город Москва |
|
29 августа 2019 г. |
Дело N А40-273084/18-146-2290 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "Газпром энергосбыт Тюмень": Пацулы В.В. (дов. N 18/48 от 14.12.2018 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Московского УФАС России: Мамедовой И.А. (дов. N 03-21 от 15.04.2019 г.);
от третьего лица ПАО "МРСК Центра": Латыповой И.И. (дов. N Д-ЦА/26 от 21.01.2019 г.);
от третьего лица АО "Центр развития экономики": не явились, извещены;
рассмотрев 29 августа 2019 г. в судебном заседании кассационную жалобу АО "Газпром энергосбыт Тюмень"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 07 февраля 2019 г.,
принятое судьей Яцевой В.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 июня 2019 г.,
принятое судьями Пронниковой Е.В., Захаровым С.Л., Москвиной Л.А.,
по делу N А40-273084/18-146-2290
по заявлению акционерного общества "Газпром энергосбыт Тюмень"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по городу Москве
о признании незаконным решения,
третьи лица: акционерное общество "Центр развития экономики"; публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра",
УСТАНОВИЛ: 10 июля 2018 г. по результатам рассмотрения жалобы акционерного общества "Газпром энергосбыт Тюмень" (ранее - акционерное общество "Тюменская энергосбытовая компания" (далее - АО "ТЭК"), (далее АО "Газпром энергосбыт Тюмень", общество заявитель) на действия публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (далее - ПАО "МРСК Центра", заказчик) при проведении открытого одноэтапного конкурса N 996398 на право заключения договора на поставку оборудования, разработку проектной документации, выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ по модернизации/создание системы учета электроэнергии с организацией удаленного сбора данных для нужд ПАО "МРСК Центра" (филиалов "Брянскэнерго", "Орелэнерго", "Смоленскэнерго", "Тверьэнерго" и "Ярэнерго") (реестровый номер 31806319439) (далее - Закупка, Конкурс) комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы (далее - Московское УФАС России, антимонопольный орган) было принято решение N 1-00-1243/77-18 о признании жалобы АО "ТЭК" частично обоснованной (пункт 1 решения) и о признании в действиях ПАО "МРСК Центра" нарушения пунктов 1, 2 части 1, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) (пункт 2 решения).
Пунктом 4 указанного решения установлено, что обязательное для исполнение предписание не выдавать в связи с наличием безусловного основания для отклонения.
Считая свои права нарушенными, АО "ТЭК" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московскому УФАС России о признании незаконным решения от 10 июля 2018 г. по делу N 1-00-1243/77-18 и об обязании Московское УФАС России устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "ТЭК" путем признания недействительным конкурса N 996398, объявленного ПАО "МРСК Центра" на право заключения договора на поставку оборудования, разработку проектной документации, выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ по модернизации/создание системы учета электроэнергии с организацией удаленного сбора данных для нужд ПАО "МРСК Центра" (филиалов "Брянскэнерго", "Орелэнерго", "Смоленскэнерго", "Тверьэнерго" и "Ярэнерго").
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ПАО "МРСК Центра" и акционерное общество "Центр развития экономики" (далее - АО "Центр развития экономики").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07 февраля 2019 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 июня 2019 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе АО "Газпром энергосбыт Тюмень" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель АО "Газпром энергосбыт Тюмень" поддержал доводы кассационной жалобы. Представители Московского УФАС России и ПАО "МРСК Центра" против ее удовлетворения возражали.
Представитель АО "Центр развития экономики" в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 1 статьи 1 Закона о закупках целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Статьей 3 Закона о закупках определены принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг.
Согласно части 1 названной статьи при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Частью 6 названной статьи предусмотрено, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Исходя из положений части 2 статьи 2 Закона о закупках основным, регламентирующим закупочную деятельность заказчиков со специальной правосубъектностью документом являются разрабатываемые ими Положения о закупках.
Статьей 6 Закона о закупках установлено, что контроль за соблюдением требований названного закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Антимонопольный орган в силу пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем, в силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
Подпунктами "б" и "ж" пункта 3.3.2.1 Конкурсной документации установлено, что если собственниками (участниками/акционерами) участника являются юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации, необходимо представить документы, подтверждающие статус участника(ов) общества вплоть до конечных бенефициаров - физических лиц (выписка из ЕГРЮЛ для Обществ с ограниченной ответственностью; выписка из реестра акционеров для Акционерных обществ либо аналогичный документ для иных организационно-правовых форм юридических лиц), выданные уполномоченным органом не ранее чем за 60 (шестьдесят) дней до срока окончания приема Заявок. Кроме того, в составе заявки необходимо представить справку о цепочке собственников участника закупочной процедуры, включая бенефициаров (в том числе конечных) по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в подразделе 5.12 Документации.
Пунктом 3.4.7.6 Конкурсной документации установлено требование о предоставлении на рассмотрение комиссии Заказчика сводного сметного расчета.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
При этом судами установлено, что 02 апреля 2018 г. заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) было размещено извещение о проведении конкурса N 996398 и конкурсная документация.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 26 июня 2018 г. N 996398 (далее - Протокол) заявителю было отказано в допуске к участию в закупке по причине несоответствия требованиям пунктов 3.3.2.1 (б; ж), 3.4.1.1 (h); 3.4.1.6; 3.4.7.6 и 4.1.1 конкурсной документации, а именно:
- в справке о цепочке собственников участника закупочной процедуры структура собственников общества не раскрыта в полном объеме - до конечных бенефициаров;
- в составе заявки не в полном объеме предоставлены документы, подтверждающие статус собственников - юридических лиц (выписки из реестров акционеров АО "Межрегионэнергосбыт", ПАО "Газпром", АО "АБ Россия" и выписки из ЕГРЮЛ ООО "ГПТЭ Инвест", ООО "Газпроминвест РГК", ООО "Газпром Межрегионгаз".
При этом представленное обществом письмо от 28 июля 2017 г. N 01/05-6759 (далее - Письмо), в соответствии с которым ПАО "Газпром" указывает на то, что обязанность по представлению информации о бенефициарных владельцах не распространяется на упомянутую компанию из-за пункта 2 статьи 6.1 Федерального закона от 07 августа 2001 г. N 115 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма", не было принято заказчиком в качестве уважительной причины при принятии решения, поскольку оно датировано прошлым годом.
Судами также отмечено, что представленная информация общедоступна, однако вместо представления требуемой информации в адрес заказчика общество решило не указывать эти сведения, при том, что заявитель вправе указать доступную ему информацию по представленной ссылке, а заказчику этой информации было бы достаточно.
Относительно невключения обществом в состав своей заявки сводного сметного расчета, судами указано на то, что сводная таблица стоимости работ является отдельным документом в составе заявки общества и не соответствует указанным требованиям пункта 3.4.7.6 конкурсной документации.
Требования к сводному сметному расчету стоимости строительных работ определены постановлением Госстроя России от 05 марта 2004 г. N 15/1 "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" (далее - Постановление Госстроя).
Согласно пункту 4.72 Постановления Госстроя сводный сметный расчет рекомендуется составлять по образцу, приведенному в Постановлении.
По Постановлению Госстроя сводный сметный расчет должен отражать сметную стоимость строительных работ, монтажных работ, оборудования и инвентаря, прочих затрат, а также общую сметную стоимость. Сводный сметный расчет на строительство составляется в текущем уровне цен. Для формирования стоимости в текущем уровне цен может быть использован базисный уровень цен 2001 года.
Отклоняя доводы общества о факультативном характере данной методики, суды указали на то, что из положений закупочной документации можно сделать однозначный вывод о необходимости предоставления специального документа - сводного сметного расчета, который учитывает процент снижения со стороны участника торгов, и документом, определяющим содержание такого сметного расчета, является Методика N 15/1.
При этом судом также указано на то, что ссылка общества о неправомерности отклонения заявки ввиду необходимости применения названных положений закупочной документации только в случае значительного снижения участником торгов цены заключаемого договора, также не может быть принята во внимание, поскольку связаны с оспариванием конкурсной документации, а не с разрешением вопроса об отклонении АО "ТЭК" от участия в торгах.
Непредоставление подобного расчета является основанием для недопуска участника до проведения процедуры торгов в соответствии с подпунктом "h" пункта 3.4.1.1 и пункта 3.4.1.6 конкурсной документации.
Факт использования данной информации со стороны заказчика исключительно при значительном снижении участником цены договора не свидетельствует о том, что такая информация может отсутствовать в составе заявок участников торгов.
Значительное снижение цены договора носит определенный риск для заказчика ввиду возможности неисполнения договорных отношений, и, как следствие, обязание всех участников торгов предоставлять сводный сметный расчет, который не позволит лицу необоснованно снизить цену договора.
При этом закупочная процедура проводилась в форме конкурса, то есть в форме торгов, когда каждый из их участников делает единственное предложение о цене, считать невозможным изначальное предоставление процента снижения цены договора и формирование на его основе сводного сметного расчета не приходится.
На основании изложенного, а также приняв во внимание, что положения закупочной документации АО "ТЭК" не оспаривались, пришли к выводу о том, что у антимонопольного органа отсутствовали правовые основания для признания действий заказчика по отклонению заявки общества не соответствующими Закону о закупках.
Отклоняя доводы заявителя об обязанности антимонопольного органа выдать организатору закупки предписания об устранении выявленных нарушений, суды указали на отсутствии у него в рассматриваемом случае правовых оснований к выдаче предписания об устранении выявленных нарушений, поскольку антимонопольный орган обоснованно исходил из отсутствия необходимости в корректировке хода закупочной процедуры, проводимой заказчиком, поскольку у последнего в любом случае имелись законные основания для отклонения заявки общества,
Кроме того, выдача антимонопольным органом предписания привела бы исключительно к затягиванию хода закупочной процедуры, однако не повлекла бы за собой восстановление последнего в правах на участие в закупке в связи с несоответствием его заявки требованиям конкурсной документации.
Выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07 февраля 2019 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 июня 2019 г. по делу N А40-273084/18-146-2290 оставить без изменения, кассационную жалобу АО "Газпром энергосбыт Тюмень" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.