г. Москва |
|
06 сентября 2019 г. |
Дело N А40-100776/19-2-676 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Каменской О.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Комитета государственного строительного надзора г. Москвы: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ООО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-ЦЕНТР": Рыбаковой А.М. (дов. N Д-145/001 от 13.06.2018 г.);
рассмотрев 05 сентября 2019 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-ЦЕНТР"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31 мая 2019 г.,
принятое судьей Махлаевой Т.И.,
по делу N А40-100776/19-2-676
по заявлению Комитета государственного строительного надзора города Москвы
к обществу с ограниченной ответственностью "ГАЗПРОМНЕФТЬ-ЦЕНТР"
о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ: на основании распоряжения Комитета государственного строительного надзора г. Москвы (далее - Мосгосстройнадзор, административный орган, заявитель) N РП-235/19-(0)-0 от 11 января 2019 г. о проведении выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя проведена проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "ГАЗПРОМНЕФТЬ-ЦЕНТР" (далее - ООО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-ЦЕНТР", общество) с целью проверки устранения нарушений, указанных в предписании Мосгосстройнадзора N 9542/18 от 22 ноября 2018 г.
В результате проведенной проверки выявлено, что ООО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-ЦЕНТР" не исполнено ранее выданное предписание Мосгосстройнадзора N 9542/18 от 22 ноября 2018 г., со сроком исполнения до 14 декабря 2018 г., а именно: в нарушение частей 1, 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации продолжает осуществляться эксплуатация "АЗС" без наличия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
На основании полученных данных 19 февраля 2019 г. в отношении ООО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-ЦЕНТР" составлен протокол об административном правонарушении.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Мосгосстройнадзора в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ООО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-ЦЕНТР" к административной ответственности на основании части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 мая 2019 г. заявленные требования удовлетворены. ООО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-ЦЕНТР" привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации объекта капитального строительства - "АЗС", расположенного по адресу: г. Москва, МКАД 84 км внутренняя сторона (СВАО, Лианозово), сроком на 90 суток.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2019 г. апелляционная жалоба возвращена на основании пункта 3 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом в восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу апелляционной жалобы.
В кассационной жалобе ООО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-ЦЕНТР" просит об отмене решения суда первой инстанции, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, указывая на то, что на дату принятия решения срок, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, истек.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-ЦЕНТР" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Мосгосстройнадзора в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ООО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-ЦЕНТР", суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ООО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-ЦЕНТР" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, поскольку обществом не исполнено предписание N 9542/18 от 22 ноября 2018 г. в установленный срок.
Судом также сделан вывод о том, что срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, который составляет год, не истек.
Между тем, судом не учтено следующее.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26 марта 2019 г. N 823-О, федеральный законодатель, предусмотрев в части 15 статьи 19.5 КоАП РФ административную ответственность, в том числе за невыполнение изготовителем предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, как особого случая невыполнения в установленный срок законного предписания уполномоченного органа, отнес данное административное правонарушение к правонарушениям против порядка управления. Соответственно, привлечение к административной ответственности предполагается именно за само по себе формальное невыполнение предписания публичного органа, которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.
С учетом содержащихся в названном Определении разъяснений следует, что федеральным законодателем разграничены указанные самостоятельные составы административных правонарушений, объектом посягательства которых являются нарушение законодательства о регулировании градостроительной деятельности и нарушение установленного порядка управления, что с определенностью позволяет установить применимый в каждом конкретном случае срок давности привлечения к административной ответственности.
Следовательно, при разрешении дел об административных правонарушениях, объектом посягательства которых является установленный порядок управления, выражающихся в невыполнении в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подлежит применению трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ - по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых судьей).
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
Принимая во внимание, что срок исполнения предписания N 9542/18 от 22 ноября 2018 г. был установлен до 14 декабря 2018 г., суд кассационной инстанции полагает, что на дату принятия решения судом первой инстанции срок давности привлечения к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ истек.
В связи с этим обжалуемый судебный акт подлежит отмене, как принятый при неправильном применении норм материального права.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, в данном случае не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31 мая 2019 г. по делу N А40-100776/19-2-676 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
О.В.Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.