г. Москва |
|
10 сентября 2019 г. |
Дело N А40-127035/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Стрельникова А.И.
судей Колмаковой Н.Н., Хвостовой Н.О.
при участии в заседании:
от истца - никто не явился, извещен;
от ответчика - никто не явился, извещен,
рассмотрев 05 сентября 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
Индивидуального предпринимателя Науменко Екатерины Павловны
на решение от 11 февраля 2019 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Лаптевым В.А.,
на постановление от 14 мая 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Кузнецовой Е.Е., Бодровой Е.В., Семикиной О.Н.,
по иску ИП Вершигоровой Марии Владимировны (ОГРНИП 316774600554827)
к ИП Науменко Екатерине Павловне (ОГРНИП 315774600243354)
о взыскании
и по встречному иску о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Вершигорова Мария Владимировна предъявил Индивидуальному предпринимателю Науменко Екатерине Павловне иск о взыскании задолженности в размере 200.517 руб. 84 коп., процентов за просрочку оплаты по договору в сумме 176.455 руб. 70 коп., а также суммы перерасходов по реализации проекта в размере 496.644 руб. (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ). Ответчиком был предъявлен встречный иск о взыскании неосновательного обогащения в размере 1.283.418 руб. (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ), который был принят к совместному рассмотрению с первоначальным иском.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11 февраля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2019 года, первоначальный иск был удовлетворен частично: с ИП Науменко Е.П. в пользу ИП Вершигоровой М.В. была взыскана задолженность в размере 200.517 руб. 84 коп., проценты за просрочку оплаты по договору в сумме 58.818 руб. 56 коп., сумму перерасходов по реализации проекта в виде 496.644 руб., а также расходы по госпошлине в размере 20.472 руб., а в удовлетворении остальной части первоначальных и встречных требований было отказано (т. 4, л.д. 129-137; т. 5, л.д. 33-36).
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, ИП Науменко Е.П. обратилась с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просило обжалуемые решение и постановление отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении первоначально заявленных требований и удовлетворить встречные требования в полном объеме. В обоснование кассационной жалобы заявителем фактически были приведены идентичные доводы, изложенные им ранее в своей апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика не был допущен к участию, поскольку им была представлена просроченная доверенность на представление интересов ответчика.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, между ИП Вершигоровой М.В. (исполнитель) и ИП Науменко Е.П. (заказчик) был заключен договор подряда от 06.11.2017 N 1702 (с учетом дополнительных соглашений к нему от 15.01.2018 N 1, от 14.02.2018 N 2), по условиям которого исполнитель обязался выполнить комплекс работ по декорированию фотовыставки, в том числе 3D моделирование, изготовление, монтаж, демонтаж, доставка и вывоз декораций, проводимой на объекте заказчика, расположенного по адресу: г. Москва, проспект Вернадского. 76, (далее - объект), в соответствии с условиями настоящего договора и технического задания заказчика (приложение N 1 к настоящему договору, являющееся неотъемлемой частью договора), а заказчик обязался создать исполнителю необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную настоящем договором цену. В соответствии с п. 2.2, 2.2.1 и 2.2.2 договора, в комплекс работ по декорированию фотовыставки входит следующий комплекс работ: создание проекта 3d визуализации с последующей презентацией заказчику; осуществить работу по декорированию фотовыставки согласно подписанному техническому заданию поэтапно: создание проекта; работа над проектом, включая, но не ограничиваясь следующим: утверждение бюджета и сметы; перечень материалов, используемых для выполнения работ по настоящему договору; привлечение подрядчиков для производства и технического оснащения; привлечение специалистов: флористов-декораторов, монтажников, художников, графических дизайнеров; осуществить доставку декора на объект заказчика для выполнения монтажных работ; монтаж проекта, включая арт-надзор монтажных работ; демонтаж декора после завершения мероприятия; вывоз декора после проведения демонтажных работ. В соответствии с п. 1.2.3 договора, для реализации проекта на объекте в рамках настоящего договора стороны, с целью определения конкретных поручений заказчика и обязательств исполнителя по выполнению работ и/или поставке оборудования, исполнитель имеет право привлекать третьих лиц и нести ответственность за их действия как за свои собственные. В соответствии с п. 1.3 договора, виды, объемы и стоимость выполняемых работ устанавливаются в проектно-сметном расчете (далее - смета) (приложение N 2 к настоящему договору, являющимся его неотъемлемой частью). В соответствии с п. 1.4 договора, работы, не учтенные в приложениях к настоящему договору, при возникновении необходимости, выполняются на основании дополнительных соглашений к настоящему договору. Общая стоимость работ по настоящему договору отражена в приложении, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора, и составляет 5.852.184 руб. на момент заключения договора, НДС не облагается (п. 2.1). Конечная себестоимость проекта (приложение N 2) составляет 3.795.592 руб., НДС не облагается (п. 2.2). При этом вознаграждение исполнителя за выполнение комплекса работ по декорированию фотовыставки, указанного в п. 1.1 договора, составляет 27% от разницы между общей стоимостью проекта и его конечной себестоимостью, что на момент заключения договора составляет 555.280 руб., НДС не облагается (п. 2.3).
Причем оплата исполнителю за оказанные услуги исчисляется из суммы, указанный в п. 2.3 настоящего договора, и производится в следующем порядке (п. 2.4): авансовый платеж, в размере 45.000 руб., НДС не облагается, перечисляется заказчиком в течение 2 дней с момента подписания настоящего договора (п. 2.4.1); второй платеж, в размере 288.168 руб., НДС не облагается, перечисляется заказчиком в день передачи проекта и после подписания акта согласования проекта (п. 2.4.2); третий платеж, в размере 166.584 руб., НДС не облагается, перечисляется заказчиком в течение 2 (двух) дней с даты подписания сторонами акта сдачи-приемки оказанных услуг/работ (п. 2.4.3). Окончательный расчет за оказанные услуги в размере 55.528 руб., НДС не облагается, перечисляется заказчиком в течение 2 (двух) дней с даты выполнения демонтажных работ и подписания сторонами акта технического состояния помещения (п. 2.4.3).
Так, исполнитель приступает к выполнению работ с момента подписания настоящего договора и предоставления исполнителю исходных данных и документов, предусмотренных настоящим договором (п. 3.1). Срок выполнения всех работ по настоящему договору начинает исчисляться с момента внесения аванса, предусмотренного пунктом 2.4.1, и истекает 01 марта 2018 года (включительно) (п. 3.2). В случае несоблюдения заказчиком сроков по передаче задания, технической и иной документации, предусмотренной в настоящем договоре, сроки начала и окончания работ по договору переносятся исполнителем в одностороннем порядке на период просрочки исполнения заказчиком обязательств по договору (п. 3.3). Датой выполнения работ по каждому этапу считается дата подписания сторонами соответствующего акта сдачи-приемки выполненных работ каждого этапа (далее по тексту - акт) с приложением к нему отчетных документов и/ или других материалов. Датой исполнения обязательств по выполнению работ по договору в целом считается дата подписания сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ, согласно графику выполнения работ (приложение N 3) (п. 3.4). Сдача результатов работ исполнителем и приемка их заказчиком осуществляется в следующем порядке (п. 3.5): в течение 2 (двух) дней исполнитель передает заказчику акты, согласно выполненному этапу, с приложением к нему документов и/или иных материалов (п. 3.5.1).
Для передачи акта и документов исполнитель уведомляет заказчика об окончании работ не позднее 1-го дня, следующего за датой окончания работ. Уведомление об окончании работ, в том числе акт сдачи-приемки и документы, направляются на электронный адрес заказчика, указанный в настоящем договоре (п. 3.5.2). Если в процессе выполнения работ возникнет необходимость корректировки объема, сроков выполнения и стоимости работ, то такие изменения должны оформляться дополнительными соглашениями к настоящему договору (п. 3.6). В соответствии с п. 4.1 настоящего договора, стороны обязаны подписать акт технического состояния помещения в день начала выполнения монтажных работ по условиям настоящего договора и приложениями к нему. Произведенные фото на телефон в момент приемки помещения имеют юридическую силу. При этом исполнитель обязан до начала монтажных работ освободить помещение от информационных стендов (такие как: рекламные временные стенды 3 лиц, временные плакаты, картины, расписания студентов), являющихся собственностью МГИМО на объекте указанные в п. 1.1 договора. После завершения демонтажных работ и подписания акта, указанного в п. 4.8 настоящего договора, исполнитель не обязан устанавливать вышеуказанные в данном пункте информационные стенды в помещении в прежний вид.
После окончания монтажных работ по настоящему договору исполнитель обязуется оформить и предоставить заказчику подписанный со своей стороны акт приема-передачи выполненных работ в двух экземплярах (п. 4.3). При этом заказчик в течение 2 рабочих дня со дня получения актов приема передачи выполненных работ обязан подписать их и направить один экземпляр исполнителю или в тот же срок предоставить мотивированный отказ от приемки выполненных работ, а также оказанных услуг (п. 4.4). В случае мотивированного отказа заказчика стороны составляют двухсторонний акт с перечнем замечаний и необходимых доработок, а также дополнительное соглашение по сроку их выполнения (п. 4.5). В случае не предоставления заказчиком мотивированного отказа и подписанного акта в течение 2 (двух) рабочих дней - работы либо услуги считаются выполненными надлежащим образом и принятыми заказчиком (п. 4.6). В случае мотивированного отказа и наличия согласованных замечаний в дополнительном соглашении, а также в случае отсутствия сдачи работ в утвержденный заранее срок исполнитель несет материальную ответственность, в том числе уплачивает штрафы согласно п. 6.3 (п. 4.7). Кроме того, стороны обязаны подписать акт технического состояния помещения в день после завершения выполнения демонтажных работ по условиям настоящего договора и приложениями к нему. Произведенные фото на телефон в момент приемки помещения имеют юридическую силу (п. 4.8). В данном случае с увеличением общей стоимости работ увеличилась и себестоимость договора с 3.795.592 руб. на 230 800 руб. по дополнительному соглашению от 15.01.2018 N 1 и на 253.000 руб. по дополнительному соглашению от 14.02.2018 N 2, что составило общую сумму 4.279.392 руб.
В материалы дела был представлен акт об утверждении проекта от 15.12.2017 к договору от 06.11.2017 N 1702 о нижеследующем: работы по разработке дизайн 3D визуализации декора для фотовыставки, проводимой на объекте заказчика, расположенного по адресу: г. Москва, проспект Вернадского, 76, (далее - объект), были выполнены полностью и в срок, указанный в приложении N 3 к договору N 1702 от 06.11.2017 г.; заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг претензий не имеет; проектная документация, выполнена в бумажном виде формата А3 в сброшюрованном альбоме, в количестве 2 (двух) экземплярах, прилагается к настоящему акту; настоящим актом заказчик подтверждает, что претензий к исполнителю на данном этапе работ не имеется; настоящий акт составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу: по одному экземпляру для каждой из сторон. Данный акт был подписан обеими сторонами без разногласий и претензий. Таким образом, в соответствии с п. 2.2.1 и п. п. 1 п. 2.2.2 настоящего договора, обязательства ИП Вершигоровой М.В. были исполнены, а ИП Науменко Е.П. исполнение принято.
Кроме того, в материалы дела также представлены акты приема-передачи денежных средств. Указанные выше акты были подписаны обеими сторонами без разногласий и претензий за исключением акта приема-передачи денежных средств от 28.02.2018 (подписан со стороны ИП Вершигоровой М.В.), в соответствии с которыми ИП Вершигоровой М.В. были приняты от ИП Науменко Е.П. денежные средства всего на сумму 4.083.280 руб., из которых: 45.000 руб. - по акту приема-передачи денежных средств от 08.11.2017 оплачены в счет авансового платежа в соответствии с п. 2.4.1 договора; 288.168 руб. - в счет частичного вознаграждения по акту приема-передачи денежных средств от 08.11.2017 в соответствии с п. 2.4.2 договора; 166.584 руб. - в счет частичного вознаграждения по акту приема-передачи от 28.02.2018 в соответствии с п. 2.4.3 договора; 55.528 руб. - в счет окончательного расчета по вознаграждению по акту приема-передачи денежных средств от 28.02.2018 в соответствии с п. 2.4.3 договора. Остальные денежные средства - 3.528.000 руб. были оплачены в счет расходов на привлечение третьих лиц в соответствии с п. 1.1 настоящего договора. Таким образом, в счет вознаграждения были выплачены денежные средства на общую сумму 555.280 руб., а 3.528.000 руб. были оплачены в счет расходов на привлечение третьих лиц в соответствии с п. 1.1 настоящего договора. Кроме того, общая стоимость работ увеличилась на 461.600 рублей по дополнительному соглашению от 15.01.2018 N 1 и на 607.200 рублей по дополнительному соглашению от 14.02.2018 N 2. При этом себестоимость по дополнительным работам увеличилась на 230.800 рублей по дополнительному соглашению от 15.01.2018 N 1 и на 253.000 рублей по дополнительному соглашению от 14.02.2018 N 2.
В материалы дела также был представлен акт об утверждении проекта от 18.01.2018 дополнительного соглашения от 15.01.2018 N 1 к договору от 06.11.2017 N 1702, в соответствии с которым работы по разработке проекта дополнительной зоны на 1 этаже, проводимой на объекте заказчика, расположенного по адресу: г. Москва, проспект Вернадского, 76, (далее - объект), были выполнены полностью и в срок, согласно дополнительному соглашению от 15.01.18 года к договору N 1702 от 06.11.2017 г. Заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг претензий не имеет. Проектная документация, была выполнена в бумажном виде формата А3 в сброшюрованном альбоме, в количестве 2 (двух) экземплярах, прилагается к настоящему акту. Настоящим актом заказчик подтверждает, что претензий к исполнителю на данном этапе работ не имеется. Указанный акт был подписан со стороны ИП Вершигоровой М.В., подпись от ИП Науменко Е.П. отсутствует.
В материалы дела был представлен акт приема-передачи выполненных работ от 17.02.2018 N б/н к договору от 06.11.2017 N 1702, в соответствии с которым стороны установили, что заказчик передал, а исполнитель принял все выполненные в срок монтажные работы (п. 1). К указанному акту был приложен лист формата А4, на котором прописью от руки указано: "За исключением двух баннеров, указанных в смете, но не сделанных по факту" подписи без расшифровки после слов "согласна" и указана дата "17.02.2018". Таким образом, вышеуказанный акт был принят и подписан сторонами с замечаниями, но не устанавливающими обязанность по исправлению данных замечаний - стоимость работ была снижена на сумму 2 (двух) баннеров, как указано истцом на 12.960 руб. 16 коп.
В материалы дела был представлен акт приема-передачи денежных средств от 28.02.2018 N б/н к дополнительному соглашению N 1 от 15.01.2018, в соответствии с которым заказчик передал, а исполнитель принял денежные средства в размере 62.316 рублей, в соответствии с п. 4 дополнительного соглашения от 15 января 2018 года к договору N 1702 от 06 ноября 2017 года. В случае расхождения переданных заказчиком наличных денежных средств и документально подтвержденных расходов исполнителя для привлечения от своего имени 3 лиц, необходимых для реализации проекта, стороны подтверждают свое согласие на перерасчет стоимости работ по договору. Настоящим актом заказчик подтверждает, что претензий к исполнителю не имеется. Данный акт подписан только со стороны ИП Вершигоровой М.В.
Кроме того, в материалы дела были представлены также следующие акты: акт технического состояния помещения (демонтажные работы (услуги)) от 28.02.2018 N б/н, в соответствии с которым: демонтажные работы, в том числе вывоз декораций после завершения мероприятия, проводимые в Московском государственном институте международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее именуемый - МГИМО), расположенном по адресу: г. Москва, проспект Вернадского, 76, были выполнены полностью и в срок. МГИМО претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг претензий не имеет. Настоящим актом МГИМО подтверждает, что претензий к исполнителю на данном этапе работ не имеется. Настоящий акт был составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу: по одному экземпляру для каждой из сторон; акт технического состояния помещения (демонтажные работы (услуги)) от 28.02.2018 N б/н, в соответствии с которым: демонтажные работы, в том числе вывоз декораций после завершения мероприятия, проводимого на объекте заказчика, расположенного по адресу: г. Москва, проспект Вернадского, 76, (далее - объект), были выполнены полностью и в срок, согласно графику выполнения работ, указанных в приложение N 3 к договору N 1702 от 06.11.2017 г. Заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг претензий не имеет. Настоящим актом заказчик подтверждает, что претензий к исполнителю на данном этапе работ не имеется. При этом настоящий акт был составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу: по одному экземпляру для каждой из сторон. Указанные выше акты технического состояния помещения (демонтажные работы (услуги)) от 28.02.2018 N б/н были подписаны со стороны ИП Вершигоровой М.В., а подпись от ИП Науменко Е.П. отсутствует.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Учитывая указанные нормы закона, в том числе ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, и установленные судом фактические обстоятельства спора, суд в решении и постановлении обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца задолженность в размере 200.517 руб. 84 коп., проценты за просрочку оплаты по договору в размере 58.818 руб. 56 коп. на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, сумму перерасходов по реализации проекта в размере 496.644 руб., а в удовлетворении встречного иска о взыскании неосновательного обогащения правомерно было отказано, с чем в настоящее время согласна и кассационная инстанция.
Следовательно, при рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Нарушений указанных норм права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено, хотя об обратном и было указано в жалобе заявителем по делу.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Кроме того, доводы кассационной жалобы уже были предметом исследования суда апелляционной инстанции, с оценкой которых согласна и кассационная инстанция.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11 февраля 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2019 года по делу N А40-127035/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.И.Стрельников |
Судьи |
Н.Н.Колмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.