город Москва |
|
26 августа 2019 г. |
Дело N А40-227697/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Федосеева А.П., доверенность от 15.11.2018;
от заинтересованного лица: Аликина С.В., доверенность от 20.12.2018;
рассмотрев 19 августа 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ООО "Нежинское"
на решение от 21 декабря 2018 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Поздняковым В.Д.,
на постановление от 15 марта 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Красновой Т.Б., Бекетовой И.В., Свиридовым В.А.,
по делу N А40-227697/18
по заявлению ООО "Нежинское"
об оспаривании отказа
к Росимуществу,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Нежинское" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Росимуществу о признании недействительным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 45.190 кв.м, который необходимо образовать из земельного участка с кадастровым номером 56:21:1412002:26, площадью 77.246 кв.м, расположенного по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, Нежинский сельсовет, изложенного в письме от 06.06.2018 исх. N 10/18367.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 декабря 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Нежинское" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным отказ Росимущества в предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 45.190 кв.м, который необходимо образовать из земельного участка с кадастровым номером 56:21:1412002:26, площадью 77.246 кв.м, расположенного по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, Нежинский сельсовет, от 06.06.2018 исх. N 10/18367; обязать Росимущество принять решение о предварительном согласовании ООО "Нежинское" предоставления земельного участка в собственность за выкуп предполагаемой площадью 45.190 кв.м из состава земельного участка с кадастровым номером 56:21:1412002:26, площадью 77.246 кв.м, расположенного по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, Нежинский сельсовет.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ООО "Нежинское" использует земельный участок с кадастровым номером 56:21:1412002:26, площадью 77.246 кв.м, расположенный по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, Нежинский сельсовет, находящийся в собственности Российской Федерации.
Указанный земельный участок ООО "Нежинское" использует на праве аренды на основании договора передачи прав и обязанностей арендатора по договору аренды (перенаем) от 13.10.2014, заключенного между ООО "Возрождение" и ООО "Нежинское", зарегистрированного Управлением Росреестра по Самарской области 05.11.2014.
На основании статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации общество обратилось в Росимущество с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность за выкуп земельного участка, площадью 45.190 кв.м, (далее - земельный участок), который необходимо образовать из земельного участка с кадастровым номером 56:21:1412002:26, площадью 77.246 кв.м, расположенного по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, Нежинский сельсовет, без проведения торгов на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 9.3 Земельного кодекса Российской Федерации для целей сельскохозяйственного использования. Указанный земельный участок ООО "Нежинское" использует более трех лет на праве аренды.
Письмом от 06.06.2018 N 10/18367 Росимущество отказало обществу в предварительном согласовании предоставления вновь образуемого земельного участка из земельного участка с кадастровым номером 56:21:1412002:26.
Не согласившись с решением Росимущества об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявитель обратился с соответствующим заявлением в Арбитражный суд города Москвы.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка;
Порядок предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
В случае, когда для решения вопроса о предоставлении земельного участка требуется испрашиваемый земельный участок образовать, то первоначальным этапом в получении права на земельный участок является процедура предварительного согласования предоставления земельного участка.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 11.3, статьям 11.9, 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, одним из документов, в соответствии с которым осуществляется образование земельного участка, является схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - схема участка), которая представляет собой изображение его границ, содержит указание на его площадь. Схема участка может быть подготовлена лицом, заинтересованным в предоставлении участка, и подлежит утверждению уполномоченным органом, если отсутствуют предусмотренные законом основания для отказа в ее утверждении.
В соответствии с положениями статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, предварительное согласование предоставления земельного участка осуществляется на основании заявления заинтересованного лица, к которому, среди прочего, должна быть приложена схема участка. Уполномоченный орган рассматривает данное заявление в срок не более чем тридцать дней со дня поступления и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. По результатам рассмотрения и проверки уполномоченный орган принимает одно из следующих решений: о предварительном согласовании или об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. При этом в ситуации, когда для предоставления земельного участка требуется его образовать, а к рассмотренному заявлению прилагалась схема участка, названные решения должны также содержать соответственно указание на утверждение схемы участка или на отказ в утверждении схемы участка.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. Такое решение может быть принято при наличии хотя бы одного из следующих оснований, предусмотренных пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации:
1) схема участка не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22, 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, уполномоченный орган обязан рассмотреть обращение заинтересованного лица по вопросу предоставления земельного участка, соблюдая при этом определенную процедуру. В частности, при предоставлении земельного участка без проведения торгов с предварительным согласованием и утверждением схемы участка уполномоченный орган обязан проверить наличие либо отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, а при выявлении таковых оснований вправе принять мотивированное отказное решение. Основания отказа должны быть документально подтверждены.
В рассматриваемом случае согласно письму Росимущества от 06.06.2018 основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка послужило то обстоятельство, что представленная на рассмотрение схема расположения земельного участка не содержит необходимой информации, которая предусмотрена требованиями, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" (далее - Приказ N 762, Требования N 762), а именно:
- не содержит информации в соответствии с пунктом 4 указанных требований о наличии либо отсутствии утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положений об особо охраняемой природной территории; зон с особыми условиями использования территории; земельных участков общего пользования и территорий общего пользования, красных линий, а также информации о местоположении границ земельных участков и местоположений зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства;
- содержит неполную информацию в соответствии с пунктом 6 указанных требований в части изображения границ исходного учтенного земельного участка.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
Согласно пункту 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 4 Требований N 762, схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Пунктом 6 Требований N 762 установлено, что в схеме расположения земельного участка приводятся: изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Как указали суды, в ходе рассмотрения обращения ООО "Нежинское" Росимуществом установлено несоответствие представленной на рассмотрение схемы расположения земельного участка требованиям, установленным пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, что в силу подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Кроме того, Росимуществом установлено, что согласно представленной на рассмотрение выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) об объекте недвижимости от 14.04.2018 N 99/2018/93191146, а также справочной информации по объектам недвижимости в режиме online, содержащейся на сайте Росреестра, в пределах земельного участка с кадастровым номером 56:21:1412002:26 расположено сооружение с кадастровым номером 56:00:0000000:243 "ВЛ-110 кВ "Ростоши-Аэропорт".
Согласно выписке из ЕГРН, полученной в рамках межведомственного взаимодействия с Росреестром, на сооружение зарегистрировано право собственности ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги".
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Таким образом, схема расположения земельного участка подлежит согласованию с ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги", поскольку последнее имеет основания для оформления прав на земельный участок с кадастровым номером 56:21:1412002:26 под сооружением.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, доказательств наличия указанного согласования не представлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что суды пришли к обоснованному выводу о том, что у Росреестра имелись основания для отказа обществу в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что апелляционный суд обоснованно согласился с доводами ООО "Нежинское" о том, что при рассмотрении дела судом первой инстанции Росимуществом заявлены новые основания отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, которые не подлежали оценке судом. Вместе с тем, данное обстоятельство не свидетельствует о незаконности судебного акта в целом и наличии правовых оснований для признания оспариваемого отказа незаконным.
Апелляционный суд также обоснованно согласился с доводами общества относительно основания в предварительном согласовании, как невозможность Росимущества проверить соблюдение Закона Оренбургской области от 07.03.2003 N 118/16-Ш-ОЗ. Невозможность проверки соблюдения требований Закона не может являться основанием для отказа в предварительном согласовании, поскольку на уполномоченный орган возложена обязанность по проверке соблюдения требований пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и установлению соответствующего факта, а также доказыванию факта несоответствия (при его наличии) в судебном порядке в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
К аналогичному выводу апелляционный суд обоснованно пришел и при оценке доводов общества в части отсутствия проекта межевания территории.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что при таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 21 декабря 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2019 года по делу N А40-227697/18 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Нежинское" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.