город Москва |
|
11 сентября 2019 г. |
Дело N А41-5141/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Каменской О.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ЗАО "МАНСУРОВСКОЕ КАРЬЕРОУПРАВЛЕНИЕ": Гордеевой И.В. (дов. N Д/55 от 26.08.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Комитета лесного хозяйства Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 05 сентября 2019 г. в судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 26 марта 2019 г.,
принятое судьей Голубковым П.А.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2019 г.,
принятое судьями Диаковской Н.В., Иевлевым П.А., Марченковой Н.В.,
по делу N А41-5141/19
по заявлению закрытого акционерного общества "МАНСУРОВСКОЕ КАРЬЕРОУПРАВЛЕНИЕ"
к Комитету лесного хозяйства Московской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 07-616/2018 от 28 декабря 2018 г.,
УСТАНОВИЛ: 01 ноября 2018 г. государственным лесным инспектором Московской области при патрулировании территории лесного фонда на лесном участке, расположенном в выделе 22 квартала 116 Деньковского участкового лесничества Истринского филиала Государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес" (далее - ГКУ МО "Мособллес") вблизи деревни Алексеевка городского округа Истра Московской области выявлен факт самовольного занятия и использования закрытым акционерным обществом "МАНСУРОВСКОЕ КАРЬЕРОУПРАВЛЕНИЕ" (далее - ЗАО "МАНСУРОВСКОЕ КАРЬЕРОУПРАВЛЕНИЕ", общество, заявитель) лесного участка площадью 38,6 га, (кадастровый номер лесного участка 50:08:0090228:189) под размещение хвостохранилища, где происходит отстой и осветление технологической воды, используемой в системе оборотного водоснабжения дробильно-сортировочной фабрики. На самовольно занятом участке лесного фонда общество разместило гидротехнические сооружения, насосная станция оборотного водоснабжения (2-го подъема).
По результатам патрулирования составлен акт осмотра территории лесного участка от 01 ноября 2018 г.
На основании полученных данных 28 ноября 2019 г. в отношении ЗАО "МАНСУРОВСКОЕ КАРЬЕРОУПРАВЛЕНИЕ" составлен протокол об административном правонарушении N 7-616/2018.
28 ноября 2018 г. обществу выдано предписание N 7-616/2018 об устранении нарушений земельного законодательства, которым предписано освободить самовольно занятый (используемый) лесной участок от насосной станции оборотного водоснабжения (2-го подъема), а нарушенные земли рекультивировать в срок до 10 апреля 2019 г.
Постановлением Комитета лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) от 28 декабря 2018 г. N 07-616/2018 ЗАО "МАНСУРОВСКОЕ КАРЬЕРОУПРАВЛЕНИЕ" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ЗАО "МАНСУРОВСКОЕ КАРЬЕРОУПРАВЛЕНИЕ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области о его отмене.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 марта 2019 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2019 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Комитет просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 КоАП РФ, указывая на то, что материалами административного дела подтвержден факт занятия и использования обществом территории лесного фонда.
Отзывы на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ЗАО "МАНСУРОВСКОЕ КАРЬЕРОУПРАВЛЕНИЕ" возражал против удовлетворения кассационной жалобы, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Представитель Комитета лесного хозяйства Московской области в заседание суда кассационной инстанции не явился, заявив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации земли делятся по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий.
Из пункта 2 указанной статьи следует, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно второму абзацу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Действия, связанные с самовольным занятием лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 КоАП РФ и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Удовлетворяя заявленные требования, суды указали на отсутствие в действиях ЗАО "МАНСУРОВСКОЕ КАРЬЕРОУПРАВЛЕНИЕ" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 КоАП РФ, поскольку административным органом не представлено достаточных доказательств, подтверждающих принадлежность земельного участка с кадастровым номером 50:08:0090228:189 к землям лесного фонда.
Судами установлено, что решением Мособлсовета от 11 апреля 1977 г. N 514/11 Мансуровскому карьероуправлению (ЗАО "МАНСУРОВСКОЕ КАРЬЕРОУПРАВЛЕНИЕ" является правопреемником) был отведен земельный участок под хвостохранилище во временное пользование сроком на пять лет, площадью 58,24 га.
Постановлением Главы Администрации Истринского района Московской области от 07 сентября 1995 г. N 1701/17 "О предоставлении АО "Мансуровское карьероуправление" в пользование земельного участка под хвосто-хранилище" был выделен земельный участок площадью 58,24 га под строительство хвостового хозяйства предприятия, а именно: гидротехнических сооружений, которые входят в единый технологический комплекс по производству нерудной продукции и работают в единой технологической цепи с дробильно-сортировочной фабрикой.
Кроме того, на основании плана приватизации Мансуровского карьероуправления за обществом было зарегистрировано право собственности на хвостохранилище, назначение гидротехнические сооружения, инв. N 085:020-13815/7, лит. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, Г, адрес объекта: Московская область, Истринский район, Онуфриевский со., дер. Алексеевка, производственная база ЗАО "МАНСУРОВСКОЕ КАРЬЕРОУПРАВЛЕНИЕ", д. 3, стр. 32 с кадастровым номером 50:08:13:92789:001, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 30 июля 2004 г. сделана запись регистрации N 50-01/08-40/2004-65 (свидетельство о государственной регистрации права от 08 сентября 2018 г. серии 50 НВN 892125).
На основании изложенного суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку административным органом не представлено доказательств отнесения земельного участка с кадастровым номером 50:08:0090228:189 к категории земель лесного фонда.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами судов, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для иной оценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26 марта 2019 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2019 г. по делу N А41-5141/19 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
О.В.Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.