город Москва |
|
10 сентября 2019 г. |
Дело N А40-296806/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Хвостовой Н.О.,
судей: Ворониной Е.Ю., Колмаковой Н.Н.,
при участии в заседании:
от истца - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
рассмотрев 03 сентября 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 09 апреля 2019 года,
принятое судьей Масловым С.В.,
на постановление от 01 июля 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Левиной Т.Ю., Векличем Б.С., Поповой Г.Н.,
по иску Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации,
о признании соглашения недействительным, о применении последствий недействительности сделок,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Ульчского муниципального района Хабаровского края (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, ответчик) о признании недействительными соглашения N 19-17тэ от 03.12.2017, N 16-18тэ от 01.01.2018, о применении последствий недействительности сделок в отношении указанных соглашений в виде взыскания денежных средств в размере 359 129 руб. 94 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09 апреля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 июля 2019 года, исковые требования удовлетворены, соглашения N 19-17тэ от 03.12.2017 и N 16-18тэ от 01.01.2018 признаны недействительными, применены последствия недействительности сделок путем взыскания с ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в пользу Администрации денежных средств в размере 359 129 руб. 94 коп.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции и постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, поскольку полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам, а обжалуемые судебные акты были приняты с нарушение норм материального права.
Истец и ответчик своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, истец отзыв на кассационную жалобу не представил, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте: http://kad.arbitr.ru.
Изучив материалы дела и рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также соответствие выводов в обжалуемых судебных актах, имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, и установлено судами первой и апелляционной инстанций, между истцом в качестве главного распорядителя средств бюджета района и ответчиком в качестве получателя заключены соглашения N 19-17тэ от 03.12.2017, N 16-18тэ от 01.01.2018, по условиям которых субсидия предоставляется из бюджета района в 2017, 2018 годах получателю на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, по кодам классификации бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств бюджета района 901, раздел 05, подраздел 02, целевая статья 020020П120, вид расходов 811 в рамках муниципальной программы Ульчского муниципального района "Улучшение качества жилищно-коммунальных услуг на территории Ульчского мунципального района Хабаровского края на 2014-2020 годы", утвержденной постановлением администрации района от 28.11.2013 N1168-па.
Судами установлено, что во исполнение постановления Администрации Ульчского района Хабаровского края от 03.02.2017 N 160-па и условий соглашений, главный распорядитель средств бюджета района исполнил обязательства по перечислению субсидий получателю в размере 359 129 руб. 94 коп., что подтверждается представленными платежными поручениями.
Обращаясь с исковым заявлением в суд, истец сослался на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 01.06.2018 N 06-05-16/38116 согласно которому Департамент межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации, рассмотрев обращение Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, от 28.03.2018 N 1-07/4070 сообщает, что из содержания пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что целевая субсидия предоставляется учреждениям органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя данного учреждения из бюджета публично-правового образования, создавшего это учреждение, по мнению Минфина России, компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготного тарифа на тепловую энергию (мощность) в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю не может осуществлять путем предоставления указанным учреждениям целевой субсидии из бюджета Хабаровского края.
Истец также сослался на письмо Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края "О разъяснениях Минфина РФ" в соответствии с которым до глав муниципальных образований края доведено, что согласно письму Минфина РФ от 01.06.2018 N 06-05-16/38116 по вопросу предоставления субсидий федеральным бюджетным учреждениям и казенным учреждениям на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых (цен) тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению данные субсидии предоставляться не могут, однако, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края поддерживает данное письмо в части предоставления субсидий казенным учреждениям.
Вышеуказанные обстоятельства, по мнению истца, являются основанием для расторжения спорных соглашений, а перечисленные во исполнение соглашений денежные средства подлежат возврату главному распорядителю средств бюджета района.
Удовлетворяя исковые требования Администрации, руководствуясь положениями статей 166, 168, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 28, 38, 69, 78, 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суды первой инстанции исходили из наличия достаточных оснований для признания соглашений недействительными и применения последствий их недействительности.
Как верно указали суды, поскольку Ульчский муниципальный район не является учредителем ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России договоров аренды, требование о признании заключенных между Администрацией и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России соглашений N 19-17тэ от 03.12.2017 и N 16-18тэ от 01.01.2018 недействительными является обоснованным.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (части 1, 2 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71, пункта 2 части 4 статьи 170, пункта 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы кассационной жалобы, в том числе об отсутствии достаточных оснований для расторжения спорных соглашений, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
В соответствии с положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать установленными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении, либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанции.
При рассмотрении дела и вынесении судебных актов суды первой и апелляционной инстанций установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09 апреля 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 июля 2019 года по делу N А40-296806/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.