г. Москва |
|
06 сентября 2019 г. |
Дело N А41-98365/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Каменской О.В., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Управления Роспотребнадзора по Московской области: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) АО "Тандер": Ильина Д.В. (дов. N 2-4/97 от 26.12.2018 г.);
рассмотрев 02 сентября 2019 г. в судебном заседании кассационную жалобу АО "Тандер"
на решение Арбитражного суда Московской области от 18 февраля 2019 г.,
принятое судьей Криворучко Е.С.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2019 г.,
принятое судьями Иевлевым П.А., Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
по делу N А41-98365/18
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области
к акционерному обществу "Тандер"
о привлечении к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ: на основании распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Московской области, административный орган, заявитель) N 04-5719-п от 02 ноября 2018 г. о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя проведена проверка в отношении акционерного общества "Тандер" (далее - АО "Тандер", общество) в магазине "Магнит", расположенного по адресу: 143700, Московская область, п. Шаховская, ул. Базаева, д. 3, с целью проверки исполнения ранее выданного предписания N 107 от 26 апреля 2018 г., со сроком исполнения 25 октября 2018 г.
В результате проведенной проверки выявлено, что АО "Тандер" не исполнено полностью ранее выданное предписание Управления Роспотребнадзора по Московской области от 26 апреля 2018 г. N 107, со сроком исполнения до 25 октября 2018 г.
На основании полученных данных 29 ноября 2018 г. в отношении АО "Тандер" составлен протокол об административном правонарушении N 1050/29.11.2018.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Управления Роспотребнадзора по Московской области в Арбитражный суд Московской области с заявлением о привлечении АО "Тандер" к административной ответственности на основании части 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 февраля 2019 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2019 г., заявленные требования удовлетворены. АО "Тандер" привлечено к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
В кассационной жалобе АО "Тандер" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что общество привлечено к административной ответственности за пределом 3-х месячного срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель АО "Тандер" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Московской области в заседание кассационной инстанции не явился. От Управления Роспотребнадзора по Московской области поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя АО "Тандер", суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебных актов.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о наличии в действиях АО "Тандер" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ, поскольку обществом не исполнено предписание от 26 апреля 2018 г. N 107 в установленный срок.
Между тем, судами не учтено следующее.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26 марта 2019 г. N 823-О, федеральный законодатель, предусмотрев в части 15 статьи 19.5 КоАП РФ административную ответственность, в том числе за невыполнение изготовителем предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, как особого случая невыполнения в установленный срок законного предписания уполномоченного органа, отнес данное административное правонарушение к правонарушениям против порядка управления. Соответственно, привлечение к административной ответственности предполагается именно за само по себе формальное невыполнение предписания публичного органа, которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.
С учетом содержащихся в названном Определении разъяснений следует, что федеральным законодателем разграничены указанные самостоятельные составы административных правонарушений, объектом посягательства которых являются нарушение законодательства о регулировании градостроительной деятельности и нарушение установленного порядка управления, что с определенностью позволяет установить применимый в каждом конкретном случае срок давности привлечения к административной ответственности.
Следовательно, при разрешении дел об административных правонарушениях, объектом посягательства которых является установленный порядок управления, выражающихся в невыполнении в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подлежит применению трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ - по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых судьей).
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
Принимая во внимание, что срок исполнения предписания N 107 от 26 апреля 2018 г. был установлен до 25 октября 2018 г., суд кассационной инстанции полагает, что на дату принятия решения судом первой инстанции срок давности привлечения к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ истек.
В связи с этим обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как принятые с неправильным применением норм материального права.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, в данном случае не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18 февраля 2019 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2019 г. по делу N А41-98365/18 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
О.В.Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.