город Москва |
|
09 сентября 2019 г. |
Дело N А41-49465/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.,
при участии в заседании:
от ООО "ПРО 100актив" - неявка уведомлен,
от Управления Росреестра по Московской области - неявка уведомлен,
от администрации Раменского муниципального района Московской области - извещено, представитель не явился,
от Управления земельных отношений Раменского муниципального района - извещено, представитель не явился;
рассмотрев 04 сентября 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области
на решение 22 января 2019 года
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Семеновой А.Б.
на постановление от 01 апреля 2019 года,
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Панкратьевой Н.А., Диаковской Н.В., Марчековой Н.В.,
по делу N А41-49465/18,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПРО 100актив"
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
третьи лица: администрация Раменского муниципального района Московской области, Управление земельных отношений Раменского муниципального района,
о признании незаконными решений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ПРО 100актив" (далее - Общество, ООО "ПРО 100актив") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра, заинтересованное лицо) с требованиями, уточненными в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по ходатайству от 22.09.2018: признать незаконным решение Управления Росреестра от 13.03.2018 N МО18/РКФ-107243 о приостановлении государственного кадастрового учета; признать незаконным решение Управления Росреестра от 13.06.2018 N МО18/РКФ-299304 об отказе в учете изменений объекта недвижимости; обязать Управление Росреестра осуществить действия по вх. N 44-0-1-21/3001/2018-46 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:23:0020262:406, расположенного по адресу: Московская область, р-н Раменский, городское поселение Раменское, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют администрация Раменского муниципального района Московской области и Управление земельных отношений Раменского муниципального района.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 января 2019 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 апреля 2019 года, заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным решение Управления Росреестра от 13.06.2018 N МО-18/РКФ299304 об отказе в учете изменений объекта недвижимости, в остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить в удовлетворенной части, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права.
Заявитель жалобы считает судебные акты в удовлетворенной части незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
До начала судебного разбирательства от заявителя поступил отзыв на кассационную жалобу. Отзыв приобщен к материалам дела, поскольку представлен в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 279 АПК РФ.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу определением Арбитражного суда Московского округа от 04 сентября 2019 года произведена замена судьи Шевченко Е.Е. на судью Григорьеву И.Ю.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, 06.03.2018 ООО "ПРО 100актив" обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственном кадастровом учете изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:23:0020262:406, расположенного по адресу: Московская обл., р-н Раменский, городское поселение Раменское, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала, в котором просило внести изменения в разрешенное использование указанного земельного участка на основании Градостроительного плана земельного участка от 26.01.2018, прилагавшегося к заявлению о государственном кадастровом учете. В отношении указанного участка в записях Единого государственного реестра прав отразить в соответствии с п. 2.2 Градостроительного плана земельного участка основной вид разрешенного использования "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) 2.6".
13.03.2018 государственным регистратором принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), в связи с тем, что предоставленный Межевой план не соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Требования), составлен с нарушениями требований к оформлению: государственный реестр объектов недвижимости не содержит сведений о наличии установленной территориальной зоны, в пределах которой расположен земельный участок с кадастровым номером 50:23:0020262:406, соответствующие сведения не были представлены в орган кадастрового учета при информационном взаимодействии, в связи с чем невозможно определить принадлежность земельного участка к какой-либо зоне ввиду отсутствия детального описания границ указанных зон.
13.06.2018 государственным регистратором принято решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости, в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета и неустранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
Полагая, что действия Управления Росреестра не соответствуют нормам действующего законодательства, не обоснованы и нарушают его права и законные интересы, ООО "ПРО 100актив" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя частично требования, суды, руководствуясь положениями части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пришли к выводу о несоответствии решения от 13.06.2018 N МО-18/РКФ299304 закону.
Кассационная коллегия считает, что принимая оспариваемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
В силу п. 7 ст. 1 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона N 218-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
Согласно п. 4 ч. 5 ст. 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся в том числе сведения о виде или видах разрешенного использования земельного участка.
В ст. 15 Закона N 218-ФЗ указаны лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав, к которым относятся собственники земельных участков.
В силу пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ), установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В соответствии с п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительное зонирование - это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
В силу части 1 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 ГрК РФ).
При этом частью 4 статьи 37 ГрК РФ предусмотрено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
Судами верно отмечено, что указанные правовые нормы должны применяться во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими как публичные (административные), так и гражданские правоотношения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона N 191-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, до 31 декабря 2017 года решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.
Решением Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области от 21.02.2007 N 2/10-СД утвержден Генеральный план городского поселения Раменское.
Как установлено судами, 27 декабря 2017 года Решением N 20/8-СД Совета Депутатов Раменского муниципального района Московской области утверждены правила землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Раменское Раменского муниципального района Московской области.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из того, что земельный участок с кадастровым номером 50:23:0020262:406 на основании вышеуказанных нормативных правовых актов расположен в территориальной зоне Ж-1 - зона многоквартирной жилой застройки, в п. 2.2 видами разрешенного использования данного земельного участка являются, в том числе, "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)" код 2.6.
Также судами указано, что факт нахождения земельного участка с кадастровым номером 50:23:0020262:406 в территориальной зоне Ж-1 - зона многоквартирной жилой застройки подтверждается материалами дела, в том числе представленным в материалы дела Градостроительным планом земельного участка от 08.02.2018, утвержденным Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области, выкопировкой из правил землепользования и застройки территории городского поселения Раменское в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:23:0020262:406 с расшифровкой зонирования, выкопировкой из генерального плана городского поселения Раменское, с учетом Решения Совета депутатов N 17/8 от 06.12.2017 "Об утверждении внесения изменений в генеральный план городского поселения Раменское Раменского муниципального района Московской области".
Доводы кассационной жалобы о том, что администрация Раменского муниципального района Московской области в нарушение положений действующего законодательства не представило в Управление Росреестра документы об утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки, в связи с чем заинтересованное лицо не имело возможности установить фактическое нахождение земельного участка в пределах границ территориальной зоны и внести в государственный реестр соответствующие сведения, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и были ими правомерно отклонены.
В силу положений пункта 8 части 1 статьи 32 Федерального закона N 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Реестр в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка.
По смыслу части 1 статьи 33 Закона N 218-ФЗ, в том случае, если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о границах населенных пунктов, то любое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Как верно указано судами, на основании указанного заявления и в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона N 218-ФЗ, орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения заявления самостоятельно запрашивает документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Согласно части 3 статьи 33 Федерального закона N 218-ФЗ, органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии со статьей 32 настоящего Федерального закона.
Также судами установлено, что Управление Росреестра, получив от общества заявление о государственном кадастровом учете изменений земельного участка, не направляло запросы в администрацию Раменского муниципального района Московской области. Доказательства обратного заинтересованным лицом не представлены, в том числе в суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 4 статьи 33 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав отказывает во внесении в Реестр сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, если органы государственной власти и органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Реестр в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Учитывая изложенное, кассационная коллегия соглашается с выводами судов о том, что на основании обращения ООО "ПРО 100актив" регистрирующий орган обязан был совершить действия, предусмотренные статьей 33 Закона N 218-ФЗ, сделать соответствующие запросы в порядке межведомственного информационного взаимодействия и по результатам полученной информации совершить действия по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах Раменского муниципального района Московской области. Оснований отказывать обществу в государственном кадастровом учете изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:23:0020262:406 у Управления Росреестра не имелось.
С учетом изложенных обстоятельств, требование заявителя о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 13.06.2018 N МО-18/РКФ-299304 об отказе в учете изменений объекта недвижимости правомерно подлежало удовлетворению.
Также судами правомерно признаны несостоятельными доводы о нарушении статьи 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", согласно которой решение о приостановлении осуществления кадастрового учета или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, могут быть обжалованы в судебном порядке только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию, созданную при органе регистрации прав.
Как установлено судами, обществом 29.03.2018 было направлено заявление об оспаривании решения от 13.03.2018 N МО-18/РКФ-107243 в апелляционную комиссию при Управлении Росреестра. По результатам рассмотрения указанного выше заявления, апелляционная комиссия при Управлении Росреестра приняло решение от 19.04.2018 об отклонении данного заявления.
Таким образом, судами сделан правильный вывод о том, что обществом соблюден указанный порядок урегулирования спора.
Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу, что суды, исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, полно, детально, подробно, достоверно описав представленные в материалы дела доказательства, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права пришли к правомерным выводам о частичном удовлетворении заявленных исковых требований.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что доводы кассационной жалобы не могут быть положены в основание отмены судебных актов, поскольку по своей сути сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций по фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судами при вынесении обжалуемых судебных актов, не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 января 2019 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 апреля 2019 года по делу N А41-49465/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.