г. Москва |
|
22 августа 2019 г. |
Дело N А40-217280/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.08.2019.
Полный текст постановления изготовлен 22.08.2019.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" - Сизоненко И.Е. (представителя по доверенности от 11.05.2018), Огурцова С.А. (представителя по доверенности от 13.08.2019);
от Федеральной антимонопольной службы - Зенина В.Ю. (представителя по доверенности от 29.01.2019), Савостиной Е.В. (представителя по доверенности от 10.01.2019);
от общества с ограниченной ответственностью "Альбатрос" - Яцковского В.В. (представителя по доверенности от 28.01.2019);
рассмотрев 15.08.2019 в судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Росморпорт"
на решение от 04.02.2019
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Головачевой Ю.Л.,
на постановление от 31.05.2019
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Бекетовой И.В., Москвиной Л.А., Чеботаревой И.А.,
по делу N А40-217280/2018
по заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт"
к Федеральной антимонопольной службе
об оспаривании решения, предписания,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Альбатрос",
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе о признании незаконными решения и предписания от 27.08.2018 N 03/68950/18 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 1-10-174/00-03-17.
В качестве третьего лица в деле участвует общество с ограниченной ответственностью "Альбатрос" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.02.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2019, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании представители предприятия поддержали доводы кассационной жалобы, просили ее удовлетворить.
Представители Федеральной антимонопольной службы и общества возражали против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзывах на нее (приобщены к материалам дела), просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам рассмотрения обращения общества Федеральная антимонопольная служба возбудила в отношении предприятия дело о нарушении антимонопольного законодательства N 1-10-174/00-03-17 по признакам нарушений пунктов 5, 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившихся в совершении предприятием действий (бездействия) по уклонению от осуществления стажировки морских лоцманов общества, без прохождения которой лоцманы общества не могут оказывать услуги лоцманской проводки в порту Сабетта.
Решением Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2018 N 03/68950/18 предприятие признано нарушившим пункт 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции; производство по делу по признакам нарушения предприятием пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции прекращено.
Предприятию выдано предписание от 27.08.2018 N 03/68976/18, которым указано в течение 20 дней с момента его получения начать оказывать кандидатам в морские лоцманы общества на взаимовыгодных условиях услуги по стажировке морских лоцманов на судах, лоцманская проводка которых осуществляется в морском порту Сабетта, и продолжать оказание указанных услуг по стажировке не менее шести месяцев подряд, но не более одного года; разместить на официальном сайте предприятия типовой договор на оказание услуг по стажировке морских лоцманов на судах, лоцманская проводка которых осуществляется в морском порту Сабетта.
Не согласившись с Федеральной антимонопольной службой, предприятие оспорило данные акты (решение и предписание) в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги в портах относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Статьей 86 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации предусмотрено, что лоцманская проводка судов осуществляется в целях обеспечения безопасности плавания судов и предотвращения происшествий с судами, а также с целью защиты морской среды.
Согласно статье 87 данного Кодекса лоцманская проводка судов осуществляется морскими лоцманами, имеющими выданные капитанами морских портов лоцманские удостоверения о праве лоцманской проводки судов в определенных районах. Морским лоцманом является гражданин Российской Федерации, удовлетворяющий требованиям положения о морских лоцманах, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обороны и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
В соответствии с пунктами 27, 28, 30, 47 Положения о морских лоцманах Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22.07.2008 N 112, при необходимости осуществления лоцманской проводки в новом районе лоцманской проводки судов требуется повышение квалификации морских лоцманов.
Повышение квалификации морских лоцманов должно включать в себя, в частности: стажировку на судах, лоцманская проводка которых осуществляется; стажировку в качестве дублера оператора СУДС, в зоне действия которой находится район лоцманской проводки судов.
Подготовка кандидатов в морские лоцманы и повышение квалификации морских лоцманов должны включать в себя, в том числе стажировку на судах, лоцманская проводка которых осуществляется.
Стажировка проводится под руководством квалифицированных морских лоцманов, имеющих стаж работы в качестве морского лоцмана не менее пяти лет.
Квалификационная категория морского лоцмана 1 категории присваивается морским лоцманам при условии их безаварийной работы в должности морского лоцмана не менее 5 лет и наличия представления лоцманской организации о повышении квалификационной категории морского лоцмана.
Пунктом 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций, применив указанные положения, полно и объективно исследовав обстоятельства дела, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, установив, что предприятие является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим услуги по лоцманской проводке судов в морском порту Сабетта, и занимает доминирующее положение на данном рынке услуг, пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемых актов Федеральной антимонопольной службы, поскольку предприятием нарушен пункт 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем создания с 17.08.2017 (момента направления оферты с отлагательным условием начала оказания услуг по стажировке морских лоцманов) по настоящее время препятствий доступа общества на рынок услуг лоцманской проводки судов в порту Сабетта, выраженных в уклонении от осуществления стажировки морских лоцманов общества, без прохождения которой лоцманы общества не могут оказывать услуги лоцманской проводки судов в порту Сабетта, при наличии в штате предприятия квалифицированных лоцманов, которые вправе осуществлять стажировку на судах в порту Сабетта.
Доводы кассационной жалобы предприятия отклоняются, поскольку, как правильно указано судами, обладая рыночной властью, ввиду единоличного присутствия на рынке услуг лоцманской проводки судов в порту Сабетта, осознавая, что без проведения стажировки лоцманов общество как конкурирующая компания в принципе не имеет возможности выйти на этот рынок, предприятие создало искусственный барьер для входа общества на рынок услуг по обеспечению лоцманской проводки судов в морском порту Сабетта.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.02.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2019 по делу N А40-217280/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.