город Москва |
|
24 сентября 2019 г. |
Дело N А41-13102/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Каменской О.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя: Сазонова Ю.В., доверенность от 15.10.2018;
от заинтересованного лица: Начкебия А.О., доверенность от 25.12.2018;
рассмотрев 17 сентября 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Управления Росреестра по Московской области
на решение от 12 апреля 2019 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Анисимовой О.В.,
на постановление от 20 июня 2019 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Марченковой Н.В., Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
по делу N А41-13102/19
по заявлению ОАО "РЖД"
об оспаривании решения
к Управлению Росреестра по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области (далее - Управление) о признании незаконным решения от 22.11.2018 N 50-50/01350/013/102/2018-1660 об отказе в государственной регистрации права собственности на здание по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, п. Верейское, п. Приозерье, 1-й проезд Строителей, д. 20; об обязании Управления осуществить регистрацию права собственности общества на здание с кадастровым номером 50:24:0040205:69, расположенное по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, п. Верейское, п. Приозерье, 1-й проезд Строителей, д. 20.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 апреля 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 июня 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росреестра по Московской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в обоснование заявленных требований общество указало, что с 2004 года является собственником сооружения производственно-технологический комплекс Локомотивного депо Орехово (далее - СПТК), кадастровый номер 50:24:0040205:248. В составе СПТК находится объект "санитарно-бытовой корпус" литера 17, площадью 567 кв.м, 23.01.2017 обществом принято решение о выделении указанного объекта из состава СПТК, а также решение от 22.01.2018 об изменении наименования и площади данного объекта в соответствии со сведениями содержащимися в государственном кадастре недвижимости. В марте 2018 года общество обратилось в Управление с заявлением о регистрации права собственности на данный объект.
Госрегистрация была приостановлена в связи с наличием противоречия между сведениями об объекте содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) и в представленных заявителем документах, а именно: согласно сведениям ЕГРН объект имеет характеристики - общая площадь 532,2 кв.м, лит. А, I; представленный к регистрации объект имеет площадь 532,2 кв.м, лит. 17.
Решением Управления по указанным основаниям в госрегистрации отказано.
Между тем, по мнению общества, идентичность объекта установлена решением от 23.01.2017 N 17 МОСК-2 о выделении объекта недвижимого имущества из состава СПТК Локомотивного депо Орехово, планом расположения объектов в технической документации на здание, и подтверждается справкой ГУП МО "МОБТИ" от 06.12.2018 по результатам обследования земельного участка и СПТК.
При этом, литера объекта не является характеристикой объекта недвижимого имущества.
На основании изложенного заявитель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые решения, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения, действия (бездействия) уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого решения, действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 3 - 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (часть 1 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ).
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (часть 1 статьи 9 Федерального закона N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
В силу пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона N 218-ФЗ, при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образованные объекты недвижимости.
Согласно пункту 1 и пункту 4 части 3 статьи 15 Федерального закона N 218-ФЗ, государственная регистрация прав осуществляется по заявлению: лица, право которого на объект недвижимости возникает (за исключением возникновения прав на созданный или образованный объект недвижимости) или прекращается, - при государственной регистрации возникновения или прекращения соответствующего права; по заявлению правообладателя объекта недвижимости - при подтверждении права на учтенный в Едином государственном реестре недвижимости объект недвижимости, возникшего до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" либо возникшего в силу федерального закона.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Федерального закона N 218-ФЗ).
Судами установлено, что на кадастровом учете состоит объект - сооружение производственно-технологический комплекс Локомотивного депо Орехово (СПТК), кадастровый номер 50:24:0040205:248, адрес: Московская область, Орехово-Зуевский район, ул. Ликинское шоссе, 2-й проезд Строителей, принадлежащий на праве собственности ОАО "РЖД".
Как установлено судами и следует из технической документации на данный объект по состоянию на 25.01.2004, инвентарный номер 17:205:001:006652530, в комплекс СПТК входят 112 объектов (зданий), одним из которых (N 17 в техдокументации) является Санитарно-бытовой корпус, производственное, 1971 года постройки, площадью 567 кв.м.
Таким образом, по состоянию на 25.01.2004 объект - Санитарно-бытовой корпус, входил в состав СПТК, принадлежащий на праве собственности ОАО "РЖД".
Судами установлено, что 29.07.2012 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об объекте - многоквартирный дом (общежитие), общей площадью 532,2 кв.м, согласно кадастровому паспорту от 15.04.2016, объекту присвоен кадастровый номер 50:24:0040205:69, адрес: Московская область, Орехово-Зуевский район, с.п. Верейское, пос. Приозерье, проезд 1-й проезд Строителей, д. 20.
Обращаясь в 2018 году в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на данный объект с кадастровым номером 50:24:0040205:69, ОАО "РЖД" ссылалось на то, что данный объект является составной частью СПТК, поименованным в нем как "Санитарно-бытовой корпус, площадью 567 кв.м".
В силу пунктов 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Судами установлено, что общество как собственник СПТК приняло решение о выделении из состава СПТК объекта недвижимости "Гражданское нежилое - общежитие" литера 17, общей площадью 532,2 кв.м.
ОАО "РЖД" приняло решение, в связи с внесением в уставный капитал общества в составе СПТК здания с ошибочным наименованием "Санитарно-бытовой корпус" литера 17, и ошибочной площадью 567 кв.м, изменить наименование объекта "Санитарно-бытовой корпус" на наименование "Гражданское нежилое - общежитие" и площадь объекта 567 кв.м на площадь 532,2 кв.м, в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном кадастре недвижимости под кадастровым номером 50:24:0040205:69.
Судами также установлено, что справкой ГУП "Московское областное бюро технической инвентаризации" Орехово-Зуевский филиал от 06.12.2018 подтверждается, что здание общежития по адресу: Орехово-Зуевский район, пос. Приозерье, 1-й проезд Строителей, д. 20, и здание санитарно-бытового корпуса по адресу: Орехово-Зуевский район, Ликинское шоссе, 2-й проезд Строителей, описанное в технической документации на сооружение СПТК под литерой 17, являются одним и тем же объектом.
При указанных обстоятельствах, суды пришли к правомерному выводу о том, что заявителем подтверждено наличие прав на спорный объект, подлежащих государственной регистрации.
С учетом изложенного, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества на государственную регистрацию права собственности отдельной части комплекса как собственника всего комплекса, с учетом подтверждения того обстоятельства, что испрашиваемый им объект действительно является частью принадлежащего ему комплекса.
Противоречия между имеющимися в ЕГРН сведениями и представленными заявителем на государственную регистрацию документами (кадастровым паспортом), на которые ссылалось Управление, в приостановлении и отказе в госрегистрации, разрешены заявителем путем издания соответствующих решений как собственником имущества, получения самостоятельно справки БТИ о соответствии.
Судами установлено, что при этом заявителем представлены на госрегистрацию все необходимые документы, предусмотренные Федеральным законом N 218-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 12 апреля 2019 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 июня 2019 года по делу N А41-13102/19 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
О.В. Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.