город Москва |
|
13 августа 2019 г. |
Дело N А41-91056/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "ОЛИМП-АЛЬЯНС": Норкиной Е.С. (дов. N 17-06/192 от 09.06.2017 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Министерства строительного комплекса Московской области: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Министерства жилищной политики Московской области: Черненко А.М. (дов. N 1 от 14.12.2018 г.);
от третьего лица ГУП "Мособлгаз": не явились, извещены;
от третьего лица Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Администрации городского округа Щелково Московской области: Лычагина А.Н. (дов. N 1.1-32/60 от 28.03.2019 г.);
рассмотрев 08 августа 2019 г. в судебном заседании кассационную жалобу Министерства жилищной политики Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 21 февраля 2018 г.,
принятое судьей Уваровым А.О.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2019 г.,
принятое судьями Пивоваровой Л.В., Коноваловым С.А., Немчиновой М.А.,
по делу N А41-91056/18
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОЛИМП-АЛЬЯНС"
к Министерству строительного комплекса Московской области, Министерству жилищной политики Московской области
о признании незаконным отказа,
третьи лица: Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области; Администрация Щелковского муниципального района Московской области (в настоящее время наименование - Администрация городского округа Щелково Московской области); государственное унитарное предприятие "Мособлгаз"
УСТАНОВИЛ: 07 июня 2018 г. между Администрацией Щелковского муниципального района Московской области (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "ОЛИМП-АЛЬЯНС" (далее - ООО "ОЛИМП-АЛЬЯНС", общество, заявитель, арендатор) был заключен договор аренды N 16-1715/20 (далее - договор аренды), предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 50:14:0050412:3, площадью 5048 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), расположенный по адресу: Московская обл., г. Щелково, ул. Центральная, предоставленный в аренду для строительства.
ООО "ОЛИМП-АЛЬЯНС" обратилось в Министерство строительного комплекса Московской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями на указанном земельном участке (номер обращения 48347 от 31 июля 2018 г.).
Уведомлением от 31 июля 2018 г. Министерство строительного комплекса Московской области отказало в выдаче разрешения на строительство по основаниям, предусмотренным частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно:
- пояснительная записка оформлена не в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87;
- отсутствуют технические условия на перенос сети газопровода (проектируемый объект попадает в зону минимальных расстояний газового хозяйства).
Полагая, что данный отказ не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "ОЛИМП-АЛЬЯНС" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству строительного комплекса Московской области, Министерству жилищной политики Московской области о признании незаконным отказа Министерства строительного комплекса Московской области в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома, изложенного в уведомлении от 31 июля 2018 г., и обязании выдать разрешение на строительство.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, Администрация Щелковского муниципального района Московской области (в настоящее время наименование - Администрация городского округа Щелково Московской области), государственное унитарное предприятие "Мособлгаз" (далее - ГУП "Мособлгаз").
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 февраля 2019 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2019 г., заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Министерства строительного комплекса Московской области в выдаче ООО "ОЛИМП-АЛЬЯНС" разрешения на строительство многоквартирного жилого дома, изложенного в уведомлении от 31 июля 2018 г. Суд обязал Министерство жилищной политики Московской области выдать ООО "ОЛИМП-АЛЬЯНС" разрешение на строительство многоквартирного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0050412:3.
В кассационной жалобе Министерство жилищной политики Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что земельный участок общества согласно градостроительному плану N RU50510105-MSK003326 от 22 мая 2018 г. частично расположен в зоне минимальных расстояний газового хозяйства, в связи с чем у Министерства строительного комплекса Московской области имелись законные основания для отказа в выдаче разрешения на строительство.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ОЛИМП-АЛЬЯНС" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзывы на кассационную жалобу от иных лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Министерства жилищной политики Московской области поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "ОЛИМП-АЛЬЯНС" возражал против ее удовлетворения. Представитель Администрации городского округа Щелково Московской области с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка (часть 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство.
Согласно пункту 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с частью 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме.
Пунктом 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Удовлетворяя требования заявителя, суды пришли к выводу о наличии условий, предусмотренных частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания оспариваемого отказа незаконным.
При этом судами установлено, что для получения разрешения на строительство обществом был представлен полный пакет документов, в том числе технический отчет о проведенных инженерных изысканиях, согласно которому с ГУП "Мособлгаз" было согласовано фактическое местоположение газопровода.
Из представленных схем расположения газопровода относительно земельного участка с кадастровым номером 50:14:0050412:3 следует, что проектируемый объект и земельный участок находятся за пределами охранной зоны газового хозяйства.
Согласно положительному заключению проектной документации N 50-2-1-3-0286-18 в ходе проведения экспертизы установлено, что размещение проектируемого объекта согласовано с ГУП "Мособлгаз".
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о необоснованности требования Министерства строительного комплекса Московской области о представлении технических условий на перенос сети газопровода за пределы земельного участка с кадастровым номером 50:14:0050412:3, поскольку такой газопровод на земельном участке отсутствует.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов общества суды обязали Министерство жилищной политики Московской области выдать ООО "ОЛИМП-АЛЬЯНС" разрешение на строительство многоквартирного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0050412:3.
Поскольку все необходимые документы обществом были предоставлены, суд кассационной инстанции полагает, что избранный способ приведет к восстановлению нарушенного права.
В кассационной жалобе Министерство жилищной политики Московской области указывает на то, что земельный участок общества согласно градостроительному плану N RU50510105-MSK003326 от 22 мая 2018 г. частично расположен в зоне минимальных расстояний газового хозяйства, в связи с чем у Министерства строительного комплекса Московской области имелись законные основания для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Приведенный довод подлежит отклонению, поскольку как установлено судами проектируемый объект и земельный участок с кадастровым номером 50:14:0050412:3 находятся за пределами охранной зоны объектов газового хозяйства, в связи с чем обществу не требовалось получение технических условий на перенос газовых сетей.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, рассмотрены судом кассационной инстанции, однако они не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебных актов, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21 февраля 2019 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2019 г. по делу N А41-91056/18 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства жилищной политики Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.