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона N 229-ФЗ выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в случае отсутствия в исполнительном документе отметки органа Федерального казначейства о возврате исполнительного документа взыскателю, о полном или частичном неисполнении и сроке нахождения его в территориальном органе Федерального казначейства. Исполнительный документ возвращается взыскателю судебным приставом-исполнителем с разъяснением порядка исполнения, установленного Законом N 83-ФЗ.
При таких обстоятельствах кассационный суд пришел к выводу о том, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть изложенное, установить юридически значимые для рассмотрения данного спора обстоятельства, дать надлежащую правовую оценку доказательствам в их совокупности и взаимной связи, проверить доводы сторон, и при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13 февраля 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2019 года по делу N А40-285558/2018 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
А.А. Гречишкин |
Судьи |
А.А. Дербенев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.