г. Москва |
|
30 сентября 2019 г. |
Дело N А40-291093/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.09.2019.
Полный текст постановления изготовлен 30.09.2019.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И.Ю.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя: Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики - Лигидов А.К. по доверен. от 06.03.2018,
от заинтересованных лиц:
от Минфина России - Мустаева В.Я. по доверен. от 03.07.2019,
от Казначейства России - Савастлеев А.А. по доверен. от 13.12.2018,
рассмотрев 24 сентября 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики
на решение от 22.02.2019
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Девицкой Н. Е.,
на постановление от 05.06.2019
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями И.В. Бекетовой, Т.Б. Красновой, И.А. Чеботаревой,
по заявлению Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов КБР (ИНН 0711037858), Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0721017836)
к Минфину России (ИНН 7710168360), Казначейству России (ИНН 7710568760) об оспаривание приказа,
УСТАНОВИЛ:
Министерство финансов КБР и Министерство земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики (заявители) обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству Финансов Российской Федерации, Федеральному казначейству (соответчики) о признании недействительным и отмене приказа Министерства финансов Российской Федерации от 07.11.2018 N 3112 "О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета".
Решением от 22.02.2019 Арбитражный суд города Москвы в удовлетворении заявленных требований отказал.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2019 указанное решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами Министерство земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы Министерство земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики указывает на то, что судебные акты приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики доводы жалобы поддержал, представители Министерства Финансов Российской Федерации и Федерального казначейства против удовлетворения кассационной жалобы возражали со ссылкой на законность обжалуемых судебных актов.
От Минфина России поступил письменный отзыв на жалобу.
Минимущество КБР, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направило, что, в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в его отсутствие.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 07.11.2018 N 3112 принято решение о бесспорном взыскании суммы из бюджета Кабардино-Балкарской Республики и перечислении в доход федерального бюджета денежных средств в 2018 году в сумме 50 000 000,00 руб.
Федеральное казначейство уведомлено о принятии Министерством финансов названного решения извещением от 08.11.2018 N 00-08-07/85322.
Полагая, что оспариваемый приказ является незаконным, заявители обратились в суд с вышеназванным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что Правительством КБР (Министерством земельных и имущественных отношений КБР) нарушено условие предоставления и расходования субсидии из федерального бюджета, предусмотренное соглашением, что образует состав бюджетного нарушения, предусмотренного статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами установлено, что в деятельности Министерства земельных и имущественных отношений КБР выявлены бюджетные нарушения в виде нарушения обязательств по соблюдению графика выполнения мероприятий по Инвестиционному проекту, установленных Соглашением 18.02.2017 N 370-08-001, и по невозврату средств в соответствии с требованием главного распорядителя средств федерального бюджета.
Вместе с тем, основной причиной неисполнения обязательств, предусмотренных Соглашением, явилось обстоятельство непреодолимой силы в виде необходимости проведения археологических охранно-спасательных раскопок (исследований) на земельных участках, отведенных для строительства объектов инфраструктуры, в рамках реализации Инвестиционного проекта.
При этом в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 30.05.2018 N 1070-р и N 1071-р Кабардино-Балкарская Республика не освобождена от мер ответственности, предусмотренных пунктами 16 - 19 Правил N 999.
В нарушение пункта 4.3.8.2 Соглашения Кабардино-Балкарской Республикой при отсутствии обстоятельств непреодолимой силы не обеспечено исполнение Графика выполнения мероприятий по Инвестиционному проекту согласно приложению N 5 к Соглашению.
Федеральным казначейством было направлено в Минфин России уведомление от 11.10.2018 N 07-04-04/09-21724 о применении к Правительству КБР (Министерству земельных и имущественных отношений КБР) бюджетных мер принуждения, в котором указана сумма бюджетного нарушения 50 000 000 рублей 00 копеек; данное уведомление явилось основанием для принятия Минфином России о бесспорном взыскании с КБР средств, предоставленных из федерального бюджета, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет КБР, в общей сумме 50 000 000,00 рублей, в виде издания приказа N 3112.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что Правительством КБР (Министерством земельных и имущественных отношений КБР) было нарушено условие предоставления и расходования субсидии из федерального бюджета, предусмотренное Соглашением, что образует состав бюджетного нарушения, предусмотренного ст. 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации; оспариваемый приказ Минфина России от 07.11.2018 N 3112, с учетом указанных бюджетных нарушений, выявленных выездной проверкой УФК по КБР, и нашедших отражение как в акте проверки от 17.08.2018, так и в Уведомлении Федерального казначейства о применении бюджетных мер принуждения от 11.10.2018 N 07-04-04/09-21724, был издан обоснованно, в установленный 30-дневный срок и в соответствии с положениями статей 132, 306.1, 306.2, 306.8 БК РФ; соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующим бюджетные правоотношения.
Данный вывод судов является обоснованным, сделан на основании полного и объективного исследования обстоятельств дела на основании статьи 71 АПК РФ, с правильным применением положений статей 198, 200 АПК РФ, статей 130, 132, 306.3, 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения сторон и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов, содержащиеся в решении и постановлении, соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судами правильно применены нормы материального и процессуального права.
Вопрос оценки доказательств в силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является компетенцией суда, рассматривающего дело. Кассационная инстанция, согласно части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Выводы суда об обстоятельствах дела основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемых судебных актах и которым дана оценка в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, по делу не установлено.
С учетом изложенного, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22 февраля 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 июня 2019 года по делу N А40-291093/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И.Ю. Григорьева |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.