г. Москва |
|
26 сентября 2019 г. |
Дело N А41-16273/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.09.2019.
Полный текст постановления изготовлен 26.09.2019.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Григорьевой И.Ю., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Администрации городского округа Мытищи Московской области - извещена, представитель не явился;
от Комитета лесного хозяйства Московской области - извещен, представитель не явился;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - извещено, представитель не явился;
от Федерального агентства лесного хозяйства - Гоевой Н.М. (представителя по доверенностям от 02.04.2019, от 09.04.2019);
от государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес" - извещено, представитель не явился;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 19.09.2019 в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Мытищи Московской области
на решение от 13.02.2019
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Кузьминой О.А.,
на постановление от 24.04.2019
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Семушкиной В.Н., Бархатовым В.Ю., Коноваловым С.А.,
по делу N А41-16273/2018
по заявлению Администрации городского округа Мытищи Московской области
к Комитету лесного хозяйства Московской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства
об образовании земельного участка, признании права муниципальной собственности на земельный участок, о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок,
третьи лица: государственное казенное учреждение Московской области "Мособллес", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Мытищи Московской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области (далее - комитет), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - территориальное управление), Федеральному агентству лесного хозяйства (далее - агентство), в котором с учетом принятых судом уточнений просило:
- образовать земельный участок, занятый захоронениями площадью 15 552 кв. м., расположенный по адресу: Московская область, городской округ Мытищи, вблизи д. Еремино, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:12:0050304:8 в соответствии с пунктом 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) с сохранением исходного земельного участка в измененных границах и установить границы образованного земельного участка в соответствии с геодезическими данным;
- земельному участку, образованному путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:12:0050304:8 площадью 15 552 кв. м., согласно геодезическим данными, установить категорию: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", вид разрешенного использования: "ритуальная деятельность";
- установить границы исходного земельного участка с кадастровым номером 50:12:0050304:8 и внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в части площади равной 9 013 296 кв. м. и указания координат поворотных точек местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:12:0050304:8, согласно геодезическим данным;
- признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок, занятый захоронениями и образованный путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:12:0050304:8 площадью 15 552 кв. м., согласно геодезическим данным;
- признать право собственности на указанный земельный участок за муниципальным образованием "Городской округ Мытищи Московской области".
В качестве третьих лиц в деле участвуют государственное казенное учреждение Московской области "Мособллес" (далее - учреждение), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.02.2019, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе администрация просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В судебном заседании 19.09.2019 представитель агентства возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее (приобщен к материалам дела) и просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в заседание суда округа 19.09.2019 не направили, что с учетом положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не признано судом препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие. Кроме того, от комитета поступило ходатайство, в котором комитет просил рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, выслушав представителя агентства, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что Президиумом Московского областного Исполнительного комитета Советов Р.К. и К.Д. принято постановление от 11.06.1936 "О передаче под кладбище близ селений Еремино - Абакумово Дмитровского района лесного участка площадью 1,5 га", из которого следует, что передаваемая площадь 1,5 га состоит из: 0,7 га из состава лесов местного значения Дмитровского райлесхоза и 0,8 га из землепользования "Известий ЦИК" в границах согласно прилагаемому чертежу без права вырубки деревьев.
На выделенной территории расположено муниципальное кладбище "Еремино" площадью 30 057 кв. м.
Постановлением Главы Мытищинского района Московской области от 03.08.2001 N 2111 "О признании муниципальной собственностью объектов специализированного бытового назначения - кладбищ (внешнее благоустройство), расположенных на территории Мытищинского района" объекты специализированного бытового назначения - кладбища, расположенные на территории Мытищинского района признаны муниципальной собственностью.
Согласно Перечню - приложению N 1 к данному постановлению в деревне Еремино расположено кладбище площадью 30 057 кв. м.
Согласно инвентаризации захоронений на данном кладбище первые захоронения датированы в 1920-1930 гг.
В целях постановки на кадастровый учет земельного участка, занятого кладбищем, проведены кадастровые работы, составлена схема расположения кладбища в деревне Еремино.
В ходе работ выявлено частичное наложение образуемого земельного участка (под кладбище) на земли лесного фонда, а именно: на земельный участок с кадастровым номером 50:12:0050304:8, который согласно выписке из ЕГРН от 18.12.2017 находится в собственности Российской Федерации, категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - заготовка древесины (включая СОМ), дата присвоения кадастрового номера 26.06.2012.
Считая, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:12:0050304:8 зарегистрировано без учета постановления от 11.06.1936 о выделении участка под кладбище, а также с учетом того, что в силу закона на испрашиваемый участок возникло право муниципальной собственности, администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции, и, оставляя решение суда без изменения, апелляционный суд исходили из того, что не имеется документов, подтверждающих, что данный участок был выведен в установленном законом порядке из земель лесного фонда. Категория земель и вид разрешенного использования не изменялись. Поэтому данный участок лесного фонда был передан лишь для пользования под кладбище, не выбывал из собственности Российской Федерации и не относился к землям, собственность на которые не разграничена. При этом то обстоятельство, что на испрашиваемой территории находится кладбище, само по себе не может являться безусловным основанием для удовлетворения заявленных требований.
Суды также указали, что в ходе проведения судебной экспертизы установлено, что не представляется возможным по представленным документам достоверно установить конфигурацию земельного участка, который выделен под кладбище. Кроме того, администрация испрашивает земельный участок площадью 37 832 кв. м., из которых 15 552 кв. м. имеют наложение на земли лесного фонда, что существенно превышает площадь 0,7 га (7 000 кв. м.), выделенную из земель лесного фонда под захоронения в 1936 году.
Между тем согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ) выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения.
Согласно пункту 4 данной статьи Закона предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В силу пункта 5 статьи 16 Закона N 8-ФЗ размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Размер земельного участка для Федерального военного мемориального кладбища определяется исходя из предполагаемого количества захоронений на нем и может превышать сорок гектаров. Участок земли на территории Федерального военного мемориального кладбища для погребения погибшего (умершего) составляет пять квадратных метров и предоставляется бесплатно. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.
Следовательно, для того, что бы предоставлять участок земли на кладбище соответствующий субъект должен обладать каким-либо правом на соответствующую территорию.
Кроме того, независимо от разрешения вопроса о том, на каком праве соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления владеет и силу какого права распоряжается земельным участком, на котором расположено кладбище, данный орган имеет законные основания для формирования, установления местоположения границ земельного участка под кладбище и постановки такого участка на кадастровый учет.
Согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно пункту 1 статьи 19 Земельного кодекса в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона N 8-ФЗ местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Согласно части 2 статьи 15 Закона N 8-ФЗ решение о создании Федерального военного мемориального кладбища принимается Президентом Российской Федерации. Решение о создании других мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются.
Места погребения могут быть: по принадлежности - государственные, муниципальные; по обычаям - общественные, вероисповедальные, воинские; по историческому и культурному значению - историко-мемориальные.
Пунктом 1 статьи 18 Закона N 8-ФЗ установлено, что общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Согласно тому же пункту статьи 18 Закона N 8-ФЗ общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии со статей 9 Закона Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-ОЗ "О погребении и похоронном деле в Московской области" в ведении органов исполнительной государственной власти Московской области находятся только Московские областные мемориальные кладбища.
Из совокупности приведенных положений следует, что спорный земельный участок, занимаемый захоронениями общественного кладбища и ранее выделенный под него, на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" находится в муниципальной собственности, и право на данный земельный участок является разграниченным в силу закона.
Постановление 1936 года свидетельствует о фактическом изъятии заявленного участка лесного фонда под захоронения.
По доводам администрации, действия органа местного самоуправления с 1936 года по настоящее время подтверждают, что он открыто и добросовестно осуществлял делегированные ему полномочия на соответствующей территории площадью, в том числе 1,5 га, не предполагал и не знал, что государственный орган в сфере лесных отношений осуществил по факту кадастровые работы и включил 1,5 га в земли лесного фонда, зная о том, что эта территория фактически изъята с 1936 года и занята захоронениями.
При этом суды не учли, что в данном случае речь идет не о самовольном занятии земель лесного фонда, а о законно размещенных на землях лесного фонда с 1936 года кладбища.
Указывая на то, что администрация испрашивает земельный участок площадью 37 832 кв. м., из которых 15 552 кв. м. имеют наложение на земли лесного фонда, что существенно превышает площадь 0,7 га, выделенную из земель лесного фонда под захоронения в 1936 году, суды не приняли во внимание заявленные требования администрации, касающиеся площади земли в 15 552 кв. м., занятые захоронениями, которые являются частью земельного участка с кадастровым номером 50:12:0050304:8.
При этом судами не рассмотрен вопрос об установлении местоположения границ спорного участка, исходного земельного участка с кадастровым номером 50:12:0050304:8, внесения изменения в сведения ЕГРН в части спорной площади и указания координат поворотных точек местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:12:0050304:8 в соответствии с геодезическими данными.
Ввиду того, что для разрешения спора требуется исследование и оценка доказательств, дополнительное выяснение обстоятельств, что выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции, обжалуемые судебные акты подлежат отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 АПК РФ, с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует всесторонне, полно и объективно исследовав все доказательства и доводы лиц, участвующих в деле рассмотреть дело правильно применив нормы материального и процессуального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13.02.2019 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019 по делу N А41-16273/2018 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 статьи 18 Закона N 8-ФЗ установлено, что общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Согласно тому же пункту статьи 18 Закона N 8-ФЗ общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
...
Из совокупности приведенных положений следует, что спорный земельный участок, занимаемый захоронениями общественного кладбища и ранее выделенный под него, на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" находится в муниципальной собственности, и право на данный земельный участок является разграниченным в силу закона.
...
решение Арбитражного суда Московской области от 13.02.2019 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019 по делу N А41-16273/2018 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 сентября 2019 г. N Ф05-11894/19 по делу N А41-16273/2018
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11894/19
07.02.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-26044/19
02.12.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-16273/18
14.10.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-16273/18
26.09.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11894/19
24.04.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5385/19
13.02.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-16273/18