19 сентября 2019 г. |
Дело N А40-73337/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - Филин К.П. по доверенности от 26.03.2019; Борисов С.М. по дов. от 08.05.2019,
от заинтересованного лица - Мусиев Р.А. по доверенности от 22.07.2019;
рассмотрев 17 сентября 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Лунево-Инвест"
на решение от 26 апреля 2019 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Гилаевым Д.А.,
на постановление от 13 июня 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., Суминой О.С.,
по делу N А40-73337/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лунево-Инвест"
к Министерству экологии и природопользования Московской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лунево-Инвест" (далее - общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным постановления Министерства экологии и природопользования Московской области от 14.03.2019 N 202/75/2019 о привлечении ООО "Лунево-Инвест" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 апреля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Девятого апелляционного суда от 13 июня 2019 года, постановление Министерства экологии и природопользования Московской области от 14.03.2019 N 202/75/2019 о привлечении ООО "Лунево-Инвест" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменено, штраф снижен с 500.000 руб. до 300.000 руб.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить по причине неправильного применения норм права.
В обоснование своей кассационной жалобы общество ссылается на неправильное применение судами норм материального права.
До начала судебного разбирательства от Министерства поступил отзыв на кассационную жалобу. Отзыв приобщается к материалам дела, поскольку представлен в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 279 АПК РФ.
Представитель кассатора поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Министерства возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей общества и Министерства, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, что ООО "Лунево-Инвест" представлено право пользования недрами по лицензии на право пользования недрами МСК 80257 ТЭ с целевым назначением и видами работ: для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых - песчано-гравийных пород и песков строительных на участке недр, расположенного юго-восточнее с. Горы г.о. Озеры Московской области.
21.02.2019 в соответствии со служебной запиской Управления по рациональному недропользованию N С326806/24-04-01 установлено, что ООО "Лунево-Инвест" допущено нарушение п. 11.1 условий лицензии на пользование недрами МСК 80257 ТЭ.
В соответствии с п. 11.1 условий пользования недрами по лицензии МСК 80257 ТЭ, недропользователь обязан ежегодно в срок до 05 февраля представлять в Министерство, ФБУ "Территориальный фонд геологической информации по ЦФО и органы государственного горного надзора информацию статистическую отчетность по форме 5-гр с пояснительной запиской и до 25 января по форме 70-тп с пояснительной запиской и технико-экономическими показателями.
В адрес Министерства в установленные лицензией сроки информация не поступила.
Таким образом, в действиях ООО "Лунево-Инвест" выявлен факт нарушения условий пользования недрами, выразившееся в непредставлении в адрес Министерства экологии и природопользования Московской области, в срок до 05 февраля по форме 5-гр с пояснительной запиской и до 25 января по форме 70-тп с пояснительной запиской и технико-экономическими показателями.
По факту выявленного правонарушения уполномоченным административного органа 04.03.2019 составлен протокол N 202/75/2019 об административном правонарушении.
Постановлением от 14.03.2019 N 202/75/2019 ООО "Лунево-Инвест" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения в виде административного штрафа в размере 500.000 руб.
Полагая, что постановление от 14.03.2019 N 202/75/2019 незаконно, общество обжаловало его в судебном порядке.
Кассационная коллегия считает, что принимая оспариваемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) и пункта 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 3314-1, предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии с п. п. 7, 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В силу статьи 23.2 Закона о недрах технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Судами установлено, что общество приступило к пользованию (разведке) недрами в 2017 году, осуществляя лицензионную деятельность по фактической добыче полезных ископаемых по категории "В" в составе нераспределенного фонда недр с запасами песков и песчано-гравийных пород.
При этом, как указывают суды, для недопущения правонарушения обществом в порядке ст. ст. 12, 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" не предприняты меры по обращению в компетентные органы для представления статистической отчетности по форме 5-гр с пояснительной запиской, до 25 января по форме 70-тп с пояснительной запиской и технико-экономическими показателями.
В соответствии с ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 300.000 до 500.000 руб.
Кассационная коллегия соглашается с выводом судов о том, что обществом не представлено доказательств невозможности соблюдения требований природоохранного законодательства при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Также судами верно отмечено, что, подписав лицензионное соглашение, общество обязано принять необходимые меры для исполнения, в том числе п. 11.1 условий пользования недрами по лицензии МСК 80257 ТЭ.
Административный орган в доводах указал, что факт пользования заявителем по делу недрами подтверждается материалами дела, так как в рамках лицензии на право пользования недрами МСК 80257 ТЭ с целевым назначением и видами работ: для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых - песчано-гравийных пород и песков строительных на участке недр, ООО "Лунево-Инвест" проведены работы по разведке участка недр, в частности - Распоряжением Минэкологии МО от 27.04.2018 N 171-РМ согласован проект на выполнение работ по объекту " Разведка общераспространенных полезных ископаемых - песчано-гравийных пород и песков строительных на участке недр, расположенных юго-восточнее с.Горы г.о. Озеры МО", утверждено положительное заключение N 28-2018-Т от 05.07.2018 по результатам геологоразведочных работ и представления отчета о результатах разведки Разведка общераспространенных полезных ископаемых - песчано-гравийных пород и песков строительных на участке недр, расположенных юго-восточнее с.Горы г.о. Озеры МО.
При этом заявителем не исполнен п. 11.1 лицензионного соглашения, в соответствии с которым недропользователь обязан ежегодно в срок до 05 февраля представлять в Министерство, ФБУ "Территориальный фонд геологической информации по ЦФО и органы государственного горного надзора информацию статистическую отчетность по форме 5-гр с пояснительной запиской и до 25 января по форме 70-тп с пояснительной запиской и технико-экономическими показателями.
Суд кассационной инстанции считает правильными выводы судов, что понятие "пользование недрами" гораздо шире и подразумевает под собой как добычу полезных ископаемых, так и ряд иных действий недропользователя, предусмотренных как статьей 22 Закона о недрах, так и условиями к лицензии, которые предшествуют непосредственно добыче, осуществляются недропользователем во время добычи, а также и ряд иных действий, которые недропользователь может осуществлять после осуществления добычных работ.
Таким образом, понятие "пользование недрами" по смыслу действующего законодательства, не является синонимом понятия "работы по добыче полезных ископаемых" и включает в себя также и иные действия недропользователя, указанные в Законе о недрах, в условиях пользования недрами, которые он обязан осуществлять.
Виды пользования недрами определены в ст. 6 Закона о недрах.
Статьей 6 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" установлен исчерпывающий перечень видов пользования недрами, для которых недра предоставляются в пользование. В силу положений пункта 3 статьи 6 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" разведка и добыча полезных ископаемых является одним из видов пользования недрами.
Данный вывод суда соответствует судебной практике - Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 06.06.2018 N 41-АД18-11.
Следовательно, как верно указано судами, административный орган пришел к мотивированному выводу о квалификации действий ООО "Лунево-Инвест" по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установленный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Признав избранную в отношении общества меру ответственности чрезмерной, судами с учетом конкретных обстоятельств дела и характера совершенного правонарушения снижен размер назначенного Министерством административного штрафа до 300.000 руб.
Отклоняя доводы ООО "Лунево-Инвест", суды правомерно не усмотрели оснований для применения положений ч. 2 ст. 3.4, ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяющих заменить наказание в виде административного штрафа на предупреждение лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, за впервые совершенное административное правонарушение при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба, равно как и не установлено исключительных оснований для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией ч. 2 ст. 7.3 Кодекса.
На основании изложенного, кассационная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым судами дана в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы права; кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Все доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, обсуждены и отклонены по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения. Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 176, 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26 апреля 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 июня 2019 года по делу N А40-73337/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.