г. Москва |
|
11 июля 2019 г. |
Дело N А40-151033/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.07.2019.
Полный текст постановления изготовлен 11.07.2019.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Каменской О.В., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителей по делу - Министерства физической культуры и спорта Пермского края - Ермаковой Ю.С. (представителя по доверенности от 14.02.2019), Правительства Пермского края - Лысковца М.М. (представителя по доверенности от 27.12.2018), от субъекта Российской Федерации - Пермский край в лице Министерства физической культуры и спорта Пермского края и Правительства Пермского края - Ермаковой Ю.С. (представителя по доверенности от 14.02.2019), Лысковца М.М. (представителя по доверенности от 27.12.2018);
от Министерства финансов Российской Федерации - Шиляева А.П. (представителя по доверенности от 10.03.2017);
от Федерального казначейства - Биджиева А.Б. (представителя по доверенности от 13.12.2018);
от Министерства финансов Пермского края - Гаряевой Н.Д. (представителя по доверенности от 14.01.2019);
от общества с ограниченной ответственностью "ЭлинАльфа" - извещено, представитель не явился;
от Управления Федерального казначейства по Пермскому краю - извещено, представитель не явился;
от Министерства спорта Российской Федерации - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 04.07.2019 в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации,
на постановление от 25.02.2019
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Захаровым С.Л., Москвиной Л.А., Пронниковой Е.В.,
по делу N А40-151033/2018
по заявлению Министерства физической культуры и спорта Пермского края, Правительства Пермского края, субъекта Российской Федерации - Пермский край в лице Министерства физической культуры и спорта Пермского края
к Министерству финансов Российской Федерации, Федеральному казначейству
об оспаривании решения, действий,
третьи лица: Министерство финансов Пермского края, общество с ограниченной ответственностью "ЭлинАльфа", Управление Федерального казначейства по Пермскому краю, Министерство спорта Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Министерство физической культуры и спорта Пермского края обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству финансов Российской Федерации, Федеральному казначейству, в котором учетом принятых судом уточнений просило признать незаконными действия Федерального казначейства по направлению уведомления о применении бюджетных мер принуждения в виде списания денежных средств из бюджета Пермского края в федеральный бюджет в сумме 86 686 334,56 рублей, решение Минфина России от 25.01.2018 N 28 "О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета".
В качестве созаявителей в деле участвуют Правительство Пермского края, субъект Российской Федерации - Пермский край в лице Министерства физической культуры и спорта Пермского края и Правительства Пермского края, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство финансов Пермского края, Управление Федерального казначейства по Пермскому краю (далее - УФК по Пермскому краю), Министерство спорта Российской Федерации, общество с ограниченной ответственностью "ЭлинАльфа" (далее - ООО "ЭлинАльфа").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.10.2018 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2019 решение суда отменено, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней Минфин России просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу и возражениях на кассационную жалобу Министерство физической культуры и спорта Пермского края, Правительство Пермского края и Министерство финансов Пермского края возражали против ее удовлетворения и просили оставить законно принятый судебный акт без изменения.
В судебном заседании представители Минфина России и Федерального казначейства поддержали доводы кассационной жалобы.
Представители Министерства физической культуры и спорта Пермского края, Правительства Пермского края, субъекта Российской Федерации - Пермский край в лице Министерства физической культуры и спорта Пермского края, Министерства финансов Пермского края возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание суда округа не обеспечили, что с учетом положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не признано судом препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителей Минфина России, Федерального казначейства, Министерства физической культуры и спорта Пермского края, Правительства Пермского края, субъекта Российской Федерации - Пермский край в лице Министерства физической культуры и спорта Пермского края, Министерства финансов Пермского края, обсудив доводы кассационной жалобы, дополнения к ней, отзыва и возражений на кассационную жалобу, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанции норм права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
Как установлено апелляционным судом и следует из материалов дела, между Минспорта России (главный распорядитель) и Правительством Пермского края (получатель средств) было заключено соглашение от 03.07.2015 N 507 (далее - соглашение), условиями которого в редакции дополнительного соглашения от 21.08.2015 N 1 было предусмотрено предоставление в 2015 году субсидии из федерального бюджета бюджету Пермского края в целях софинансирования в 2015 году строительства и оснащения крытого футбольного манежа по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 126а в размере 664142647 рублей.
Согласно пункту 2.1 соглашения условие предоставления субсидии является обеспечение получателем средств наличия в законе о бюджете субъекта на текущий финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований в размере 124500000 рублей на финансирование вышеназванного расходного обязательства.
В соответствии с пунктом 2.6 соглашения получатель обеспечивает соблюдение графика выполнения мероприятий по строительству объекта. Согласно графику уровень технической готовности объекта - 100%.
УФК по Пермскому краю провело выездную проверку по вопросам законности заключения и исполнения государственного контракта от 31.07.2015 N 10 на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Крытый футбольный манеж г. Перми" в рамках софинансирования из федерального бюджета по подпрограмме "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008-2015 г.г." Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.", за период с 01.01.2015 по 31.12.2016. В результате проверки были выявлены нарушения условий исполнения данного соглашения, выразившиеся в необеспечении эффективности расходования средств федерального бюджета, а также установленного соглашением уровня софинансирования расходного обязательства.
Так, было установлено, что к установленному сроку строительство манежа завершено не было (уровень технической готовности - составил 50%), при этом кассовый объем финансирования строительства в 2015 году составил 685 749 540 рублей, в том числе за счет средств субсидии из федерального бюджета - 664 142 647 рублей, за счет средств бюджета Пермского края - 21 606 942,55 рублей, что свидетельствует о перерасходе средств федерального бюджета.
Уведомлением от 27.12.2017 N 07-04-04/09-2386 Федеральное казначейство сообщило Минфину России о выявленных проверкой нарушениях и предложило применить в отношении Правительства Пермского края меры бюджетного принуждения: за нарушение предусмотренного соглашением уровня софинансирования расходного обязательства - в виде бесспорного списания денежных средств в сумме 86 686 334,56 рублей, за недостижение показателей эффективности расходования средств федерального бюджета - в виде бесспорного взыскания денежных средств в сумме 664 142 647 рублей.
На основании данного уведомления Минфин России издало приказ от 25.01.2018 N 28 о применении в отношении Правительства Пермского края меры бюджетного принуждения в виде бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Пермского края, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Пермского края, в сумме 86 686 334,56 рублей, рассчитанной по состоянию на 27.12.2017.
Извещением N 12-09-21/4563 Минфин России информировало Федеральное казначейство о принятом решении.
Письмом Федерального казначейства от 13.02.2018 N 05-04-12/2223 это извещение направлено в УФК по Пермскому краю для исполнения.
Полагая, что законные основания для применения меры бюджетного принуждения в рассматриваемом случае отсутствовали, Министерство физической культуры и спорта Пермского края обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что применение меры бюджетного принуждения является законным, поскольку факт бюджетного правонарушения в виде необеспечения предусмотренного соглашением уровня софинансирования расходного обязательства по строительству манежа в 2015 году подтвержден материалами дела, порядок и сроки применения меры бюджетного принуждения соблюдены.
Между тем согласно статье 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Условием предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии бюджету субъекта Российской Федерации, предусматривающего обязательства субъекта Российской Федерации по исполнению расходных обязательств, на софинансирование которых предоставляется субсидия, и ответственность за невыполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
Пунктом 22 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 (далее также - Правила), предусмотрено, что в случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения субъектом Российской Федерации условий ее предоставления, в том числе невозврата субъектом Российской Федерации средств в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 16, 19 и 19(1) данных Правил, к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2017 N 1519 были утверждены изменения в данные Правила, которые были дополнены пунктом 22(1), согласно которому в случае если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом "а(1)" пункта 10 настоящих Правил, объем средств, подлежащий возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии (Sн), рассчитывается по формуле: Sн = Sф - Sк x Kф, где: Sф - размер предоставленной субсидии для софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации по состоянию на дату окончания контрольного мероприятия (проверки (ревизии);
Sк - общий объем бюджетных обязательств, принятых допустившим нарушение условий софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставлена субсидия, по состоянию на дату окончания контрольного мероприятия (проверки (ревизии);
Kф - безразмерный коэффициент, выражающий уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета по соответствующему мероприятию (объекту капитального строительства, объекту недвижимого имущества), предусмотренный соглашением.
Пунктом 5 Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2017 N 1519 предусмотрено, что пункт 21 изменений, утвержденных настоящим постановлением, подлежит применению при расчете суммы средств, использованных с нарушением условия софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в отношении субсидий, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации до вступления в силу настоящего постановления, при принятии решений о применении бюджетных мер принуждения после вступления в силу настоящего постановления.
С учетом этого апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявление, принял во внимание, что Постановление Правительства Российской Федерации от 11.12.2017 N 1519 вступило в силу 21.12.2017, в связи с чем признал подлежащим применению к рассматриваемым отношениям нормы пункта 22(1) Правил.
Применение Минфином России меры бюджетного принуждения, исходя из показателей кассового исполнения расходного обязательства (строительство футбольного манежа) в 2015 году, которое в общей сложности составило 685749589 рублей, как признал апелляционный суд, противоречит пункту 22(1) Правил, исходя из которого должны были учитываться показатели кассового исполнения расходного обязательства по состоянию на дату окончания контрольного мероприятия, то есть на 31.10.2017.
Апелляционным судом установлено, что из акта проверки от 31.10.2017 следует, что кассовое исполнение на строительство объекта в общей сложности составило 1 175 175 307,82 рублей, из которых 664 142 647 рублей - средства федерального бюджета, 511 032 666,82 рублей - средства краевого бюджета (с учетом расходов 2016 года в сумме 489 425 718,27 рублей). Рассчитанный исходя из данных показателей объем средств, подлежащих возврату из краевого бюджета в федеральный бюджет (показатель Sн), составляет отрицательную величину, что свидетельствует об отсутствии оснований для применения меры бюджетного применения.
Суд также установил, что на момент окончания контрольного мероприятия необходимый уровень софинансирования в рамках соглашения был обеспечен, и принял во внимание, что сам по себе факт необеспечения получателем средств (Правительством Пермского края) уровня софинансирования расходного обязательства в 2015 году в данном случае не имеет правового значения,
Данные выводы суда апелляционной инстанции являются обоснованными, сделаны на основании полного и объективного исследования обстоятельств дела, с правильным применением приведенных норм права, поскольку на момент проведения контрольных мероприятий Правительством Пермского края фактически были устранены допущенные нарушения условий соглашения, основания для применения меры бюджетного принуждения применительно к пункту 22(1) Правил отпали, в связи с чем, вопреки доводам кассационной жалобы, оспариваемые действия и решение правомерно признаны апелляционным судом не соответствующими бюджетному законодательству.
Довод кассационной жалобы Минфина России о том, что нормы пункта 22(1) Правил (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации) не подлежат применению ввиду их несоответствия положениям статьи 6 БК РФ, не принимается судом округа, поскольку данные нормы Правил приняты, введены в действие, не оспорены и не признаны недействующими (незаконными), в связи с чем правомерно применены апелляционным судом при разрешении настоящего спора.
Иные доводы кассационной жалобы Минфина России, повторяют доводы, проверенные и отклоненные апелляционным судом, и не свидетельствуют, по мнению суда округа, о неправильном применении апелляционным судом норм права и о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемого постановления апелляционного суда не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2019 по делу N А40-151033/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
О.В. Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.