город Москва |
|
04 сентября 2019 г. |
Дело N А40-288617/18-84-2125 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Каменской О.В., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ИП Федотовой М.В.: Комлевой Е.Г. (дов. от 20.11.2018 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФТС России: Куликова А.П. (дов. N 15-49/244-18д от 28.12.2018 г.);
рассмотрев 03 сентября 2019 г. в судебном заседании кассационную жалобу ИП Федотовой М.В.
на решение Арбитражного суда города Москвы от 15 февраля 2019 г.,
принятое судьей Сизовой О.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2019 г.,
принятое судьями Москвиной Л.А., Захаровым С.Л., Красновой Т.Б.,
по делу N А40-288617/18-84-2125
по заявлению индивидуального предпринимателя Федотовой Марины Валерьевны
к Федеральной таможенной службе
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ: индивидуальный предприниматель Федотова Марина Валерьевна (далее - ИП Федотова М.В., предприниматель, заявитель) является правообладателем произведения дизайна мягкой игрушки зайчик по имени "Зайка Ми", что подтверждается свидетельством о депонировании произведения N 014-003436 от 29 июля 2014 г.
Полагая, что при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации может иметь место нарушение прав правообладателя на объект авторского права, ИП Федотова М.В. обратилась в Федеральную таможенную службу (далее - ФТС России, таможенный орган) с заявлением от 22 августа 2018 г. о внесении объекта авторского права - мягкая игрушка зайчик по имени "Зайка Ми", в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза (далее - Таможенный реестр).
Письмом от 28 сентября 2018 г. N 14-37/61770 ФТС России сообщила о том, что заявление о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением срока выпуска товаров на основании пунктов 25, 37 Приказа ФТС РФ от 13 августа 2009 г. N 1488 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности" (далее - Административный регламент) рассмотрению не подлежит в связи с отсутствием сведений о товарах, обладающих признаками контрафактных.
Считая свои права нарушенными, ИП Федотова М.В. обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФТС России о признании незаконным решения, содержащегося в письме от 28 сентября 2018 г. N 14-37/61770, и обязании ФТС России вынести решение о внесении произведения дизайна мягкой игрушки зайчика по имени "Зайка Ми" в Таможенный реестр.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15 февраля 2019 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2019 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ИП Федотова М.В. просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на нарушение прав правообладателя в связи с ввозом товаров в Российскую Федерацию.
В отзыве на кассационную жалобу ФТС России просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель ИП Федотовой М.В. поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ФТС России против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 306 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) и пунктом 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 459), полномочия по ведению Таможенного реестра, включению и исключению из него объектов интеллектуальной собственности относятся к исключительной компетенции ФТС России.
Частью 1 статьи 306 Закона о таможенном регулировании установлено, что правообладатель, имеющий достаточные основания полагать, что может иметь место нарушение его прав в соответствии с законодательством Российской Федерации в связи с ввозом товаров в Российскую Федерацию или их вывозом из Российской Федерации либо при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, вправе подать в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, заявление о включении соответствующего объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.
Заявление о включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности должно содержать сведения о товарах, ввоз которых в Российскую Федерацию или их вывоз из Российской Федерации или совершение с которыми иных действий во время их нахождения под таможенным контролем, по мнению правообладателя, влечет нарушение его прав, достаточно подробные для того, чтобы таможенные органы могли выявить такие товары (пункт 3 части 2 статьи 306 Закона о таможенном регулировании).
Из пункта 25 Административного регламента следует, что заявление, поданное в ФТС России о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, не содержащее сведения о товарах, обладающих признаками контрафактных, рассмотрению не подлежит, о чем заявитель уведомляется в течение месяца со дня регистрации заявления в ФТС России.
К сведениям о товарах, обладающих признаками контрафактных, относятся сведения, представляющие собой подробную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их выявления таможенными органами (описание внешнего вида товаров (их упаковки, этикетки и т.д.), указание уполномоченных импортеров, имеющих согласие правообладателя на введение товаров в гражданский оборот, экспортеров, производителей и др.), включая коды товаров не менее чем на уровне первых четырех знаков в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (далее - ТН ВЭД России), а также о предполагаемых местах ввоза на таможенную территорию Российской Федерации (вывоза с таможенной территории Российской Федерации) и импортерах (экспортерах) товаров в случае, если имеется такая информация.
Пунктом 37 Административного регламента предусмотрено, что к заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие наличие права на объекты интеллектуальной собственности, указанные в заявлении, а также документы, подтверждающие иные сведения, указанные в заявлении.
К документам, подтверждающим наличие права на объекты интеллектуальной собственности, указанные в заявлении, в том числе могут относиться документы, подтверждающие сведения о правообладателе, и, в частности, в зависимости от объекта интеллектуальной собственности документы, указанные в приложении N 2 к Административному регламенту.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что ФТС России не выносилось решение об отказе в принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, и во включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, а направлялось уведомление о невозможности рассмотрения заявления ИП Федотовой М.В. по причине несоблюдения требований пунктов 25, 37 Административного регламента, поскольку товары, заявленные в качестве контрафактных, не являлись точной копией произведения, в отношении которого у ИП Федотовой М.В. имеются авторские права.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15 февраля 2019 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2019 г. по делу N А40-288617/18-84-2125 оставить без изменения, кассационную жалобу ИП Федотовой М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
О.В.Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.