г. Москва |
|
05 сентября 2019 г. |
Дело N А40-308559/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Орлов А.А. по доверенности от 13.12.2018;
от заинтересованного лица: неявка уведомлен;
рассмотрев 03 сентября 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ"
на решение от 29 марта 2019 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Поляковой А.Б.,
на постановление от 05 июня 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Поповым В.И., Мухиным С.М., Яковлевой Л.Г.
по делу N А40-308559/18,
по заявлению ООО "Центральный"
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Центральный" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 07 декабря 2018 года N 1475-РВ-2/2018.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29 марта 2019 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами общество обратилось в Арбитражный суд Московского округа с настоящей кассационной жалобой в которой просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителя Управления, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, заслушав представителя общества, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением от 07 декабря 2018 года N 1475-РВ-2/2018 ООО "Центральный" привлечено к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде взыскания штрафа в размере 500 000 руб.
Суды указывают, что объективная сторона правонарушения выразилась в несоблюдении Обществом охраны территории от заноса и распространения опасных болезней животных, загрязнение окружающей среды отходами животноводства, что может повлечь факторы риска, способствующие ухудшению эпизоотической ситуации в регионе, что является нарушением ст. 18 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", пунктов 2.4, 2.4.1 Приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 19.10.1998 N 42 "Об усилении государственного ветеринарного надзора за сбором и утилизацией биологических отходов" (далее - Приказ N 42), пунктов 1.1, 1.2, 1.11, 2.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 04.12.1995 N 13-7-2/469 (далее - Ветеринарно-санитарные правила N 13-7-2/469), пунктов 1.2, 1.3, 2.3, 2.4, 2.5, 2.11, 3.1, 3.2 Инструкции о порядке браковки, направления на химическую утилизацию и уничтожение непригодных в пищу мяса и мясных продуктов на мясоперерабатывающих предприятиях, утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 10.07.1996 N 13-7-2/681 (далее - Инструкция N 13-7-2/681).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции мотивировал свои выводы законностью и обоснованностью оспариваемого постановления, вынесенного уполномоченным органом, а также, наличием оснований для привлечения заявителя к административной ответственности и отсутствием нарушения процедуры привлечения к ответственности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебных актов.
Действия, связанные с нарушением ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 10.8 КоАП и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, применив положения статьи 18 Закона РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии), пунктов 1.2, 1.4, 1.5, 1.8, 1.11, 2.1 Ветеринарно-санитарных правил, пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 10.8 КоАП РФ.
Отклоняя довод заявителя о том, что административным органом не доказан факт того, что в результате деятельности общества образуются биологические отходы, суды указали, что административным органом 07.11.2018 года установлен факт сброса биологических отходов (тушки птиц и обрезь мясная) в бытовой мусорный контейнер, предназначенный для сбора твердых бытовых отходов на площадке для сбора твердых бытовых отходов (ТБО), что категорически запрещено п. 1.8 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" (утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469), при проведении повторного выезда 14.11.2018 года также установлен факт сброса биологических отходов (кости, обрезь мясная) в бытовой мусорный контейнер, предназначенный для сбора твердых бытовых отходов на площадке для сбора твердых бытовых отходов (ТБО), что подтверждается фото и видео фиксацией, ООО "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ" не представило заключение ветеринарного специалиста о возможности их уборки, утилизации или уничтожения, следовательно, нарушен п. 2.1 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", (утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469), после погрузки биологических отходов не осуществляет дезинфекцию мест хранения - холодильной камеры, с пола и мест сбора оборотная тара, ведра не дезинфицируются, Обществом не были соблюдены п. п. 2.6, 2.7 Правил N 13-7-2/469.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с приведенными выводами судов, в связи со следующим.
В соответствии со статьей 2 Закона о ветеринарии ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из названного Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения (пункт 1.1 Правил).
Согласно материалам дела административным органом 07.11.2018 года установлен факт сброса биологических отходов (тушки птиц и обрезь мясная) в бытовой мусорный контейнер, предназначенный для сбора твердых бытовых отходов на площадке для сбора твердых бытовых отходов (ТБО), что категорически запрещено п. 1.8 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" (утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469), при проведении повторного выезда 14.11.2018 года также установлен факт сброса биологических отходов (кости, обрезь мясная) в бытовой мусорный контейнер, предназначенный для сбора твердых бытовых отходов на площадке для сбора твердых бытовых отходов (ТБО), ООО "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ" не представило заключение ветеринарного специалиста о возможности их уборки, утилизации или уничтожения, следовательно, чем нарушен п. 2.1 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" (утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469), после погрузки биологических отходов не осуществляет дезинфекцию мест хранения - холодильной камеры, с пола и мест сбора - оборотная тара, ведра не дезинфицируются.
Суд первой инстанции установил, что являясь управляющей рынком компанией в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" заявителем не обеспечены требования к содержанию рынка.
При рассмотрении настоящего спора судами не установлено, что общество занимается производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.
При этом вывод судов о том, что деятельность заявителя по продаже продукции животного происхождения сопровождается транспортировкой и хранением не свидетельствует о наличии у общества, являющегося рынком розничной торговли, обязанности по соблюдению Ветеринарно-санитарных правил.
Данных о том, что общество имеет статус сельхозпроизводителя, является владельцем животных и осуществляет производство, транспортировку, заготовку и переработку продуктов и сырья животного происхождения в материалах дела не имеется.
В то же время, общество осуществляет деятельность по хранению и реализации пищевой продукции, в том числе мяса. При этом общество не имеет статуса сельхозпроизводителя, не является владельцем животных и не осуществляет производство, транспортировку, заготовку и переработку продуктов и сырья животного происхождения. Общество не имеет цехов по переработке мясной продукции, не занимается обвалкой или жиловкой мяса. Доказательств обратного административным органом не выявлено ни в ходе проверки, ни представлено в судебное заседание.
Согласно пункту 1.2 Ветеринарно-санитарных правил биологическими отходами являются трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных; абортированные и мертворожденные плоды; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
Из пункта 3.23 "ГОСТ 30772-2001 Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" следует, что под биологическими отходами понимаются биологические ткани и органы, образующиеся в результате медицинской и ветеринарной оперативной практики, медико-биологических экспериментов, гибели скота, других животных и птицы, и другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, а также отходы биотехнологической промышленности.
Пунктом 1.4 Ветеринарно-санитарных правил предусмотрена обязанность владельцев биологических отходов по их доставке для переработки или захоронения (сжигания).
Биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах (пункт 1.5 Правил).
В силу пункта 1.8 Ветеринарно-санитарных правил категорически запрещается сброс биологических отходов в бытовые мусорные контейнеры и вывоз их на свалки и полигоны для захоронения.
Из содержания названных норм следует, что к биологическим отходам относятся трупы (биологические ткани и органы) животных, образовавшиеся в результате оперативной (медицинской и ветеринарной) практики, лабораторных, медико-биологических экспериментов и экспертиз, гибели скота, животных и птиц, отходы переработки и отходы биотехнологической промышленности.
Мясо и мясная продукция с истекшим сроком годности (т.е. продукты питания, утратившие полностью или частично свои первоначальные потребительские свойства в процессе хранения) являются пищевыми отходами и не относятся к числу биологических отходов (трупов) в понимании, придаваемом Ветеринарно-санитарными правилами и ГОСТом.
Делая вывод о том, что в результате деятельности общества образуются биологические отходы, суды не приняли во внимание, что общество не является производителем указанной продукции.
Вопреки доводам административного органа ветеринарно-санитарная экспертиза в отношении спорного мяса кем-либо не проводилась, ветеринарным конфискатом продукция не признана.
С учетом содержания указанных норм и конкретных обстоятельств настоящего дела, суд округа приходит к выводу, что общество не является субъектом, к деятельности которого могут быть применимы Ветеринарно-санитарные правила.
При таких обстоятельствах состав вменяемого административным органом правонарушения в действиях общества не доказан.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает, что у судов не имелось оснований для вывода о доказанности Управлением в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Учитывая, что дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, в данном случае не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 176, 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29 марта 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 июня 2019 года по делу N А40-308559/2018 отменить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москва, Московской и Тульской областям по делу об административном правонарушении N 1475-РВ-2/2018 от 07.12.2018 г. о назначении ООО "Центральный" административного наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 руб. по части 3 статьи 10.8 КоАП РФ.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.