г. Москва |
|
5 сентября 2019 г. |
Дело N А40-219993/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.09.2019.
Полный текст постановления изготовлен 05.09.2019.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Крекотнева С.Н.
судей Беловой А.Р., Ядренцевой М.Д.,
при участии в заседании:
от истца ООО "Эстейт Менеджмент" - Военчер Д.А. по дов. от 14.08.2019
от ответчика Департамента городского имущества города Москвы - Горчакова Е.А. по дов. от 04.03.2019
рассмотрев 02.09.2019 в судебном заседании кассационную жалобу
ООО "Эстейт Менеджмент" (истца)
на решение от 11.03.2019 Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Чекмаревой Н.А.,
и постановление от 21.06.2019 Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Проценко А.И., Кораблевой М.С., Алексеевой Е.Б.,
по иску ООО "Эстейт Менеджмент"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании за права на применение ставки арендной платы по договору аренды земельного участка года в размере 0,05% от кадастровой стоимости земельного участка, обязании произвести перерасчет арендной,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эстейт Менеджмент" (далее - истец, арендатор) 17.09.2018 обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ответчик, арендодатель) о признании права на применение с 27.05.2016 по 11.05.2017 включительно ставки арендной платы по договору аренды земельного участка от 05.11.1997 N М-01-010247 в размере 0,05% от кадастровой стоимости земельного участка, об обязании произвести перерасчет арендной платы с 27.05.2016 по 11.05.2017 включительно по договору аренды земельного участка 05.11.1997 N М-01-010247, применяя ставку арендной платы в размере 0,05% от кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.03.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2019, в иске отказано.
Не согласившись с принятыми по делу решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, истец обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нарушение и неправильное применение норм материального права. Судами при рассмотрении дела в нарушение статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не в полной мере были исследованы представленные сторонами доказательства.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии кассационной жалобы истца к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: http:www.fasmo.arbitr.ru.
Представитель истца в судебном заседании суда кассационной инстанции 02.09.2019 поддержал доводы и требования своей кассационной жалобы.
Представитель ответчика по доводам кассационной жалобы возражал, ссылаясь на соблюдение норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, пояснил, что, по его мнению, доводы, изложенные в кассационной жалобе, не основаны на нормах права, а направлены на переоценку обстоятельств и доказательств, представленных в материалы дела, что не отнесено к компетенции суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального и материального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые решение и постановление отмене не подлежат.
Суды установили, что правоотношения сторон возникли из заключенного между ними договора аренды нежилого помещения от 05.11.1997 N М-01-010247.
Предметом договора является земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001087:42, площадью 389 кв. м, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Сретенка, вл. 30/4, стр. 8 (пункт 1.1 договора), договор заключен на 49 лет (пункт 2.1 договора).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 27.05.2016 по делу N А40-182947/2015 признано недействительным распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 22.06.2015 N 8176 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001087:42" в части подпунктов 1.1 и 1.2 об установлении видов разрешенного использования земельного участка: обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок (1.2.3)); деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)).
Вместе с тем, до 12.05.2017 арендная плата за земельный участок рассчитывалась Департаментом городского имущества города Москвы исходя из применения ставки 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка (уведомление от 25.12.2014 N 33-А-141688/14-(0)-0 и уведомление от 29.12.2016 N 33-А-41339/16-(0)-0).
При этом 26.10.2017 заключено дополнительное соглашение N М-01-010247 к договору аренды земельного участка N М-01-010247, предусматривающее оплату арендной платы с 12.05.2017, исходя из применения ставки 0,05% от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно расчету ответчика за период с 27.05.2016 до 11.05.2017 включительно арендная плата за земельный участок рассчитывалась Департаментом городского имущества города Москвы исходя из применения ставки 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП определено, что изменение размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и земельные участки на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, с 1.10.2012 осуществляется по ставкам арендной платы за землю в городе Москве (приложение 1) в соответствии с условиями договора аренды на основании уведомления арендаторов земельных участков Департаментом городского имущества города Москвы, в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с целевым (функциональным и разрешенным) использованием земельного участка. Установлен порядок определения размера арендной платы за находящиеся в собственности города Москвы земли, согласно которому подлежат применению новые ставки арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с целевым использованием земельного участка и наличием дополнительных условий его использования, установленных для решения социальных задач и задач развития города.
Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" утвержден перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе видов разрешенного использования. Вид разрешенного использования "здравоохранение" (3.4) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии) отнесен к виду 1.2.17.
В целях обеспечения градостроительной деятельности и оформления земельных отношений до принятия правил землепользования и застройки города Москвы постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП утвержден Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве.
Таким образом, законодатель определил виды разрешенного использования, применяемые в городе Москве до их установления градостроительным регламентом.
Размер арендной платы напрямую зависит от кадастровой стоимости земельного участка, которая, в свою очередь, определяется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, устанавливаемого в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 и постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП.
Пунктом 7.1 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП для земельных участков указанной категории установлена ставка в размере 0,05% от кадастровой стоимости земельного участка.
Размер ежегодной арендной платы за земельные участки, указанные в части 1 статьи 20 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48, устанавливается на основании кадастровой стоимости или рыночной стоимости, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Истец, обращаясь с настоящим иском, указывал на то, что с 27.05.2016 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001087:42 остался единственным - здравоохранение (3.4) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17)).
По мнению истца, с 27.05.2016 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001087:42 - здравоохранение (3.4) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17)) подпадал под пункт 7.1 Приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве", предусматривающее применение ставки арендной платы за землю размере 0,05% от кадастровой стоимости земельного участка.
С учетом вышеуказанных доводов, истец полагает, что с 27.05.2016 вправе вносить арендную плату по договору аренды земельного участка N М-01-010247 по соответствующей нормативной ставке, определенной пунктом 7.1 Приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" - 0,05% от кадастровой стоимости земельного участка.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Исследовав в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, руководствуясь положениями статей 1, 8, 12, 421, 424, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 39.7, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, приняв во внимание требования статей 3, 20 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", Постановление Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве", Приказ Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", приняв во внимание, что в рамках дела N А40-182947/2015 признано недействительным распоряжение Департамента от 22.06.2015 N 8176 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001087:42" и суд обязал ответчика устранить нарушения истца путем исключения видов разрешенного использования 1.2.3 и 1.2.5, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права и спора о наличии права истца на применение ставки в размере 0,05% между сторонами не имеется.
При этом судами указано на то, что из условий договора аренды следует, что внесение арендной платы, является не правом, а обязанностью истца и в данном случае, сторонами непосредственно в договоре установлено применение нормативной ставки без внесения изменений в договор. Несмотря на то, что оплата землепользования является обязанностью арендатора, последний, имеет предусмотренное договором и установленное законодательством и судебными актами право вносить арендную плату по соответствующей нормативной ставке, исходя из кадастровой стоимости земельного участка (согласно виду разрешенного использования).
В дополнительном соглашении от 26.10.2017 к договору аренды земельного участка N М-01-010247 сторонами предусмотрено, что арендная плата рассчитывается исходя из ставки арендной платы 0,05% от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001087:42 и вида разрешенного использования - здравоохранение (1.2.17).
Спор о наличии права истца на применение ставки в размере 0,05% отсутствует, следовательно, наличие права истца на указанную ставку в размере 0,05% не оспаривается Департаментом, с учетом того, что Департаментом исполнено решение суда по делу N А40-182947/2015, поэтому отсутствует нарушение прав истца.
Судебная коллегия окружного суда, соглашаясь с выводами суда первой и суда апелляционной инстанций, принимает во внимание установленные по делу фактические обстоятельства, с учетом того, что суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции и суд апелляционной инстанции в соответствии с части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильно определили спорное правоотношение и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснили имеющие значение для дела обстоятельства. Выводы судов об этих обстоятельствах основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемых судебных актах и которым дана оценка в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, судебная коллегия, рассматривая доводы, приведенные в кассационной жалобе, констатирует то, что они по смыслу аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении и апелляционной жалобе, и исходит из того, что эти доводы уже получили надлежащую оценку нижестоящими судами. Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств и материалов дела судами и истцом, также не является правовым основанием для отмены или изменения решения, постановления по настоящему делу.
Обстоятельства данного спора и представленные доказательства были предметом рассмотрения и оценки судов, правоотношениям сторон дана соответствующая правовая оценка.
При таких обстоятельствах доводы заявителя не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку доказательств по делу и оспаривание выводов нижестоящих судов по обстоятельствам спора.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11.03.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2019 по делу N А40-219993/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.Н.Крекотнев |
Судьи |
А.Р.Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.