город Москва |
|
16 октября 2019 г. |
Дело N А40-244096/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Каменской О.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Дидигова Л.Р., доверенность от 03.09.2019;
рассмотрев 09 октября 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Внуковской таможни
на решение от 20 марта 2019 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Дранко Л.А.,
на постановление от 02 июля 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Свиридовым В.А., Бекетовой И.В., Пронниковой Е.В.,
по делу N А40-244096/18
по заявлению ЗАО "Санте Медикал Системс"
об оспаривании решения
к Внуковской таможне,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Санте Медикал Системс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Внуковской таможне (далее - таможенный орган) о признании незаконным решения (письмо от 23.08.2018 N 01-18/10165 "О направлении информации") об отказе в корректировке сведений в декларации на товары N 10001022/260418/0006081 и об обязании возвратить обществу излишне уплаченный НДС в размере 18% на сумму 94.285,91 руб. в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 марта 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 июля 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Внуковская таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направил, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заинтересованного лица, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит решение и постановление подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, ЗАО "Санте Медикал Системс" обратилось во Внуковскую таможню с заявлением от 10.07.2018 N 238 о корректировке сведений в декларации на товары (далее - заявление о корректировке сведений) и заявлением от 10.07.2018 N 247 о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в размере 94.285,91 руб. (далее - заявление о возврате таможенных платежей).
Целью обращения с заявлением о корректировке сведений в декларации на товары является исключение противоречия в отнесении медицинского изделия "эндопротезы-сетки полимерные для восстановительной хирургии, стерильные" к соответствующему коду ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (далее - ОКПД 2). Ввиду того, что ОК 005-93. Общероссийский классификатор продукции, утвержденный постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301) (далее - ОКП, ОК 005-93) утратил с 01.01.2017 силу, необходимо приведение классификации указанного товара в соответствие с действующим ОКПД 2, так как без такого приведения в соответствие существует противоречие, которое заключается в юридических последствиях, выраженных, прежде всего, в отсутствии возможности и основания для освобождения от налогообложения ввоза и реализации на территории Российской Федерации медицинских товаров в соответствии со статьями 150 и 149 Налогового кодекса Российской Федерации соответственно.
Суды указали, что указанный в регистрационном удостоверении код ОКП (ОК 005-93) 93 9818 - "изделия для внутреннего протезирования" не соотносится с действующей классификацией товара "эндопротезы-сетки" в ОКПД 2, а внесенный заявителем в декларацию на товары код ОКПД 2 32.50.22.127 - "шины и прочие приспособления для лечения переломов" тоже не соответствует характеристикам и назначению медицинского изделия "эндопротезы-сетки полимерные для восстановительной хирургии, стерильные", поэтому заявитель обратился с корректировкой в декларации на товары на код ОКПД 2 - 32.50.22.120 - "Приспособления ортопедические", который соответствует задекларированному ЗАО "Санте Медикал Системс" товару "эндопротезы-сетки полимерные для восстановительной хирургии, стерильные", являющийся медицинским изделием, что подтверждено регистрационным удостоверением от 05.08.2011 N ФСЗ 2011/10316, выданным Росздравнадзором и Декларацией о соответствии от 01.03.2018 РОСС.IN.ИМ41.Д07561.
Судами отмечено, что медицинское изделие "эндопротезы-сетки" предназначено для ортопедических целей, и, следовательно, является ортопедическим изделием, то есть в терминологии ОКПД 2 и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) - "приспособлением ортопедическим" - код ТН ВЭД ЕАЭС 9021 10 100 0.
Ортопедические приспособления отнесены в ТН ВЭД ЕАЭС к товарной позиции 9021 группы 90: "Приспособления ортопедические, включая костыли, хирургические ремни и бандажи; шины и прочие приспособления для лечения переломов; части тела искусственные; аппараты слуховые и прочие приспособления, которые носятся на себе, с собой или имплантируются в тело для компенсации дефекта органа или его неработоспособности".
В соответствии с правилом 6 Основных правил интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС, для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Ортопедические приспособления определены в примечании 6 к группе 90 ТН ВЭД ЕАЭС. Это приспособления для:
- предотвращения или коррекции телесных деформаций;
- поддержки или фиксации частей тела после болезни, операции или повреждения.
К ним в числе прочих относятся в соответствии с пояснениями к товарной позиции 9021 ТН ВЭД ЕАЭС (том V Пояснений ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденных Рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.12.2017 N 21):
- бандажи (паховые, ножные, пупочные и т.п. бандажи) и приспособления для грыж (позиция 9 Пояснений по ортопедическим приспособлениям).
Медицинское изделие "эндопротезы-сетки полимерные для восстановительной хирургии" является приспособлением для грыж в соответствии со своим предназначением. Эндопротезы-сетки представляют собой современный сетчатый имплантат, предназначенный для укрепления белой линии живота после лапаротомии, при хирургическом лечении диастаза прямых мышц живота, а также для профилактики послеоперационных грыж. Использование эндопротезных сеток в целях укрепления белой линии живота позволяет предупредить образование вентральных грыж у пациентов, относящихся к группам повышенного риска: онкологические больные, больные диабетом, больные с иммунодепрессией, больные с избыточным весом, а также пожилые люди.
Сетки стимулируют рост соединительной ткани и увеличивают размер белой линии живота в ширину и в высоту. В результате образуется прочный слой биологической ткани организма, что обеспечивает прочность и упругость передней брюшной стенки живота. Сетки обладают свойством "контролируемого линейного растяжения", обеспечивающим эластичность сетчатой структуры в тканях в обоих направлениях, что позволяет приспособить сетку к различным напряжениям, возникающим в организме. Сетка фиксируется к окружающим тканям с помощью непрерывного шва, что позволяет равномерно распределить нагрузку по линии соприкосновения тканей, избежать натяжения и больших промежутком между швами, выдерживает большую нагрузку на разрыв. Соединительная ткань, образующаяся после прорастания сетки, в течение всей жизни замещает дефект ткани организма.
При гигантских грыжах передней брюшной стенки нередко большой дефект закрывают с помощью двухслойных сеток. При этом внутренний слой такого эндопротеза прилежит к внутренним органам и препятствует образованию спаек и функции внутренних органов в дальнейшем.
Судами установлено, что по результатам рассмотрения заявления о корректировке сведений Внуковская таможня направила заявителю письмо от 23.08.2018 N 01-18/10165 "О направлении информации", в котором указала на отсутствие правовых оснований для внесения изменений в сведения, заявленные в декларации на товары N 10001022/260418/0006081, а также документа, подтверждающего факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
Суды указали, что данным решением Внуковская таможня лишила заявителя права на возврат излишне уплаченных заявителем сумм таможенных платежей, так как такой возврат возможен в соответствии с пунктом 2 статьи 67 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) при условии внесения в установленном порядке изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленных в декларации на товары, а также предоставления в таможенный орган по заявлению о возврате излишне уплаченных сумм таможенных платежей документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов (пункт 3 части 2 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании)). Данная процедура регулируется Порядком внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии", в соответствии с которым заявитель обратился во Внуковскую таможню с указанной выше просьбой о корректировке сведений в декларации на товары.
Отсутствие правовых оснований для внесения изменений в сведения, заявленные в декларации на товары N 10001022/260418/0006081, Внуковская таможня обосновала тем, что регистрационное удостоверение на декларируемый товар "эндопротезы-сетки полимерные для восстановительной хирургии, стерильные" не представлено, а представленное заявителем регистрационное удостоверение от 05.08.2011 N ФСЗ 2011/10316 выдано на "изделия медицинского назначения" - "эндопротезы-сетки" до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий", а потому является документом "старого образца".
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемое решение Внуковской таможни об отказе в проведении корректировки декларации на товары, а вследствие этого, и в лишении заявителя права на возврат излишне уплаченных сумм таможенных платежей не соответствует законодательству.
Между тем, при проверке законности оспариваемого решения судами не учтены и не получили должной оценки доводы таможенного органа, которые имеют принципиальное значение и без установления которых нельзя признать выводы судов законными и обоснованными.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 67 ТК ЕАЭС, подлежат возврату (зачету) таможенные пошлины, налоги, являющиеся излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами в соответствии со статьей 66 настоящего Кодекса.
Излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов (статья 66 ТК ЕАЭС).
В соответствии пунктом 2 статьи 67 ТК ЕАЭС, возврат (зачет) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом при условии внесения в установленном порядке изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары, либо корректировки в установленном порядке сведений об исчисленных таможенных платежах в таможенном приходном ордере либо ином таможенном документе, определенном Комиссией в соответствии с пунктом 24 статьи 266 настоящего Кодекса, или в таможенных документах, указанных в пункте 4 статьи 52 и абзаце втором пункта 4 статьи 277 настоящего Кодекса, и при соблюдении иных условий для возврата (зачета) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, устанавливаемых законодательством государства - члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов.
На основании подпункта 4 пункта 2 и пункта 5 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае реализации или ввоза на территорию Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, включая медицинские изделия, применяется налоговая ставка НДС в размере 10 процентов.
В последнем абзаце пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что коды видов продукции, в отношении которых применяется налоговая ставка 10 процентов, в соответствии с ОКП, а также ТН ВЭД определяются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, для целей применения пониженной ставки НДС в размере 10 процентов имеет значение не только отнесение реализуемых (ввозимых) товаров к группе товаров, указанных в пункте 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, в частности, к медицинским изделиям, но также соответствие товаров конкретным кодам по ТН ВЭД и ОКП, установленным Правительством Российской Федерации.
Утверждение Правительством Российской Федерации отдельного Перечня кодов медицинских товаров в соответствии с ТН ВЭД, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию, предопределено фактом взимания НДС при ввозе товаров на таможенную территорию и служит цели обеспечения определенности налогообложения, имея в виду, что декларирование налогоплательщиками ввозимых товаров и осуществление таможенными органами контроля за правильностью уплаты налога производятся исходя из той классификации товаров, которая предусмотрена для таможенных целей.
Следовательно, в тех случаях, когда взимание НДС производится в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и администрирование налога осуществляется таможенными органами, налоговая ставка 10 процентов, предусмотренная пунктом 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, по общему правилу, применяется, если ввозимый товар отвечает надлежащему коду ТН ВЭД, а не коду ОКП.
Указанные обстоятельства не были исследованы судами, равно как и не был исследован вопрос о возможности применения к спорным правоотношениям разъяснений, данных в пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" с учетом того, что указанная позиция применялась когда классификация товара в ОКП отличалась от классификации того же товара в ТН ВЭД, то есть имели место отдельные противоречия в отнесении ввозимого товара к соответствующей группе товаров (отдельные несовпадения в наименовании, различия в описании одного и того же товара), порождавшие произвольность в налогообложении и неустранимые неясности в определении условий применения налоговой ставки, установленной пунктом 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (определение Верховного суда Российской Федерации от 14.03.2019 N 305-КГ18-19119 по делу N А41-88886/17).
Кроме того, судами не проверено соотношение кодов ОКП ввезенных товаров кодам ТН ВЭД, ОКПД 2, ввиду того, что Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, утвержденный постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301 "О принятии Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 с датой введения в действие с 1 июля 1994 года", утратил силу с 01.01.2017 в связи с изданием приказа Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности".
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Размер заявленной к возврату суммы таможенных платежей исчислен заявителем путем вычитания из общей суммы таможенных платежей излишне уплаченного НДС в отношении товаров, входящих в Перечень кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на 7 добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688 (далее - Перечень N 688) и Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 (далее - Перечень N 1042). В тоже время, в рамках настоящего дела рассматривалось решение об отказе в возврате излишне уплаченного НДС в отношении товара - "эндопротезы-сетки полимерные для восстановительной хирургии, стерильные", и судам надлежало исследовать вопрос о применении налоговой льготы в отношении указанного товара.
Указанная правовая позиция согласуется с позицией Арбитражного суда Московского округа, изложенной в постановлении от 27.06.2019 по делу N А40-203040/18, и правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14.03.2019 N 305-КГ18-19119 по делу N А41-88886/17.
Вопрос проверки расчета и правильности исчисления налоговой льготы не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, а суды первой и апелляционной инстанций указанный вопрос не исследовали, расчет заявителя не проверили.
В связи с тем, что для правильного рассмотрения настоящего спора требуется установить, имеет ли общество право на предоставление таможенной льготы, определить, какие товары, ввезенные на территорию Российской Федерации не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, как входящие в Перечень N 1042, а какие товары входят в актуальный Перечень N 688, суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, полагает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть изложенное, исходя из подлежащих применению норм материального права, на основании полного, всестороннего и объективного исследования и оценки всех имеющихся в деле доказательств, доводов и возражений лиц, участвующих в деле, установить обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела, установить возможность применения к спорным товарам льготы, правильно применив нормы материального права, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20 марта 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 июля 2019 года по делу N А40-244096/18 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
О.В. Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.