г. Москва |
|
17 октября 2019 г. |
Дело N А40-202876/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.10.2019.
Полный текст постановления изготовлен 17.10.2019.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Дунаевой Н.Ю.,
судей Нечаева С.В., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от Префектуры Восточного административного округа города Москвы - Кучмасов К.С. доверен.- от 17.07.19г.N 01-14-2848/19
от ООО "ДАРВИК" - Хохлов С.Н.- доверен. от 12.01.18г
от ГБУ "Автомобильные дороги ВАО" - не явился, извещен
от Управы района Перово - не явился, извещен
от Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы - не явился, извещен
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ООО "ДАРВИК"
на решение от 13 марта 2019 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Ламоновой Т.А.,
на постановление от 02 июля 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Кораблевой М.С., Алексеевой Е.Б., Панкратовой Н.И.,
по делу N А40-202876/17 по иску Префектуры Восточного административного округа города Москвы (ИНН 7718112909, ОГРН 1027700559127)
к ООО "ДАРВИК" (ИНН 7702327835, ОГРН 1027700089999)
третьи лица: ГБУ "Автомобильные дороги ВАО", Управа района Перово, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы
о взыскании убытков за демонтаж объекта,
УСТАНОВИЛ:
Префектура Восточного административного округа города Москвы обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Дарвик" о взыскании 1 145 900 руб. убытков за демонтаж объекта.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ГБУ "Автомобильные дороги ВАО", Управа района Перово, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.03.2019 исковые требования удовлетворены.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2019 решение Арбитражного суда города Москвы от 13.03.2019 по делу N А40-202876/17 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа, в которой просит решение Арбитражного суда города Москвы от 13.03.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2019 по делу N А40-202876/17 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В качестве оснований обоснованности жалобы заявитель ссылается на нарушение и неправильное применение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, суды не учли отсутствие доказательств создания объекта ответчиком, отсутствие факта нарушения ответчиком разрешенного использования предоставленных в аренду земельных участков, отсутствие доказательств причинения истцу убытков и их неверный расчет, отсутствие у истца права на предъявление иска, диск с протоколом судебного заседания от 25.06.2019 поврежден, поэтому вышеуказанные судебные акты подлежат отмене.
В ходе судебного рассмотрения кассационной жалобы заявитель поддержал доводы жалобы, просил решение Арбитражного суда города Москвы от 13.03.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2019 по делу N А40-202876/17 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Истец доводы кассационной жалобы отклонил, просил судебные акты оставить в силе.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о дате и месте судебного разбирательства не явились. Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения оспариваемых судебных актов, а именно:
Как следует из материалов дела и установлено судами, Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы было проведено обследование земельного участка по адресу: г. Москва, Электродная, вл. 2, по результатам которого составлен акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка от 12.12.2014 N 9032358, из которого следует, что на земельном участке по указанному адресу расположено одноэтажное сооружение площадью 350 кв. м.
При этом, в ходе обследования земельного участка выявлено, что ООО "ДАРВИК" на основании договора аренды земельного участка от 10.02.2009 N М03-030610 были предоставлены во временное владение и пользование земельные участки, имеющие адресные ориентиры: г. Москва, Электродная, вл. 2, стр. 21 - 26 с кадастровыми номерами 77:03:0006001:84, 77:03:0006001:85, 77:03:0006001:86 для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов.
Вместе с тем, ООО "ДАРВИК" на земельном участке 77:03:0006001:86 было незаконно размещено одноэтажное сооружение площадью 350 кв. м по ул. Электродная, вл. 2, за строениями 20, 21. При этом, разрешение на возведение данного строения не представлено, имеются признаки самовольного строительства.
Из рапорта Госинспекции по недвижимости от 12.12.2014 следует, что земельный участок для целей нового строительства или реконструкции объектов не предоставлялся; разрешение на возведение объекта и акт ввода в эксплуатацию объекта отсутствует; сооружение в органах БТИ не учтено; имущественные права на данное сооружение не представлены; объект - сооружение площадью 350 кв. м обладает признаками самовольного строительства.
Во исполнение постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП Государственным бюджетным учреждением города Москвы "Автомобильные дороги Восточного административного округа" 19.04.2015 был произведен демонтаж объекта площадью 350 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Электродная, вл. 2, стр. 20, 21, что подтверждается актом.
Согласно Титульному списку объектов, демонтированных на территории Центрального административного округа г. Москвы в 2015 год, стоимость работ по демонтажу объекта составила 1 145 900 руб. Указанная сумма затрат на демонтаж самовольных объектов рассчитана исходя из норматива затрат на оказание государственных услуг государственным учреждениям города Москвы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства в качестве основных видов деятельности, утвержденных распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 21.04.2014 N 05-14-137/4.
Полагая, что расходы по сносу смольной постройки должны быть возложены на ответчика, Префектура обратилась в суд с настоящим иском.
Убытки подлежат взысканию по правилам статьи 15 Гражданского кодекса РФ, согласно которой лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать противоправность поведения ответчика, наличие и размер понесенных убытков, а также причинную связь между противоправностью поведения ответчика и наступившими убытками.
Как следует из материалов дела, спорные постройка, пристройка снесены во исполнение Постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП.
В п. 2.1 Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (утверждено Постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП) указано, что признаками незаконного (нецелевого) использования земельных участков являются: использование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, для проведения работ по строительству (реконструкции) без оформленных в установленном порядке документов (документов, являющихся основанием для использования земельного участка и (или) разрешения на строительство), информация об оформлении которых отсутствует в информационной системе, включающих в себя в том числе размещение на участке строительной техники, оборудования, установку строительных лесов, организацию подъездных путей, разрытие траншей, подключение к сетям (отключение от сетей), ограждение земельного участка, разрытие земельного участка глубиной более 1 метра, возведение фундамента, цокольных этажей, пристроек, надстроек, подземных конструкций, возведение опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, демонтаж опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, а также при наличии факта проведения работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании разрешения на строительство, но с нарушением градостроительных требований в виде превышения технико-экономических параметров, указанных в разрешении на строительство (далее также - незаконное (нецелевое) использование земельных участков).
В п. 3.3.2 Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (утверждено Постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП) сказано, что в случае выявления управой района города Москвы, органами исполнительной власти города Москвы, указанными в пункте 3.2 настоящего Положения, либо Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в рамках осуществления своей деятельности признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в 5-дневный срок проводит обследование соответствующих земельных участков, по результатам которого составляет акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка в случае наличия на соответствующем земельном участке признаков, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, с направлением в течение двух дней копии данного акта в префектуру соответствующего административного округа города Москвы и Департамент городского имущества города Москвы, а при наличии в информационной системе сведений о наличии разрешения на строительство, в том числе срок действия которого истек, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Комитет государственного строительного надзора города Москвы.
В п. 4.1.1 Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (утверждено Постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП) сказано, что префектура соответствующего административного округа города Москвы в 15-дневный срок, а при необходимости разработки проектной документации в 30-дневный срок обеспечивает с привлечением Государственного бюджетного учреждения города Москвы Автомобильные дороги соответствующего административного округа города Москвы либо государственного учреждения города Москвы, получившего в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия право на проведение работ на объектах культурного наследия и их территориях, проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка, после завершения проведения которых в 2-дневный срок уведомляет Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
Пунктом 2.8 Постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП предусмотрено, что финансирование расходов на снос самовольных построек, освобождение земельных участков и осуществление иных мероприятий, предусмотренных настоящим Постановлением, осуществляется за счет средств, предусмотренных префектурам административных округов города Москвы в бюджете города Москвы.
В соответствии с п. 6.2 Постановления Правительства Москвы от 31.05.2011 N 234-ПП "Об организациях работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории город Москвы" префектурам поручено обеспечить взыскание с ответчика расходов по демонтажу, незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, освобождению земельных участков, сносу самовольных построек.
Суды в соответствии с требованиями статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценили доказательства и доводы сторон, приведенные в обоснование заявленных требований и возражений на них, и, правильно применив нормы статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что демонтированная пристройка, за взысканием убытков по сносу которой обратился истец, расположена в пределах земельного участка, предоставленного ответчику на праве аренды, а также учитывая, отсутствие доказательств обратного (наличия пристройки изначально на момент предоставления земельного участка ответчику на праве аренды), пришли к выводу об удовлетворении исковых требований.
При этом, повреждение диска с протоколом судебного заседания от 25.06.2019 не является основанием для отмены судебного акта.
Доводы кассационной жалобы с учетом установленных судами обстоятельств не опровергают выводов, и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, суд кассационной инстанции, действуя строго в пределах своих полномочий, из которых исключены установление обстоятельств, исследование и оценка доказательств, считает, что правовых оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены постановления суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13 марта 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 июля 2019 года по делу N А40-202876/17 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.Ю. Дунаева |
Судьи |
С.В. Нечаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.