г. Москва |
|
10 сентября 2019 г. |
Дело N А41-107360/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.09.2019.
Полный текст постановления изготовлен 10.09.2019.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И.Ю.,
судей Ананьиной Е.А., Каменской О.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Алексеенко С.А. по доверен. от 04.09.2019,
от третьих лиц:
от Комитета по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района Московской области: Эфендиев Э.Г. по доверен. от 06.06.2019,
рассмотрев в судебном заседании 05 сентября 2019 года кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Солнечногорск Московской области
на решение от 04 апреля 2019 года,
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Богатыревой Г.И.
на постановление от 03 июля 2019 года,
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Семушкиной В.Н., Немчиновой М.А., Пивоваровой Л.В.,
по делу N А41-107360/2018,
по заявлению МУП городского поселения Солнечногорск "Солнечный город" в лице конкурсного управляющего Кобяка П.П.
к Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, третьи лица: Администрация городского поселения Солнечногорск Солнечногорского муниципального района Московской области, Комитет по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района Московской области
о признании недействительным решения и обязании заключить договор аренды,
УСТАНОВИЛ:
МУП городского поселения Солнечногорск "Солнечный город" в лице конкурсного управляющего Кобяка П.П. (далее - МУП "Солнечный город") обратилось в Арбитражный суд Московской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением к Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области о признании недействительным решения от 30.11.2018 N 15-исх-10496/КУИ "Об отказе в предоставлении муниципальной услуги в Солнечногорском муниципальном районе Московской области "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов, безвозмездное пользование"; об обязании заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:09:0080605:98, площадью 23768 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, г. Солнечногорск, ул. Пролетарская, участок 2, категория земли - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "для промышленного строительства" сроком на 10 лет.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Администрация городского поселения Солнечногорск Солнечногорского муниципального района Московской области и Комитет по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04.04.2019, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2019, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Комитет по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, указывая на отсутствие оснований, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка, просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам.
В отзыве на кассационную жалобу МУП "Солнечный город" возражало против ее удовлетворения и просило оставить законно принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Комитета по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района Московской области поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель МУП "Солнечный город" возражал против ее удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что на территории Солнечногорского района Московской области по адресу: Московская область, г. Солнечногорск, ул. Пролетарская, д. 1 расположены следующие объекты недвижимости: ангар-склад площадью 483,4 кв.м с кадастровым номером 50:09:0000000:178730; гараж площадью 18,3 кв.м с кадастровым номером 50:09:0080605:392; гараж площадью 573,9 кв.м с кадастровым номером 50:09:0080605:353; теплица площадью 592,2 кв.м с кадастровым номером 50:09:0080605:347; столярная мастерская площадью 226,3 кв.м с кадастровым номером 50:09:0080605:335.
Данные объекты находятся в собственности муниципального образования - городское поселение Солнечногорск Солнечногорского муниципального района Московской области, переданы в хозяйственное ведение МУП "Солнечный город" и расположены на земельном участке с кадастровым номером 50:09:0080605:98 площадью 23768 кв.м, вид разрешенного использования для промышленного строительства, категория земель - земли населенных пунктов.
МУП "Солнечный город" обратилось в Администрацию Солнечногорского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении данного земельного участка в аренду.
Письмом от 30.11.2018 N 15исх-10496/КУИ заявителю отказано в предоставлении земельного участка в аренду в связи с тем, что он признан несостоятельным (банкротом), а также отсутствуют документы, подтверждающие права заявителя на объекты недвижимости и совокупность условий, предусмотренных пунктами 3,4 статьи 39.6 ЗК РФ.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения МУП "Солнечный город" в суд с настоящим заявлением.
Статьей 39.2 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
В силу пункта 6 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрены в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 6, 7 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ в случае, если земельный участок сформирован, гражданин или юридическое лицо обращаются в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка.
Результатом рассмотрения заявления указаны заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Указанный Перечень утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 N 1 (далее - Перечень), пункт 32 которого содержит требования о необходимости представления в обязательном порядке заявителем для приобретения земельного участка в аренду в порядке подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ следующих документов: документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на здание, сооружение, если право на такое здание, сооружение не зарегистрировано в ЕГРП; документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП; сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
При этом представление каких-либо иных документов законом не предусмотрено.
Рассматривая данный спор, удовлетворяя заявление, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение ответчика принято незаконно и нарушает права и интересы заявителя, поскольку МУП "Солнечный город" имеет на испрашиваемом земельном участки объекты недвижимого имущества, находящиеся в его хозяйственном ведении, следовательно, имеет право на приобретение земельного участка в аренду без торгов на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Вопреки утверждением ответчика, заявителем были представлены предусмотренные Перечнем документы в полном объеме. При этом отказ в предоставлении в аренду спорного земельного участка по причине возбуждения в отношении заявителя дела о банкротстве, нормами ЗК РФ не предусмотрен.
Данные выводы судов являются обоснованными, сделаны на основании полного и объективного исследования всех представленных в материалы дела доказательств, с правильным применением указанных норм права.
В целях восстановления нарушенного права суды правомерно возложили на ответчика обязанность заключить с заявителем договор аренды указанного земельного участка.
При таких обстоятельствах, доводы кассационной жалобы, фактически сводящиеся к иной, чем у судов неверной оценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, проверенные и обоснованно отклоненные судами, не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Довод заявителя жалобы о необходимости прекращения производства по данному делу в связи с рассмотрением аналогичных требований в деле N А41-4174/2017 подлежит отклонению, т.к. в рамках дела N А41-4174/2017 оспаривался иной отказ в предоставлении земельного участка, изложенный в решении от 09.12.2016 N 15исх-7648/Куи.
Также является несостоятельным довод Администрации о ненадлежащем ответчике, поскольку органом, полномочным распоряжаться земельными участками, является Администрация городского округа Солнечногорск Московской области.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04 апреля 2019 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 июля 2019 года по делу N А41-107360/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И.Ю. Григорьева |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.