г. Москва |
|
23 сентября 2019 г. |
Дело N А40-262690/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.09.2019.
Полный текст постановления изготовлен 23.09.2019.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Дунаевой Н.Ю.,
судей Красновой С.В., Федуловой Л.В.,
при участии в заседании:
от Департамента городского имущества города Москвы - Третьяков А.О. доверен. от 09.04.2019 N 33-Д-390/19
от Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии - Зайцева Ю.А. доверен. от 29.12.2018 N 20/196-ВА
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 28.02.2019
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Лапшиной В.В.,
на постановление от 20.05.2019
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Мухиным С.М., Поповым В.И., Яковлевой Л.Г.,
по делу N А40-262690/18 по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 08.08.2018 N 00/001/001/2018-87 об отказе в государственной регистрации права собственности города Москвы на объект недвижимого имущества - сооружение, расположенное по адресу: Московская область, Москва, ПГУ-ТЭС Строгино (ПС-Лыково) - ПС Красногорская, ПГУ-ТЭС Строгино (ПС-Лыково) - ПП N 216 (соор.1), (кадастровый номер: 0:0:0:205); обязании зарегистрировать право собственности города Москвы на объект недвижимого имущества - сооружение, расположенное по адресу: Московская область, Москва, ПГУ-ТЭС Строгино (ПС-Лыково) - ПС Красногорская, ПГУ-ТЭС Строгино (ПС-Лыково) - ПП N 216 (соор.1), (кадастровый номер: 0:0:0:205).
Определением Арбитражного суда города Москвы от 21.01.2019 произведена замена ненадлежащего ответчика Управления Росреестра по Москве на надлежащего ответчика Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Решением Арбитражного суд города Москвы от 28.02.2019 в удовлетворении требований Департамента городского имущества города Москвы отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2019 решение Арбитражного суда города Москвы от 28.02.2019 по делу N А40-262690/2018 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент обратился с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Москвы от 28.02.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2019 по делу N А40-262690/2018, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Департамента.
В качестве оснований обоснованности жалобы заявитель ссылается на нарушение и неправильное применение норм права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, суды пришли к неверному выводу о невозможности регистрации права собственности Москвы на спорный объект, суды не учли, что объект недвижимости построен и введен в эксплуатацию и переоформить разрешение на строительство и разрешение на ввод не представляется возможным, суды не учли, что 1960 году деревня Троице-Лыково вошла в состав г.Москвы, в связи с чем адреса, указанные в приложении N 1 к государственному контракту и разрешениях на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию совпадают, на регистрацию были заверены надлежащим образом заверенные копии договор аренды, дополнительных соглашений и государственного контракта, поэтому вышеуказанные судебные акты подлежат отмене.
В ходе судебного рассмотрения кассационной жалобы заявитель поддержал доводы жалобы, просил отменить решение Арбитражного суда города Москвы от 28.02.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2019 по делу N А40-262690/2018, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Департамента.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии доводы кассационной жалобы отклонила, просила судебные акты оставить в силе, представила письменные пояснения.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отмене оспариваемых судебных актов и удовлетворении заявленных требований, а именно:
Как следует из материалов дела и установлено судами, Департамент городского имущества города Москвы обратился в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о государственной регистрации права собственности города Москвы на объект недвижимого имущества - сооружение, расположенное по адресу: Московская область, Москва, ПГУ-ТЭС Строгино (ПС-Лыково) - ПС Красногорская, ПГУ-ТЭС Строгино (ПС-Лыково) - ПП N 216 (соор.1), (кадастровый номер: 0:0:0:205).
При этом, в качестве основания для государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: Московская область, Москва, ПГУ-ТЭС Строгино (ПС-Лыково) - ПС Красногорская, ПГУ-ТЭС Строгино (ПС-Лыково) - ПП N 216 (соор.1), (кадастровый номер: 0:0:0:205), Департаментом были представлены заявление N 00/001/001/2018-087; государственный контракт бюджетного финансирования городского заказа от N 18-0007; договор краткосрочной аренды земельного участка от N 492/2; дополнительное соглашение от 01.09.2010 N 187-к к договору краткосрочной аренды земельного участка N 492/2 от 13.10.2018; дополнительное соглашение от 25.06.2012 N 150-к к договору краткосрочной аренды земельного участка N 492/2 от 13.10.2018; дополнительное соглашение от 16.11.2009 N 235-к к договору краткосрочной аренды земельного участка N 492/2 от 13.10.2018; дополнительное соглашение от 15.08.2011 N 245-к к договору краткосрочной аренды земельного участка N 492/2 от 13.10.2018; дополнительное соглашение от 13.08.2013 N 294-к к договору краткосрочной аренды земельного участка N 492/2 от 13.10.2018; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 28.03.2011 NRU7201000-001690, выдавший орган: Комитет государственного строительного надзора города Москвы; разрешение на строительство от 24.01.2008 NRU7201000-001690, выдавший орган: Комитет государственного строительного надзора города Москвы; договор краткосрочной аренды земельного участка от 13.10.2008 N 492/4; письмо от 14.02.2012 N 09-929, выдавший орган: Комитет государственного строительного надзора города Москвы; соглашение от 16.06.2014 N 219-к о расторжении договора краткосрочной аренды земельного участка N 492/2 от 13.10.2008.
Уведомлением N 00/001/001/2018-87 от 08.05.2018 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии сообщила Департаменту о приостановлении государственной регистрации, а письмом от 08.08.2018 N 00/001/001/2018-87 отказала Департаменту в государственной регистрации права собственности города Москвы на объект недвижимого имущества - сооружение, расположенное по адресу: Московская область, Москва, ПГУ-ТЭС Строгино (ПС-Лыково) - ПС Красногорская, ПГУ-ТЭС Строгино (ПС-Лыково) - ПП N 216 (соор. 1), (кадастровый номер: 0:0:0:205) (далее - Объект, Сооружение) со ссылкой на то, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 28.03.2011 N RU77201000-003400 недвижимого имущества выдано Комитетом государственного строительного надзора города Москвы, а объект расположен в Московской области.
Кроме того, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии указала, что в договорах краткосрочной аренды земельных участков от 13.10.2008 N 492/2, от 13.10.2008 N 492/4 и дополнительных соглашениях к договору N 492/2 от 16.11.2009 N 235-к, от 01.09.2010 N 187-к, от 15.08.2011 N 245-к, от 25.06.2012 N 150-к, от 13.08.2013 N 294-к, от 16.06.2014 N 219-к отсутствуют сведения о кадастровых номерах земельных участков, которые являются объектами указанных договоров, в связи с чем в отсутствие сведений о кадастровых номерах земельных участках, государственному регистратору прав не представляется возможным установить наличие прав у заявителя на такие земельные участки.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии указала, что в качестве правоустанавливающих документов на государственную регистрацию были представлены разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 28.03.2011 N RU77201000-003400, выданного Мосгосстройнадзором в отношении объекта капитального строительства - "РТС "Строгино" с установкой ПГУ-ТЭС (2-х ПГУ-130). Устройство высоковольтных сетей внешнего электроснабжения (4-й пусковой комплекс, этапы 1.1, 2, 3, 4, 5.1, 5.2, 6.1, 6.2, 6.3) 6-й пусковой комп.", в состав которого входит, в том числе сооружение, а также копия разрешения на строительство от 24.01.2008 N RU77201000-001690, выданного Мосгосстройнадзором.
С целью установления органа, уполномоченного на выдачу разрешения на ввод, принимая во внимание, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, расположенного на территории Московской области, не представлено, государственный регистратор прав направил соответствующие запросы в Минстрой России, Министерство строительного комплекса Московской области и в Администрацию городского округа Красногорск Московской области.
Согласно поступившим ответам разрешения на строительство и на ввод сооружения и объекта в эксплуатацию не выдавались.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии указала, что при выдаче разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию сооружения, расположенного на территории двух субъектов Российской Федерации (Москвы и Московской области), Мосгосстройнадзор вышел за пределы своей компетенции.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии признала разрешение на ввод по содержанию не соответствующим требованиям действовавшего законодательства.
Полагая указанное решение незаконным и не обоснованным, Департамент обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанции согласились с доводами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, изложенными в уведомлении об отказе в государственной регистрации права от 08.08.2018 N 00/001/001/2018-87.
Кассационная коллегия приходит к выводу об отмене оспариваемых судебных актов и удовлетворении заявленного требования в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а именно:
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу данной нормы права для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие в совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого акта, решения, действия закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу статьи 18 Закона N 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: в форме документов на бумажном носителе; в форме электронных документов и (или) электронных образов документов (ч. 1).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (ч. 4).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5).
В силу статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует и установлено судами, что объект недвижимого имущества - сооружение, расположенное по адресу: Московская область, Москва, ПГУ-ТЭС Строгино (ПС-Лыково) - ПС Красногорская, ПГУ-ТЭС Строгино (ПС-Лыково) - ПП N 216 (соор.1), (кадастровый номер: 0:0:0:205) построено на основании разрешения на строительство от 31.01.2009 RU77201000001690 и введено в эксплуатацию в соответствии с разрешением от 24.01.2008 N RU77201000-001690 Комитета государственного строительного надзора города Москвы.
При этом, Департаментом был представлен договор краткосрочной аренды земельного участка N 492/2 от 13.10.2008, заключенный между Администрацией Красногорского муниципального района (арендодатель) и Казенным предприятием "Московская энергетическая дирекция" (арендатор), согласно которому арендатору передается земельный участок площадью 2000 кв.м., находящийся по адресу: Московская область, Красногорский район, территории вблизи д. Захарково - коммунальная зона д. Гольево - вдоль а/м "Балтия" (с заходом на ПС "Красногорская"), под строительство переходного пункта ЛЭП 220 кВ в КЛ 220 кВ объекта "Реконструкция РТС "Строгино" с установкой ПГУ-ТЭС (2-х ПГУ-130)".
16.06.2014 в связи с получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N RU77201000-003400 стороны пришли к соглашению о расторжении договора краткосрочной аренды земельного участка N 492/2 от 13.10.2008 (соглашение о расторжении N 219-к от 16.06.2014).
При этом, в представленном Департаментом разрешении на ввод объекта в эксплуатацию N RU77201000-003400 в пункте 2 формы заполнена таблица "Сведения об объекте капитального строительства".
Более того, в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию N RU77201000-003400 указано, что введенным в эксплуатацию объектом является объект капитального строительства: РТС "Строгино" с установкой ПГУ-ТЭС (2-х ПГУ - 130). Устройство высоковольтных сетей внешнего электроснабжения, (4-й пусковой комплекс, этапы 1.1,2,3,4,5.1,5.2,6.1, 6.2,6.3).
В Приложении N 1 к государственному контракту указан адрес: дер. Троице-Лыково, ул. 2-я Лыковская, стр. 1/11, тогда как в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию и в разрешении на строительство указан адрес: г. Москва, 2-я Лыковская ул., стр. 1/11.
Различное указание адресов спорного объекта обусловлено тем, что в 1960 году деревня Троице-Лыково вошла в состав г. Москвы.
Поскольку спорный объект входит в состав города Москвы и разрешение на строительство и ввод объекта в эксплуатацию проведено уполномоченным органом - Комитетом государственного строительного надзора города Москвы; Департаментом при обращении в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии были соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации права собственности города Москвы в отношении объекта недвижимого имущества - сооружение, расположенное по адресу: Московская область, Москва, ПГУ-ТЭС Строгино (ПС-Лыково) - ПС Красногорская, ПГУ-ТЭС Строгино (ПС-Лыково) - ПП N 216 (соор.1), (кадастровый номер: 0:0:0:205).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 настоящей статьи.
Учитывая, что судами первой и апелляционной инстанции установлены все фактически обстоятельства, однако, судами пришли к неверным выводам, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отмене решения Арбитражного суда города Москвы от 28.02.2019 и постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2019 по делу N А40-262690/18 и удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28.02.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2019 по делу N А40-262690/18 отменить.
Признать незаконным отказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, изложенный в письме от 08.08.2018 N 00/001/001/2018-87 в государственной регистрации права собственности города Москвы на объект недвижимого имущества - сооружение, расположенное по адресу: Московская область, Москва, ПГУ-ТЭС Строгино (ПС-Лыково) - ПС Красногорская, ПГУ-ТЭС Строгино (ПС-Лыково) - ПП N 216 (соор. 1), (кадастровый номер: 0:0:0:205).
Обязать Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии зарегистрировать право собственности города Москвы на объект недвижимого имущества - сооружение, расположенное по адресу: Московская область, Москва, ПГУ-ТЭС Строгино (ПС-Лыково) - ПС Красногорская, ПГУ-ТЭС Строгино (ПС-Лыково) - ПП N 216 (соор. 1), (кадастровый номер: 0:0:0:205).
Председательствующий судья |
Н.Ю. Дунаева |
Судьи |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.